Иллюстрация: Wikipedia Commons
Иллюстрация: Wikipedia Commons

Валерий Печейкин, драматург, Россия

Очень важно, чтобы убеждение в собственном таланте совпало с чьим-то мнением. Или противоречило. Мне повезло: первую половину жизни вокруг не было людей, которые считали меня талантливым. И это помогло мне заняться развитием своих способностей. Потом я встретил других людей — тех, кто меня мотивировал и выдал моему таланту кредит. Если такой кредит вы получаете слишком рано или слишком часто, из вас легко может вырасти графоман. Я встречал много графоманов, которых робко спрашивал, почему они решили писать. Они отвечали: «Мне все говорят, что я талантлив(а)». А кто эти все? «Мама, бабушка, тетя, соседка». Когда вас окружают добрые родственники, вам везет по-человечески, но не везет вашему таланту. Я всегда вспоминаю, что первой рецензией, которую получил Франц Кафка, были слова дяди. Он бегло посмотрел написанное племянником и сказал: «Обычная чепуха». Так вот, сегодня я точно могу сказать: многие считают меня талантливым. Но теперь моя задача каждый день говорить себе: «Обычная чепуха». Поэтому прямой ответ такой: да, я талантлив, но нет.

Анжелика Азадянц, журналист, писатель, Кипр 

Почти каждый второй россиянин считает себя талантливым. Я думаю, это еще очень скромно. Вот в Армении каждое утро просыпается 3 миллиона Наполеонов.

Что касается моих талантов — мне нет равных в прокрастинации. Я валяю, пинаю и околачиваю до последнего и мобилизуюсь в ночь перед дедлайном, чтобы в эти последние предрассветные часы, дрожа от ужаса и эйфории, сделать все в один присест. 

Еще я талантливо трачу деньги, складываю слова в тексты (чем эти деньги и зарабатываю) и неплохо готовлю французские десерты. 

Талантливо впадаю в депрессию и сезонный сплин, который у меня неизменно приходится на самые жаркие месяцы — июль и август, и не менее талантливо оттуда выпадаю с приходом прохлады и первых дождей.

На время сплина я задраиваю все люки, настраиваю кондиционер на минимальную температуру и творю нетленку, мечтая о вересковой пустоши, туманах, привидениях и Гримпенской трясине. 

Я надеюсь, что когда-нибудь это затейливое хитросплетение талантов сложится в формулу, которая приведет меня туда, куда нужно (пока это секрет).

Лиза Питеркина, мотивационный оратор, писатель, Россия

С моей точки зрения, самая большая проблема самооценки — ее недостоверность. Самооценка формируется в раннем детстве на основе того, что сообщают ребенку родители о нем самом. И если родители, как часто бывает, не хвалят, «чтобы не испортить», ребенок вырастает с перекошенной самооценкой в сторону обесценивания. А потом — как получится. Мне повезло. Мама и бабушка восхищались моими талантами. У меня был прекрасный музыкальный слух и большие способности к музицированию. Но, вопреки надеждам родни, в которой много профессиональных музыкантов, я стала филологом.

Талант — это знания о себе, подкрепленные реальным опытом. Я могла бы говорить, что у меня есть музыкальный талант, но к своим 50 годам я не сделала ничего выдающегося в музыкальной сфере. Значит, это не талант, а способности. Талант — божий дар, который виден не только его счастливому обладателю, но и окружающим, и среда каким-то чудесным образом способствует тому, чтобы этот талант раскрылся. Могу с уверенностью сказать, что я — талантливый писатель. Это не только мои личные ощущения и знания о себе, но и объективный результат — в моем резюме.

И если каждый второй россиянин считает, что он талантлив, у меня вопрос: почему так много несчастных, нереализованных, несостоявшихся людей? Достоверны ли их сведения о себе? Не содержат ли они завышенную оценку возможностей? Почему эти таланты оказались не востребованы в обществе? Почему в социальной среде так мало людей, сверкающих как звезды? 

Софья Березовская, автор детских книг, мама троих детей, Италия

Объективно — да, я талантливый человек! Каждый из моих талантов находится в перманентном развитии и совершенствовании. Над каждым из них я ежедневно тружусь. Ведь можно быть сколь угодно талантливым человеком, но без труда талант сначала блекнет, а потом исчезает. Его надо развивать, шлифовать и оттачивать. А еще таланты имеют свойство проявляться в течение жизни.

И талант — это совсем не обязательно про литературные, музыкальные и иные шедевры творческой сферы. Ведь можно быть талантливым финансистом, талантливым педагогом или даже просто талантливо вести дом, быть талантливой женой, вдохновляющей супруга на открытия его собственных талантов. А можно талантливо обтачивать детали на станке, чистить картошку, да все что угодно. Куда важнее знать свои таланты, признавать их.

Что касается моих талантов, то их спектр широк: от написаниях стихов и текстов до умения талантливо держать дом и готовить чахохбили.

Нина Миронова, экономист, Россия 

Думаю, слово «талант», так же как и слово «любовь», сегодня стало использоваться слишком широко. Кто-то употребляет его даже как комплимент из цикла «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

— Ты такая талантливая!

— Спасибо, от талантливой и слышу.

В подтверждение этому — опрос общественного мнения, в котором каждый второй россиянин считает себя талантливым. Вероятнее всего они имеют в виду свои skills, способности в вышивании, выжигании, копиистике и прочей лабуде, кто-то увидел в этом слове результат своего профессионального развития, не случайно существует словосочетание «талантливый руководитель».

Ну и наконец в отношении себя, если я слышу это слово, то первое, что приходит мне в голову, это вопрос: что этому человеку от меня надо? Начинаю перебирать варианты, потом успокаиваюсь и внушаю себе, что это было бескорыстно.

Надежда Сикорская, кандидат исторических наук, журналист, преподаватель Женевской высшей школы дипломатии, Швейцария

Вспомнила выпуск «Ералаша», в котором учительница объясняет, что такое скромность. Закончив, она задает вопрос: «Так кто у нас в классе самый скромный?» И все в один голос вопят: «Я-а-а-а». Так и тут – не поворачивается язык назвать саму себя талантливой. Но одной из моих сильных сторон я бы назвала способность устанавливать контакты и налаживать отношения, причем не только для себя, но и между «третьими сторонами». Мои друзья считают это талантом.

Дарья Азовская, журналист, стилист, Россия

Не могу судить о своих талантах объективно, так как для себя я, конечно, самая талантливая и замечательная, а как дела обстоят в реальности, я не знаю. Есть определенное психологическое преломление, когда нужно говорить о себе. Чужие оценки тут тоже необъективны, ведь близкие люди порой хвалят нас лишь потому, что любят: для них мы тоже самые талантливые и замечательные. Из объективного — у меня неплохо получалось подбирать одежду, потому что с детства ко мне по этому поводу обращались за советами (даже в школе!). И коли к ним прислушивались и воплощали в жизнь — считаю, это может быть показателем таланта. 

Сергей Мурашов, специалист по международным перевозкам, Россия

На мой взгляд, степень талантливости человека должны определять окружающие. Хотя и этот способ не безупречен. Возможно, уверенность в своей талантливости нужна актерам, писателям, музыкантам, художникам, особенно начинающим, чтобы находить в себе силы заниматься выбранным делом, несмотря ни на что. Мне такая уверенность не нужна, и я без нее прекрасно обхожусь. Так что я считаю себя не талантливым человеком, но — творческим, интересующимся. И я действительно много чем интересуюсь.

Я всю жизнь интересовался монетами, особенно монетами Золотой Орды и отчасти — русского Средневековья. Через мои руки прошло немало таких монет. Когда-то я неплохо их атрибутировал.

Мы с женой долгие годы доводили до ума два корявых сруба, выстроенных для нас горе-строителями в конце 90-х, и теперь живем здесь со всеми городскими удобствами.

Заложили небольшой садик на своей земле, и он уже много лет радует нас во все времена года своей природной естественностью, на самом деле требующей большого труда. 

Мне интересно работать с деревом, я с детства вырезал разные фигурки из самшита и красного дерева, в последние годы от нечего делать мастерю мебель — консоли, скамейки, шезлонги из ироко, дуба, лиственницы, березы, ольхи, сосны и ели, делаю на заказ мелкие сувениры к праздникам — подсвечники там, подставки для телефонов и тому подобную ерунду.

Как мне кажется, никакого таланта для всего этого не нужно — нужно умение работать головой и руками и желание сделать что-то новое, чего прежде не было. И вообще важно делать то, что нравится.

Да, чуть было не забыл про книжку. Написал я ее уже давно, а опубликовал примерно год назад. Называется она «Кладоискатель», продается везде, где теперь покупают книжки. Кое-кто из прочитавших хвалил, недовольные мне не попадались. Книжка про молодого человека, потерявшего работу и решившего попробовать зарабатывать кладоискательством. Ко мне сюжет книги отношения практически не имеет, хотя кое-какие свои идеи и знания я там применил. Талант мне при написании не потребовался. Если не путаю, Ирвинг Шоу сказал, что одна книга есть у каждого человека. Так вот, я свою написал.

Подготовила Татьяна Санькова