Этический кодекс компаний

В большинстве компаний нерабочие отношения сотрудников регулирует специальный этический кодекс. Он не затрагивает возникающие романтические отношения, однако четко говорит о том, что ближайшие родственники, супруги, дети или родители не должны работать в подчинении друг друга.

Я на собственном примере столкнулась с тем, к каким неприятным последствиям может привести отсутствие такого документа. Во время работы в банковской сфере я стала свидетелем ситуации, когда родственные отношения были использованы для продвижения по карьерной лестнице. В одном и том же департаменте работали мать и сын, который устроился туда, будучи студентом. В течение довольно короткого времени он продвинулся до должности ведущего специалиста департамента. Это вызвало вопросы со стороны коллег и службы безопасности, и, конечно, все закончилось увольнением 

Романтические отношения регулировать сложнее — в этический кодекс компаний они обычно не вписываются, и это может быть чревато множеством проблем по их завершении. Любой роман на рабочем месте может подорвать моральный дух или продуктивность сотрудников, если они заметят проявления особой привязанности со стороны руководителя к кому-то из подчиненных или если после расставания влюбленных их коллегам придется выбрать «сторону». Таким образом, близкие отношения на работе могут поставить в неудобное положение не только непосредственных участников, но и их ближайшее окружение. 

Особенно часто сложности возникают, когда оба работника принадлежат одному департаменту. Если же чувства возникают между условным сотрудником IT-отдела и сотрудником розницы, то для компании риски минимальны. То же самое можно сказать о «посткорпоративных» романах, которые начинаются после того, как хотя бы один из сотрудников прекратил работу в компании. Такие отношения нередко перерастают в семейные, поэтому, как правило, не вызывают опасений со стороны руководителей и представителей HR. 

Однако романтические отношения всегда чреваты падением продуктивности. И лучшее, что могут сделать руководители и представители HR, — выстроить корпоративную культуру таким образом, чтобы возможные последствия были минимальны.  

Фото: Elly Fairytale/Pexels
Фото: Elly Fairytale/Pexels

Как быть со служебными романами

Многие представители HR-сообщества считают, что метод полного запрета совершенно точно не сработает. Ведь таким образом работодатель автоматически заставляет своих сотрудников лгать о своих взаимоотношениях с кем-то из коллег. Поскольку большую часть своего времени взрослые люди проводят на работе, там же у них нередко завязываются и романтические отношения. Это подтверждает, например, исследование, проведенное в 2012 году в США. По его результатам, работа стала одним из самых распространенных мест, где американцы знакомились со своими партнерами. Поэтому вместо того, чтобы устанавливать строгие запреты, лучше четко прописывать корпоративные правила, касающиеся романтических отношений с коллегами, в этическом кодексе.

Мы в Yota поддерживаем эту точку зрения. В нашем кодексе есть пункт, который говорит о запрете работы близких родственников в подчинении друг у друга. Но запрета на романтические отношения между сотрудниками в компании нет. Не так давно мы провели исследование, благодаря которому выяснили, что около 2% работающих в данный момент сотрудников находятся в романтических или семейных отношениях со своим коллегой либо встретили своего нынешнего супруга/супругу на работе. Мы знаем, что служебные романы могут негативно влиять на производительность сотрудников, но также понимаем, что бороться с ними нет смысла. Поэтому мы предпочитаем быть в курсе того, что происходит в офисе, и иметь возможность принять какие-то меры, а не находиться в неведении и полностью потерять контроль над ситуацией.  

Один из способов контролировать ситуацию со служебными романами — внедрить политику, согласно которой компания сохраняет за собой право при необходимости перевести сотрудника в другую команду или отдел, чтобы, например, избежать романов между начальниками и подчиненными. Подобная практика довольно широко распространена у зарубежных работодателей.

Для того чтобы «легализовать» подобные правила, в этическом кодексе компании можно указать, что, если два сотрудника вступают в близкие отношения, по крайней мере один из них должен сообщить об этом ответственному коллеге в HR-отделе и подписать документ о том, что осознает возможные риски для себя и компании. После этого сотрудник HR примет решение — оставить все как есть или перевести кого-то из пары в другой отдел. 

Для случаев, когда один из сотрудников не находится в подчинении у другого, эффективным решением может стать введение обязательства сообщать о возникающих внерабочих отношениях в компании своему непосредственному руководителю. Как правило, именно он обычно в курсе ситуации и может самостоятельно принять решение о возможных рисках и необходимости сообщить о романе своих подчиненных в службу безопасности или HR-отдел, либо просто максимально развести рабочие процессы таких подчиненных.   

В этой ситуации задача работодателя — проконтролировать, чтобы каждый новый сотрудник внимательно ознакомился с кодексом и обратил внимание на наиболее важные пункты, касающиеся служебных романов, и рекомендации для работников, которые их заводят. 

Вам может быть интересно: 

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь!