Фото: Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

Ɔ. Переход школьников на дистанционный формат обучения весной и осенью 2020 года позволил не прерывать образовательный процесс. Осенью школы были лучше подготовлены?  

Разница между этими периодами дистанта была в том, что осенью все учителя Москвы вышли в онлайн и были готовы проводить уроки. Весной таких было меньше половины. Если в тот период каждый педагог был задействован в поиске интернет-ресурсов для удаленного взаимодействия с учениками, а по сути способов доставки учебных материалов до ребенка, то осенью эта задача была решена совместно с Департаментом образования и науки и Департаментом информационных технологий. Мы построили систему так, чтобы и педагоги, и ученики могли подключаться к онлайн-урокам, чтобы все было по расписанию. Сейчас в Московскую электронную школу (МЭШ) встроена система видеоконференций. Когда осенью московские школьники 6–11-х классов перешли на дистанционный формат обучения, более 600 тысяч учеников единовременно подключались к урокам.

Дальше при участии родителей начался процесс формирования учебного плана для каждого ребенка таким образом, чтобы он не сидел весь день перед монитором. В школе дети двигаются, общаются, а в сложившейся ситуации приходилось постараться, чтобы привлечь их внимание и заинтересовать. Поэтому у учителей началось интенсивное обучение: во время октябрьских каникул для педагогов ежедневно проводили вебинары, групповые и индивидуальные онлайн-консультации.

Такой формат обучения организовывают специалисты Института содержания, методов и технологий образования МГПУ. Кроме того, положительно сказались и мероприятия Департамента образования и науки с образовательными организациями, регулярные планерки с заместителями директоров школ, наличие кураторов МЭШ в каждом межрайонном совете директоров, активность команды МЭШ в социальных сетях, обмен опытом между школами.

Ɔ. Какие технологические изменения в МЭШ помогли справиться с нагрузкой удаленного обучения?

Московская электронная школа полностью изменила свой курс развития. Изначально ее создавали как ресурс для проведения уроков в классе, и поэтому в основном там были сценарии уроков. Также важными задачами были надзор и контроль за успеваемостью учеников. Некоторые изменения в программе произошли уже весной: появились цифровые домашние задания, и учителям стало намного проще работать. Ребенок выполняет задания, а учитель сразу же видит результат — время, затраченное на прохождение задания, верные и неверные ответы, процент выполнения — и ставит соответствующую оценку. Задания могут быть как для всего класса, так и для отдельного ученика. За лето пришлось перестраивать систему. Появились виртуальные лабораторные работы по физике и математике. Стали доступны видеообъяснения продолжительностью 7–12 минут по всем предметам. В МЭШ работает интегрированная система видеоконференций — это позволило не пользоваться сторонними онлайн-ресурсами для проведения уроков. 

Можно сказать, что благодаря технологическим изменениям МЭШ теперь ориентирована не только на учителя, но и на ученика и родителя. К примеру, появилась мобильная версия электронного дневника — приложение «Дневник МЭШ», где можно посмотреть учебный план на год вперед, все темы, содержание каждого урока и материалы к ним. Есть автоматическая подборка учебных материалов из библиотеки МЭШ, которой можно пользоваться для самостоятельного изучения и проверки знаний.

«Московская электронная школа становится более универсальной, она не концентрируется только на одном пользователе — учителе, она ориентируется на удобство и учеников, и родителей»

Ɔ. В январе школы столицы вернулись к очному формату обучения, но опыт дистанционных технологий используется в школах в дополнение к традиционным урокам. Как теперь будет развиваться МЭШ?

Мы ориентируемся на мнения учителей, администрации школ и родителей. И стараемся сделать такую систему, чтобы каждый нашел удобные и полезные материалы для себя — и ученик, и учитель, и родитель. 

Мы меняем отношение к образовательному контенту в целом. Идет работа над созданием качественных современных образовательных материалов и инструментов — меняется пользовательский интерфейс и автоподборки. Дистант показал, что сценарий урока с четкой регламентацией по времени в 45 минут уже не актуален. Поэтому мы, развивая тематический каркас Московской электронной школы, переходим к разработкам конкретных тем, которые могут изучаться в разных классах, разное количество минут. Темы будут включать в себя и текстовые задания, и видеообъяснения, и тестовые тренажеры, и набор контрольно-измерительных материалов. Конструктор тестов будет более современным, многофункциональным, с возможностью выбора уровня сложности заданий. 

Каждый участник может предложить улучшение. Встроенная система «Антиплагиат» позволяет идентифицировать схожие сценарии или темы, которые уже были в МЭШ, чтобы не допустить повторений.

Политика московского образования вообще и МЭШ в частности ориентирована на максимальную открытость и прозрачность. Работа модераторов еженедельно обсуждается на планерке заместителей директоров школ, их электронные адреса есть в открытом доступе, они готовы к диалогу. Модерация сконцентрирована в Институте содержания, методов и технологий образования. На сайте Института в разделе «Модерация МЭШ» есть список модераторов по каждому предмету, их электронные адреса и телефоны — можно написать или позвонить в техническую поддержку. Можно обратиться в группу «Учительская МЭШ». 

Изменилась система администрирования и управления. При Московском центре технологической модернизации образования создан центр управления и аналитики МЭШ, который выстраивает систему отчетности, ведет аналитическую работу, прогнозирует деятельность, разрабатывает концепции.

И самое главное, изменилась позиция Департамента образования и науки: мы ушли от функции пользователя МЭШ, когда оператором, заказчиком и разработчиком был Департамент информационных технологий. Мы заняли проактивную позицию и стали функциональными заказчиками, то есть диктуем изменения, которые нам нужны, опираясь на мнение учителей, администрации школ, опрашивая родителей. Департамент информационных технологий выступает как технический оператор и разработчик, но на основании концепции, которую готовит Департамент образования и науки. Это глобальные изменения и очень важные.

Ɔ. Как опыт дистанта пригодился школам после перехода на очное обучение?

Дистант показал, что урок должен меняться и становиться интерактивным. Раньше мало кто из родителей представлял, как проходят занятия, ведь за закрытыми дверями кабинета учитель находится наедине с классом. Учебный процесс на онлайн-уроке увидели все. И у родителей, и у детей, и у учителей возникло много вопросов к тому, как проходит урок. Для всех стало очевидным, что учитель не может быть просто транслятором знаний. Теперь, вернувшись в класс, мы понимаем, что учитель, который стоит перед доской и монотонно рассказывает какой-то учебный материал в течение 45 минут, — это устаревшая история. Будущее за моделью, когда учитель выступает в большей степени организатором учебной деятельности учеников. 

Теперь нужно менять систему оценивания и подход к домашним заданиям. Множество формальностей в этих вопросах мешают повышению качества образования. Прежде чем выставить оценку, дать классную работу или домашнее задание, учителю нужно для начала ответить на вопрос: «Что это даст ученикам?»

И самое главное, что мы взяли из опыта дистанта, — это необходимость бережного отношения к себе и друг другу.

Беседовала Елена Устинова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: