Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Ɔ. Дмитрий, вы шеф с более чем 20-летним опытом: сначала был ресторан «Яръ», затем казино Crystal, в 2000 году вы присоединились к Maison Dellos в качестве повара ресторана «Кафе Пушкинъ» и через четыре года стали су-шефом. Наконец, 13 из 15 лет вы руководите кухней «Турандот». Как за это время изменился ресторан?

Концепция меню изменилась кардинально, открывался ресторан с аутентичной китайской едой, она была интересна москвичам как опыт, но не до конца понятна. Тогда еще не был так развит вкус и не случилось повсеместной экспансии паназиатских проектов. «Турандот» был первым, задал тон и курс, но чуть опередил время. Москвичи тогда (и сейчас тоже) не готовы есть азиатскую еду каждый день — ее вкус яркий, и мы не родились с ним, скорее, дегустируем, это развлечение для рецепторов. Мы придумали, как соединить концепцию и желания гостей, замиксовать паназиатское и европейское направление. В 2005 году для разработки аутентичного меню был приглашен шеф-повар Алан Яо, обладатель двух звезд Мишлен, а Эммануэль Рион ставил кондитерский цех. Со временем у нас сформировался собственный стиль, его мы и придерживаемся, добавляя новые тренды. В меню до сих пор есть блюда, созданные практически в момент открытия: салат с хрустящей уткой, знаменитые в Москве креветки Васаби, некоторые десерты.

Ɔ. В чем можете назвать себя первыми?

Первыми мы стали вводить бранчи, начинали с 70–80 гостей, сейчас количество увеличилось до 250 человек. Столы на предпасхальные и новогодние даты бронируют не меньше чем за несколько недель — так велика популярность. Еще мы первооткрыватели в сетах. Они были введены для иностранных гостей, которым было сложно ориентироваться в большом меню: четыре-пять курсов для знакомства с концепцией ресторана за фиксированную цену — это прекрасная идея.

Ɔ. У ресторана богатая история. Кого из звездных гостей вы принимали у себя?

Список огромен: от мировых знаменитостей до глав государств, премьер-министров, культовых музыкантов. На ум сразу приходит актриса Скарлетт Йоханссон. Она была в восторге от барной стойки и весь вечер провела возле нее. У нас ужинали солисты группы Rammstein, Венсан Кассель и Тина Кунаки, а Джонни Депп заказал целиковую стерлядь, и она ему так понравилась, что он попросил голову завернуть с собой. Самым ярким и креативным был ужин с дизайнером шляп Филипом Трейси — мы специально создали сотни канапе по мотивам коллекции его шляп.

Ɔ. Что обязательно нужно попробовать в «Турандот»?

Однозначно вечная ценность — салат с хрустящей уткой, 90% гостей им восхищаются. На горячее я бы порекомендовал новое блюдо — сыр тофу с ярким соусом из имбиря, чеснока, чили, а на десерт — карамельную сферу под названием Мельба. У нее ежесезонно в меню своя интерпретация вкуса: осенью это был China Peach, на Рождество — хрустальный мандарин.

Ɔ. У ресторана такой запоминающийся, броский, театрализованный интерьер. Как вы придумываете подачу своих блюд, чтобы они выглядели уместно и не терялись на фоне роскошной обстановки?

Моя задача — удивлять, а еще создавать связь между пространством, атмосферой и тем, что на тарелке. Например, в меню был тартар из угря на красной тарелке, накрытый карпаччо из свеклы — ощущение полного монохрома, но при ближайшем рассмотрении картинка менялась. Или в сете «Восток-Запад» есть брутальный печеный сельдерей: внешняя форма скрывает изящнейшую подачу пюре из сельдерея и крабов. Еще я подавал суфле из тархуна на ледяной руке, гребешок на чипсе — когда его приносили, то гости думали, что это все блюдо, а это всего лишь аппетайзер.

Ɔ. У вас средний чек 3500 рублей, но многие думают, что посетить «Турандот» им не по карману. Как боретесь с этим стереотипом?

Да, тренд на демократизацию присутствует, у нас много форматов, позволяющих познакомиться с рестораном и не потратить много денег. Во-первых, «Меню без границ», стоимостью 3850 рублей и включающее несколько десятков самых классных блюд из меню ресторана, есть можно столько, сколько захотите, хоть все позиции закажите по три раза. Во-вторых, фестиваль «Set-o-мания» — в этом году мы проводим его уже в 14-й раз. В январе и августе весь месяц действуют сеты из трех-четырех блюд за 1850 рублей. За небольшую сумму — новое, интересное и вкусное.

Ɔ. Вкусы ваших гостей со временем изменились?

Сейчас гости более искушенные, опытные, знающие, они уже много попробовали и о многих блюдах составили личное представление. Поэтому мне интересно делать сеты и экспериментировать со сложносочиненными вкусами, чтобы удивить людей чем-то неизведанным.

Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Ɔ. Какой самый яркий гастрономический опыт был у вас?

В 2014 году мы ездили на несколько дней в Сан-Себастьян и посещали по три-четыре ресторана со звездами Michelin ежедневно. Это было, не поверите, сложно из-за обилия еды, но воспоминания остались очень яркие.

Ɔ. С кем из выдающихся шефов вы готовили?

В 2017 году в «Турандот» мы принимали шеф-повара Массимо Боттура (ресторан Osteria Francescana, удостоенный трех звезд Мишлен). Работа с ним на одной кухне стала для меня ярчайшим событием в карьере и бесценным опытом. В 2018-м делали совместный ужин с Заю Хасегава (Zaiyu Hasegawa), шефом №1 в Японии, №2 в Азии, №17 в мире в рейтинге 50 Best. Еще приезжал Наполь Джантрагет — это лишь немногие громкие имена мировой гастрономии, отмеченные гидами Мишлен и The World’s 50 Best Restaurants, с которыми мы работали на одной кухне.

Ɔ. Что сейчас в планах кроме новогодних бранчей?

В ноябре была презентация гастросета «Восток-Запад» (стоимость без вина 4900 рублей), он доступен по предварительному заказу. В меню: канапе огурец – магаданская креветка, тартар из говядины в репе, сыр тофу в азиатском стиле с трюфелем, овощи темпура с кунжутным соусом, борщ том-ям, сельдерей с крабом, запеченный порей с мраморной говядиной и суфле из фейхоа. Мне нравится, как подобраны вина — они очень точно подчеркивают вкусы и текстуры, особенно хорошее сочетание получилось с игристым саке.

Беседовала Виктория Решульская

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь