Отчаянные времена и новые меры 

Во время пандемии Zoom стал для многих главным местом встреч с коллегами. В марте 2020 года количество ежедневных платных и бесплатных пользователей сервиса для видеоконференций превысило 200 млн человек. По данным Zoom, в декабре 2019-го их максимальное количество составляло 10 млн в день. То есть эксперты выявили 20-кратный прирост за три месяца. 

Выходит, трудиться на удаленке (полностью или частично) стало огромное количество человек. И далеко не все оказались к этому готовы. Многим психологически было сложно привыкнуть к отсутствию живого общения. Для кого-то (людей старшего поколения или просто консервативных) было проблематично начать работать с новыми компьютерными программами. Все это создавало и продолжает создавать стресс у офисных работников, сидящих за домашним компьютером. 

Находясь в постоянном беспокойстве и напряжении, любые конфликты люди воспринимают острее. Если раньше неустановленная программа на компьютере воспринималась как неприятность, то сегодня это беда вселенского масштаба. 

Видоизменились, но не исчезли и конфликты между коллегами. Теперь причиной ссоры может стать мейл без ответа, внезапно слетевший интернет или неумение работать в «Google Документах». 

Чтобы минимизировать стресс и конфликты, вместе с новыми формами онлайн-взаимодействия начали формироваться и правила вокруг них. Цифровая этика стала трансформироваться от противного — исключая то, что раздражает большинство.

Эксперты агентства Comunica провели исследование, чтобы выявить главные негативные факторы онлайн-коммуникаций. Тремя самыми нежелательными действиями во время Zoom-конференций стали: пережевывание еды (первое место), опоздание (второе место) и нахождение собеседника в шумных местах или рядом с кричащими родственниками (третье место). 

Таким образом, уже вырисовываются первые правила поведения: не верь, что ты бесшумно ешь, бойся опоздать и проси детей не кричать. Но этот список можно и продолжить.

Фото: Ekaterina Bolovtsova/Pexels
Фото: Ekaterina Bolovtsova/Pexels

Семь обязательных правил цифрового этикета 

1. Определите время, в которое вы отвечаете по работе.

Совершенно не стоит стесняться того, что вы не хотите работать круглые сутки. Если ваш рабочий день всегда был с 10 до 19 часов, переход на удаленку не должен менять этот режим. Мы так же встаем, завтракаем и принимаемся за рабочие дела, — исключение лишь в том, что можем делать это в шортах и не тратить время на дорогу. Но вечер все еще принадлежит нашим семьям, отдыху или спорту. В статусе мессенджеров можно вежливо написать, что вы отвечаете на рабочие вопросы (без учета форс-мажоров) до определенного часа. Такой подход говорит не о лени, а об умении распределять свое время.

2. Используйте свое настоящее имя. 

В мессенджерах и Zoom должны быть четко прописаны ваши имя и фамилия. Никаких прозвищ — подобные никнеймы будут неуместны даже в дружеском коллективе. Ваш начальник должен без труда определять, где бухгалтер Иванов, а где HR-специалист Волкова. Также не стоит устанавливать на аватарку фривольное или глупое фото. Если считаете, что удачных снимков нет, просто оставьте аватарку пустой. 

3. Смотрите на коллег, если общаетесь по видео.

Правило простое, но его игнорирование может сделать общение с вами дискомфортным. Многие автоматически смотрят не на собеседника, а на себя по видео. Коллега может воспринимать этот взгляд как отвлеченный и направленный на что-то более важное, чем он. Это никому не понравится. Старайтесь смотреть в камеру. Если во время беседы вы вынуждены делать письменные пометки, также периодически возвращайтесь глазами в камеру, чтобы собеседник вас не терял. 

4. Не посылайте голосовые сообщения. 

Открою секрет: это многих раздражает. Особенно когда сообщения касаются работы. Во-первых, чтобы прослушать голосовое, нужно как минимум надеть наушники или уйти в тихое место. Во-вторых, многие люди тяжело воспринимают информацию на слух. Гораздо комфортнее пробежать глазами по сообщению, чтобы выделить основные тезисы. В-третьих, чтобы запомнить или пометить важные цифры и задачи, нужно будет записать их самостоятельно. Возможно, для этого нужно прослушать голосовое несколько раз. Куда удобнее было бы просто открыть текст. И последний раздражающий фактор в голосовых сообщениях — невозможность понять его срочность. В отличие от текста, мы не в состоянии оценить, насколько сообщение «горячее». Можно продолжить решать текущую задачу и потом послушать голосовое? Или все бросать и искать наушники? Отправлять голосовые можно только в случае, если об этом попросил сам собеседник. 

5. Вы не обязаны добавлять коллег в друзья. 

Понимаю, что сейчас друзьями в соцсетях стать намного проще, чем в реальной жизни. Но вы не обязаны френдить всех коллег. На своей страничке в социальной сети вы имеете право выкладывать и писать все, что захотите. И так же имеете право на то, чтобы это видели только ваши друзья и подписчики. Ограничение круга интернет-друзей создает некую приватность. Поэтому, если не хотите пускать в свой мир бухгалтера компании или главу отдела, не пускайте.

6. Организуйте home-office. 

Речь идет об организации пространства, где вам будет комфортно психологически и физически. Выделите себе стол, разберитесь с розетками, докупите при необходимости удлинители. Предупредите домашних, чтобы не шумели, когда вы общаетесь с коллегами. Позаботьтесь о нейтральном фоне вокруг вас. 

7. Помните про приличный и опрятный внешний вид. 

Конечно, не стоит ходить целый день по дому в рубашках (хотя, если вас это настраивает на правильный лад, то пожалуйста). Но и приветствовать коллег в пижаме — тоже не вариант. Выберите нейтральный комплект для видеоконференций: светлую или темную футболку без провокационных принтов. Если хотите придерживаться офисного стиля, никто не запрещает. Главное — помнить, что любое правило можно и нужно обсуждать. Необходимо, чтобы было максимально комфортно всем, а не только вам. Этикет — это про уважение к себе и окружающим.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь