52-летний музыкант Билли Брэгг известен своими леволиберальными взглядами. Политические акции и заявления он делает едва ли не чаще, чем выпускает альбомы и синглы. Понятно, что мимо такого события, как вероятная победа Британской национальной партии (BNP), на грядущих выборах по округу Баркинг и Дагенхэм, он пройти не мог.

Баркинг, один из самых бедных районов Лондона, считается главным пристанищем ультраправой партии, выступающей помимо прочего за «добровольное выселение» всех мигрантов. В 2006 году BNP получила треть мест на выборах в местный совет, а в этом году замаячила возможность первой победы политических маргиналов на местных выборах. В резком росте популярности BNP принято винить бесконтрольную миграцию, но недавнее исследование показало, что связь тут обратная: чем выше уровень миграции, тем ниже поддержка BNP.

Брэгг, или «бард из Баркинга», как его называют фанаты (хотя он давно переехал оттуда в более благополучный Дорсет), объясняет, чем чревата победа BNP на грядущих выборах:

Брэгг написал музыку для спектакля «Падение напряжения» (Pressure Drop) режиссера Мики Гордона. Премьера прошла в понедельник 19 апреля в здании музея Wellcome Collection. Режиссер подошел к оформлению зала и сцены достаточно революционно. Сидячих мест вообще нет, зал представляет собой овальное помещение, с четырех сторон окруженное четырьмя сценами: музыкальной, на которой заседает Брэгг с группой, далее идут церковь с открытым гробом, паб и гостиная. Стены из ДСП, образующие овал зала, разрывает подсвеченная красная полоса, заканчивающаяся крестом Святого Георгия — национальным флагом Англии. В почти полной темноте из разных углов одновременно раздаются призыв муэдзина к молитве, футбольные кричалки и вой полицейских сирен, потом вступает Брэгг с песней о родном районе, а затем начинается собственно спектакль. Вместо смены декораций герои просто переходят с одной сцены на другую прямо через зрительный зал, что создает определенные трудности: зрители, стоящие у одной сцены, вдруг оказываются на большом расстоянии от другой, куда переместилось действие, возникает некоторая давка.

Сюжет вращается вокруг трех поколений типичной английской рабочей семьи. Джон, младший брат, давно уехавший в Америку и ставший там успешным банкиром, возвращается на похороны отца в родной Баркинг, который за это время изменился до неузнаваемости. Встретившись в пабе со старшим братом и общим другом детства, он выясняет, что брат баллотируется на выборах от BNP, и приходит в ужас. Параллельно с этим развивается история «друзей семьи» — подростка Барни и его отца Тони, типичного футбольного хулигана-националиста: бритая голова, золотая цепь на шее, спортивный костюм. Тони, перемежая каждое слово матом, рассказывает об «ужасах» бесконтрольной иммиграции: везде пакистанцы, которых теперь нельзя называть «паками», учителя все черные, магазины — польские, на углу мечеть. В качестве резонера выступает лежащий в гробу дедушка-ветеран, фанат регги, который, к ужасу бабушки, в завещании просит, чтобы на его похоронах обязательно звучала песня группы Toots & The Maytals, вынесенная в название пьесы. На фоне развивающейся трагедии с убийством мусульманского подростка (отсылка к реальным событиям 2006 года сразу после выборов) герои пытаются понять, что же такое быть англичанином в современной Великобритании. Ни к каким более или менее определенным выводам они не приходят, но BNP терпит закономерное поражение как минимум в рамках одной отдельно взятой семьи. Джек снимает свою кандидатуру с выборов, а мерзавцу Тони отказывают в чести нести гроб с дедушкой Роном.

Зрители после спектакля делятся ощущениями: