Фото: Архив ФМИ
Фото: Архив ФМИ

Совершеннолетние пользователи IQOS были активно вовлечены в создание киноальманаха: они придумывали название фильма и выбирали афиши к каждой из пяти входящих в него киноновелл. В съемках фильма, сценаристом которого выступил писатель и основатель проекта «Беспринцыпные чтения» Александр Цыпкин, также приняли участие пять режиссеров, пять съемочных команд, 60 актеров и 500 профессионалов из мира кино.

«Сноб» поговорил об участии в проекте, критериях отбора историй, жанре короткометражного кино и важности визуальной составляющей для успеха фильма с театральным режиссером и членом жюри проекта Талгатом Баталовым и режиссером новеллы «Полярная» Еленой Бродач.

Талгат Баталов: «Мир многомерен, и никаких ограничений нет, они бывают только у нас в голове»

Ɔ. Поделитесь вашим впечатлением о фильме «(Не)случайные истории». Почему вы решили принять участие в проекте и чем он отличается от других ваших проектов?

У меня очень хорошие впечатления от проекта, мне было интересно уже изначально, еще на стадии задумки. Истории от реальных людей — это интриговало: что же они придумают, чем они живут? Ведь это не профессиональные сценаристы, а люди, которые расскажут свои, может быть, очень личные истории. Это необычный формат. Отличие этого проекта от других в том, что я чаще всего бываю режиссером, а тут был ридером и членом жюри.

Фото: Архив ФМИ
Фото: Архив ФМИ

Ɔ. Каким критерием вы руководствовались при отборе историй? Какие истории больше всего вам запомнились?

Основным критерием, конечно, была сама история: насколько она кинематографична, наполнена образами. И наличие интересного сюжета, событий, динамики. В этом плане лучшими историями для меня были те, что легли в основу новелл «Чпок», «Полярная» и «Арбалетчица».

Ɔ. Что было самым сложным в проекте для вас как для члена жюри?

Особых сложностей я не встретил. Самое тяжелое — отмести одни истории, чтобы выбрать самые интересные.

Ɔ. Можно ли сравнить выбор историй для кино с отбором театрального репертуара?

На самом деле в этом смысле разницы особой нет — в театре ставят киносценарии, а в кино снимают фильмы по пьесам. Мир многомерен, и никаких ограничений нет, они бывают только у нас в голове.

Ɔ. На ваш взгляд, как режиссера, насколько успешно у команды получилось экранизировать истории? Какая история подходит для постановки на театральной сцене? 

Я считаю, что экранизировали все очень грамотно. Особенно удивило, что это удалось сделать в такой непростой период. Фильмы получились небанальными, зрелищными, с прекрасным актерским составом.

Ɔ. Из пяти киноновелл какая история вам ближе и почему?

Меня зацепила история «Полярная». Она в чем-то схожа с событиями и в моей жизни. Я тоже раньше жил не в Москве и попал на радио, стал радиоведущим, благодаря случайностям и соседу, который там работал. И какое-то время я был ведущим вечернего и ночного эфиров. Радио — это очень романтично. Есть в нем что-то магическое, аналоговое. Никто тебя не видел, но все тебя слышали и знают твой голос. Сидишь ночью в эфире, ставишь песни в обход музыкального редактора. Красота.

Елена Бродач: «Классно рассказать историю за короткий срок — это отдельное искусство» 

Ɔ. Фильм «(Не)случайные истории» состоит из пяти короткометражных новелл. Нравится ли вам жанр короткометражных фильмов и почему?

Нравится! И снимать люблю, и смотреть. А классно рассказать историю за короткий срок — это отдельное искусство. Плюс, на подготовку требуется меньше времени, на них не нужны большие бюджеты. Считается, что идеальный хронометраж короткометражки — до двадцати минут, но меньше — лучше. Такие рамки устанавливают ведущие кинофестивали, в конкурс которых попасть задача непростая — очень высокая конкуренция.

Фото: Архив ФМИ
Фото: Архив ФМИ

Ɔ. Мечтаете ли вы снять полный метр?

Я сейчас как раз работаю над сценарием своего дебютного фильма. Весной участвовала с этим проектом в известной кинолаборатории. Правда, в текущих реалиях лаборатория была в онлайн-формате. Но все равно это был очень полезный опыт, который позволил мне перейти на следующую стадию развития проекта.

Ɔ. Сложнее ли снимать фильм по реальной истории?

Мне кажется, нет. Но, наверное, ответственности больше.

Ɔ. Чем вам близка история киноновеллы «Полярная»? Что вам в ней больше всего понравилось?

Мне нравится, что в этой киноновелле герои приходят к пониманию, что делать выбор между карьерой и семьей не нужно. Это не взаимоисключающие понятия.

Ɔ. На съемках киноновеллы «Полярная» квартира главной героини была воссоздана с нуля. Насколько важна визуальная составляющая для успеха фильма? 

Очень важна. Не только для успеха, это же один из компонентов кино. Все должно работать на драматургию и подчеркивать характер героев. В самом начале работы над фильмом мы с творческой группой: оператором, художником-постановщиком, художником по костюмам — определяем стиль, обсуждаем цветовую гамму, метод съемки.

Квартиру героини действительно делали с нуля, но это нормальная практика в кино. Правда, времени у нас было очень мало, сделали за два дня, представляете? А ведь нужно не только обои на стены поклеить, но и состарить их, обжить. Вы, наверное, обратили внимание, что в самом начале герои переезжают в новую квартиру, а через некоторое время она уже обжита? А это значит, что одну и ту же локацию нужно сделать дважды. Сначала собрали все целиком, расставили реквизит, отрепетировали мизансцены и разобрали до состояния переезда. И уже во время съемочного процесса вновь собрали по отработанной схеме.

Ɔ. Во время съемок онлайн-премьеры фильма «(Не)случайные истории» вы сказали, что по профессии архитектор. Как произошла трансформация в режиссера и почему?

По первой профессии я архитектор, а по второй — режиссер. На самом деле я всегда мечтала снимать кино. Еще когда выбирала университет, хотела поступать в кинематографический, но не решилась. Поступила в архитектурный. Через несколько лет работы архитектором захотелось перемен. Друзья предложили пойти к ним в команду, руководить самым большим на тот момент в России конкурсом плаката в области графического дизайна. Так я начала продюсировать проекты. Позже стала руководить проектами в Институте дизайна и архитектуры, а потом в журнале, через какое-то время начала снимать репортажи.

А ближе к тридцати, испугавшись кризиса среднего возраста, решила попробовать поступить на курсы для сценаристов и режиссеров. Так я оказалась в мастерской режиссуры игрового фильма. Сразу сняла два короткометражных фильма, разослала по фестивалям, не имея представления о том, как они работают, и неожиданно для себя от многих получила положительные ответы, в том числе от российского и международного фестивалей. Многие фестивали выигрывала. Оказалось, что остановиться уже невозможно.

*Комьюнити — совершеннолетние пользователи IQOS.
18+. Не исключает риски.
Данный материал посвящен проекту, предназначенному только для совершеннолетних пользователей IQOS. Партнерский материал.