Фото: Пресс-служба проекта «Чтения со смыслом»
Фото: Пресс-служба проекта «Чтения со смыслом»

Идея проекта «Чтение со смыслом» появилась у петербургского литератора Ирады Берг задолго до начала пандемии. Еще до введения всех карантинных мер и самоизоляций она позвонила с просьбой, чтобы «Сноб» поддержал проект, где причудливо сошлись слово, театр, знаменитые петербургские интерьеры, талантливые актрисы и серьезные мужи. 

Выбор имен не вызывал сомнений: Андрей Аствацатуров, замечательный писатель, давний автор «Сноба»; Дмитрий Озерков, куратор, заведующий отделом нового искусства в Государственном Эрмитаже, одна из ключевых фигур современной художественной жизни; Леонард Блаватник, легендарный филантроп, меценат, участник проекта «Сноб» чуть ли не с самого основания; Эдуард Тиктинский, известный петербургский предприниматель, президент группы RBI. Наконец, Михаил Борисович Пиотровский, директор главного музея страны, согласившийся не только придать своим именем и статусом дополнительную значимость всей этой затее, но и включиться в работу жюри, отбирающего произведения молодых дарований для альманаха.

Не стану перечислять других opinion makers, которых удалось привлечь в проект (исчерпывающую информацию можно получить на сайте www.read.spb.ru), но тут важны не столько имена и регалии участников, сколько сама идея вернуть процессу чтения ощущение забытой неспешности. «Чтение со смыслом» — это открытый диалог читателей и писателей, вовлекающий в дискуссию людей самых разных интересов, возраста и опыта. Мы все давно стали заложниками собственных гаджетов. Взгляд привычно цепляется за хештеги, скользит по эсэмэскам, застревает ненадолго в чатах. Слово девальвировано до набора смешных картинок. Нам проще объясниться при помощи нескольких междометий или восклицаний, чем писать друг другу длинные послания. Но вместо обычных сетований и бессильных стенаний Ирада Берг предложила свою оригинальную концепцию: а что, если сделать чтение сугубо элитарным занятием? Вернуть книге, позорно изгнанной из современных модных интерьеров, статус главной гостьи, каковой она еще недавно считалась в любом интеллигентном жилище. Действительно, если у тебя есть время читать толстые и сложные книги, это самый верный признак того, что ты принадлежишь к интеллектуальной элите, считает Дмитрий Озерков. И никаких обязательных реверансов и расшаркиваний в сторону нечитающего большинства. Элита никому ничего не должна. «Чтение со смыслом» — удел избранных. И не надо этого стесняться или как-то оправдываться. Отсюда и атмосфера литературного салона, которую Берг постаралась возродить на мероприятиях проекта, проходивших то в Домашнем театре Юсуповского дворца в Петербурге, то в зале Тульской филармонии, то в дубовой гостиной Центрального дома литераторов в Москве. 

Однако салонная камерность самих этих действ нисколько не должна умалять ни масштаба поставленных задач, ни серьезности текстов, представленных на конкурс и после тщательного отбора попавших в альманах «Кто я?». Сегодня фрагменты из них прозвучат на Новой сцене Александринского театра в исполнении Сати Спиваковой, Владимира Кошевого, Екатерины Варнавы, Андрея Аствацатурова и самой Ирады Берг. Постановщиком перформанса «Кто я?» выступит молодой режиссер Антон Оконешников, номинант национальной премии «Золотая маска» и «Золотой софит». Потом у зрителей будет возможность пообщаться и даже вступить в дискуссию с авторами сборника и артистами.

Испытания, переживаемые всеми нами в уходящем 2020 году, показали, как хрупка наша жизнь, как беззащитна она перед смерчем, обрушившимся на нашу планету в виде нового неразгаданного вируса. В такие моменты мы обращаемся к тому, что во все времена служило одним из главных утешений и спасений, — к слову, книге, чтению. Сегодня мы читаем не для развлечения или отвлечения, а чтобы лучше понять себя и тех, кто рядом, чтобы разделить чье-то одиночество и почувствовать, что мы не одни.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь