Иллюстрация: United Nations COVID-19 Response/Unsplash
Иллюстрация: United Nations COVID-19 Response/Unsplash

Дарья Азовская, фотограф, стилист, Россия:

Я хотела бы сказать спасибо этому странному году за то, что карантин позволил сблизиться с семьей. Отмены мероприятий напомнили мне о ценности гостей, о домашних вечеринках и о том, что можно никуда не спешить.

Рами Крупник, адвокат и нотариус, Израиль:

2020 год подобен насильнику-алкоголику: те редкие моменты, когда он дома, трезв и не поднимает руку, запоминаются яркими и счастливыми, и когда вспоминаешь, кажется, будто было не так уж и плохо.

Конечно, в этом году были светлые моменты.

Сначала о счастье — для меня ультимативным счастьем был прыжок с парашютом. Это и преодоление себя, и единение с сыном — мы прыгали вместе, и совершенно новое, ранее не испытанное чувство полета. Я обязательно повторю.

После счастья — о деньгах. Работы в офисе было определенно меньше, но я неплохо заработал на бирже, сэкономил деньги на полетах, поездках, гостиницах, ресторанах, вложил их в биржу и опять же заработал. У меня появилось новое хобби, позволяющее совмещать полезное с приятным.

Во время локдаунов я не сидел сложа руки — в свободные часы взял онлайн-курсы по налогообложению недвижимости и представлению в процессе банкротства. Они помогут мне развиваться профессионально.

К тому же сектор услуг в Израиле наконец понял, что на дворе двадцать первый век — теперь даже у нас почти все можно заказать удаленно и во всех государственных органах появилась возможность удаленной подачи регистрационных документов.

А еще, пока был локдаун, Израиль кучу мирных договоров заключил. С Арабскими Эмиратами, с Марокко, с Бахрейном, с Суданом. В Судан, скажем, я не поеду, даже если доплатят, а в Дубаи, как только этот бред закончится, запросто. Столько лет завидовал россиянам, а теперь сам могу.  

И наконец, у нас есть вакцина. Так что верной дорогой идете, товарищи!

Валерий Печейкин, драматург, Россия:

Я не был в отпуске пять лет. И в этом году он наконец случился. Конечно, я никуда не поехал и тем более не полетел. Однако сама возможность сидеть дома оказалась чудом. Даже не сидеть, а лежать и спать. Кроме того, в этом году возникло ощущение, что историческое время снова идет. Вроде бы все остановилось, но в то же время — сдвинулось. Возникли какие-то события, а не просто новости. Я давно такого не помню. И никогда не забуду. Спасибо тебе, 2020-й.

Максим Саблин, кандидат социологических наук, юрист, автор романа «Крылатые качели», Россия:

За что поблагодарить 2020-й? Спасибо, что живой, наверное. Но если без шуток, то благодарю год за то, что научил меня быть никем. Я долго к этому шел, но в этот год достиг прямо-таки замечательного прогресса. В связи с тем что пандемия планомерно уничтожила веру в выполнение планов, я постепенно перестал бороться, совершенно обленился и забылся. Я перестал думать, перестал контролировать жизнь, даже перестал пытаться менять людей. Я ничего не ждал от жизни, не стремился быть кем-то. Как дремлющая выдра плывет на спине по течению реки, так беззаботно плыл я по минутам пандемийных дней. Но когда в конце года кончились деньги и я вынужден был очнуться, заметил, как много было налажено в моей жизни. Во-первых, часть прошлого, по факту давно умершая и не имевшая будущего, наконец перестала иметь для меня всякое значение. А во-вторых и в главных — в моей жизни появились новые отношения, и я смотрю в свое будущее с воодушевлением, вижу в подзорную трубу дальние берега и непокоренные вершины. Как это возможно? Что это было, в 2020-м? 

Лариса Бабкина, владелица риелторского агентства, Россия:

Год прошел как-то мимо привычной жизни. Но, если искать хорошее в плохом, а это мне обычно удается, то я благодарю 2020-й за тот креатив и творчество, которые были задействованы, чтобы сделать удаленное общение с близкими людьми интересным, отметить все дни рождения и праздники затейливыми онлайн-подарками: фильмами, песнями, картинами, стихами и зум-вечеринками. 

Софья Березовская, автор детских книг, мама троих детей, Италия:

Спасибо за возможность взглянуть на мир и привычные вещи в нем по-новому, наслаждаться малым, искать приятное в мелочах, сохранить критичность, адекватность и гибкость мышления в новых обстоятельствах, «не сойти с ума» от гиперобщения с домашними, за возможность пожить в мировой катаклизм — не всем поколениям это удается, мы войдем в историю. И за неоценимый жизненный опыт, полученный в это неординарное время.

Anna Bistroff, дизайнер, лектор по истории и философии моды, Россия:

2020 году я благодарна за то, что он научил меня подстраиваться — меняться согласно новому паттерну поведения, при этом не изменяя своим коренным принципам. Это только в песне поется: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир» — ни хрена он никуда не прогнется, скорее, сотрет вас в своих безжалостных жерновах. Мимикрия, адаптация, способность оптимизировать свою жизнь и в рамках новых условий, и в формате своих навыков и умений и способности к эволюции — вот чему научил меня 2020-й, чему я продолжаю учиться и за что я ему благодарна. Сложное время — время новых возможностей: для меня это вызов и способ проверить, на что я гожусь.

Анна Шумская, специалист в области иммиграции, Греция:

Этот год был очень сложный. При этом я обнаружила, что все мы нуждаемся немножко в адреналине, чтобы работать продуктивнее. Иначе создается иллюзорное ощущение стабильности, которой в бизнесе никогда не бывает. Кроме того, в этом году я завязала с кофе, с ежедневными пятью-шестью чашками капучино, которые выпивала на работе и перемещаясь по городу. Так как несколько месяцев я не могла пойти и купить готовый кофе, то стала использовать заменители, но у них ужасный вкус, и через четыре месяца я поняла, что живу без кофе. Также я регулярно стала заниматься спортом, опять же по причине того, что в Греции нам разрешено только заниматься спортом или ходить за покупками в супермаркет. Времени стало больше, при этом многие месяцы мы полностью были заперты в домах. Вот и получается, что спорт стал развлечением. 

Также я порадовалась, что десять лет назад сделала упор на дистанционное ведение миграционного бизнеса. В то время это был нонсенс — продавать без офиса. Сейчас наличие выстроенной дистанционной работы помогло удержать бизнес в зоне окупаемости. Также получила странные ощущения от европейской помощи бизнесу. Не могу сказать, что это большие деньги, но как-то вообще странно получать от государства какие-то деньги просто так. Ощущение, что ты на больничном и тебе все равно платят. 

Лиза Питеркина, мотивационный оратор, писатель, Россия:

У китайцев понятие «кризис» обозначается двумя иероглифами: «тупик» и «шанс». Когда началась вся эта страшная канитель, у меня сердце екнуло: вот он, мой тупик. Я знала, что самое важное во время этой турбулентности с полной потерей определенности — не попасть под воздействие тревоги. И весь период с начала самоизоляции, с конца марта, стал для меня экзаменом на зрелость. Все, что я копила в течение десяти лет, консультируясь с психологами, стало моей опорой. Самая большая беда прошедшего года — я столкнулась с большим личным финансовым кризисом, одним из самых сложных за всю мою жизнь. Самая большая радость — я смогла выдержать это эмоциональное напряжение, начать новую деятельность. В моей жизни уже не раз происходили такие парадоксальные события. Благодаря тому что я стала вдовой и тяжело заболела, я стала писателем. Благодаря пандемии и кризису я стала еще более эмоционально устойчивой и совершила еще один личный квантовый скачок. Такие скачки возможны только в том случае, когда есть возможность оттолкнуться от дна. В 2020 году я нащупала дно и ощутила тупик. Спасибо за этот шанс.

Анжелика Азадянц, журналист, Кипр:

Для меня это был очень странный год, время неопределенности, потерь и приобретений, крушения надежд и внезапно — новых возможностей. Год тотальной переоценки ценностей. Время, когда мы чувствовали себя счастливыми лишь от того, что можно было выйти из дома и пройтись по улице. И пусть в этом году у меня не было ни одного путешествия, зато лето было щедрым на лазурное море, долгие прогулки по мокрому песку, звездные ночи, пропитанные запахом жасмина, запотевшие бокалы с ледяным белым, трепетные рассветы и драматические закаты — в островной жизни есть свои недостатки и преимущества. 

В ноябре, уже под занавес, звезды повернулись ко мне лицом, и я получила предложение, о котором не могла и мечтать. Еще я издала свою первую книгу и теперь пишу по ней сценарий. Мой личный 2020-й был непростым, но счастливым. Я благодарна ему за интересный опыт, новых людей, идеи и возможности. 

Счастья всем в наступающем году!

Ирина Баржак, основатель Института публичных выступлений и конфликтологии, Россия:

Я благодарю этот год за то, что теперь знаю, в чем моя сила. Из точки ноль, отчаяния в феврале, когда посыпались все контракты, я пересобрала саму себя и нашла свои точки роста.

За уникальных соседей, с которыми мы вместе делаем зарядку, проводим бизнес-завтраки, конкурсы. Это потрясающие люди. Если бы не пандемия, мы бы не познакомились, наверное.

За вышедшую в локдаун книгу, которая подняла мое настроение. И удивила издательство тем, что почти без продвижения и в такое время первый тираж за лето закончился. А сейчас и второй подошел к концу.

За вновь обретенную дружбу с Аленой Водонаевой, известной телеведущей и блогером, с которой мы не общались 15 лет. Это, наверное, главный подарок 2020 года.

Благодарна за любовь, за влюбленность, которая у меня случилась.

За знакомство с психологом @oksanakozireva (она же телеведущая «Квартирного вопроса»), невероятно классным специалистом уровня космос.

За потрясающих клиентов — новых и постоянных, многие из которых делились со мной своими грандиозными успехами в карьере и расширении бизнеса в этом году. 

За потрясающие интервью с мамой Илона Маска, невероятной, восхитительной актрисой Дарьей Мороз, предпринимателями — молодыми миллионерами Кешей Скирневским и Дмитрием Спиридоновым. 

Сергей Мурашов, инженер, специалист по международным перевозкам, Россия:

Этот год принес нам с женой много хорошего и интересного. Мы наконец доехали до Бали и добрались до дальнего водопада в заповеднике Поринг на Борнео. И то и другое мы давно планировали и рады, что ожидания оправдались. 

Да, сорвался концерт в Вильнюсе, на который мы загодя купили билеты, и путешествие по Германии, которое мы уже детально распланировали. Мы не поехали в Италию и Шотландию. Но съездили в Плес и погуляли по Завидово. Да, уходящий год обманул многие наши ожидания. Но знавал я годы и похуже. И готов поблагодарить 2020-й. Отдельно — за то, что он вот-вот закончится.

Подготовила Татьяна Санькова

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь