Иллюстрация: Rawpixel
Иллюстрация: Rawpixel

Куда бьет вирус

В настоящее время нет уверенных доказательств, что COVID-19 оказывает какое-либо серьезное влияние на репродуктивное здоровье как женщин, так и мужчин. Более того, сегодня отсутствуют убедительные данные, что в целом вирусные инфекции влияют именно на фертильность как способность к зачатию. Если говорить обобщенно о воздействии инфекций на репродукцию, то для мужчин наиболее опасен эпидемический паротит (свинка) — одно из вирусных заболеваний, которое действительно приводит к проблемам со сперматогенезом. Для женщин — это вирус папилломы человека. Длительное носительство его онкогенных штаммов может привести к заболеваниям шейки матки и опосредованно негативно повлиять на репродуктивную функцию, но это не связано собственно с возбудителем.

С другой стороны, нет дыма без огня: в отдельных публикациях в профильных медицинских журналах фиксировались резкие ухудшения показателей спермограмм у мужчин, перенесших COVID-19 в тяжелой форме. Причем эти отклонения могли сохраняться с течением времени и коррелировали со значительными нарушениями объема спермы, прогрессирующей подвижности, морфологии, концентрации и количества сперматозоидов. Есть также свидетельства, что заболевание при тяжелом течении оказывает ограниченное воздействие на ткань яичников у женщин. Но такие случаи вовсе не говорят об опасности новой коронавирусной инфекции именно для репродуктивной системы. 

Дело в том, что среднее и тяжелое течение любого респираторного заболевания вызывает массу негативных побочных эффектов, прямо не связанных с влиянием вируса. Сегодня медики сходятся во мнении, что при сложных формах COVID-19, когда люди находятся длительно в стационаре, получают много разных медикаментов, сталкиваются с дыхательной недостаточностью, необходимостью антикоагулянтной терапии или других методов лечения, снижение репродуктивного здоровья может происходить из-за общего системного воспалительного процесса в организме, а не из-за воздействия конкретно возбудителя болезни.

Поэтому крайне важно уже при первых признаках заболевания, даже если кажется, что это «простая» ОРВИ, как можно быстрее обратиться к врачу. В случае начала своевременного лечения оно с высокой вероятностью пройдет легче и поможет предупредить любые осложнения, в том числе самые серьезные. Переносить болезнь «на ногах» ни в коем случае нельзя, тем более что это чревато опасностью для других людей, в том числе из групп риска.

Когда лекарство хуже болезни 

Любая медикаментозная терапия влияет на общее состояние организма и все его системы. Когда речь идет о жизни больного, врач вынужден использовать сильные препараты, прием которых способен спровоцировать ощутимые побочные эффекты. Именно поэтому нужно точно выполнять предписания и пристально следить за своим состоянием. Например, при лечении средней и тяжелой формы COVID-19 может назначаться фавипиравир и его аналоги. К сожалению, этот препарат, который позиционируется как обладающий прямым ингибирующим действием на коронавирус, негативно влияет на плод. Поэтому он не назначается беременным, и при его применении нельзя планировать беременность: женщинам — в течение одного месяца, мужчинам — в течение трех.

После лечения, особенно если болезнь протекала в средней или тяжелой форме, необходимо провести обследования. В случае легкого течения обычно достаточно сдать общий анализ крови, который поможет оценить:

  • уровень гемоглобина; 
  • уровень антител; 
  • состояние печени и почек. 

Это позволит понять, насколько эффективна выработанная иммунная защита. Обычно такие направления выписывает терапевт. В случае тяжелой формы заболевания решение о количестве и структуре анализов принимают инфекционист и терапевт, поскольку практика показала, что восстановление после COVID-19 занимает месяцы.

Важно, чтобы после контроля переболевшие коронавирусом не пренебрегали назначенным лечением: пока медицина не знает, какие отдаленные последствия может нести инфекция, поэтому любая подстраховка будет полезной. 

Что грозит будущей маме и плоду 

Часто диагноз «коронавирус» вызывает панику у беременных. Однако чрезмерно волноваться не стоит: хотя Всемирная организация здравоохранения в настоящее время относит беременных к уязвимой группе населения, в целом опыт не подтверждает более тяжелого течения COVID-19. Беременность сама по себе не является фактором риска при заболевании, в отличие, например, от диабета или ожирения. 

Кроме того, важно, что инфекция не имеет вертикального способа передачи, то есть она не переносится от матери к плоду. Это подтверждается тем, что ни в одном случае рождения ребенка, у которого затем диагностировали вирус, в околоплодных водах он не был найден. Вероятнее всего, заражение произошло после родов. При этом в большинстве случаев новорожденные с COVID-19 имели легкие симптомы (или их вообще не было) и полностью выздоравливали. Мы в REMEDI рекомендовали нашим пациенткам с коронавирусом симптоматическое лечение, такое же как и при сезонных респираторных заболеваниях, под контролем терапевта и наблюдающего акушера. Это соответствует современной позиции ВОЗ и накопленному опыту. 

Отдельно стоит остановиться на прививках. Хотя это наиболее надежный способ избежать болезни или перенести ее в легкой форме, у врачей пока нет единого мнения о возможности вакцинации беременных. Однако, например, Федеральный центр по контролю заболеваний в США рекомендует привиться. Это разумно, поскольку в настоящее время нет доказательств того, что антитела, образованные в результате вакцинации против COVID-19, вызывают какие-либо проблемы с беременностью, в том числе с развитием плаценты. В целом медики сходятся во мнении, что прививки беременным и кормящим делать не только можно, но и нужно. Но в любом случае это следует обсуждать с наблюдающим врачом-акушером.

Миновала ли опасность

К сожалению, мы до сих пор не знаем точно, каковы отдаленные последствия COVID-19. Статистика показывает, что при развитии болезни примерно у одного из пяти пациентов возникают осложнения, в том числе опасные для жизни и потенциально приводящие к дальнейшим серьезным проблемам со здоровьем. Более того, отмечается целый ряд эффектов, которые сохраняются долгое время (недели и месяцы) по завершении заболевания, даже если оно протекало в легкой форме. Среди них усталость, учащенное сердцебиение, одышка, кашель, боли в мышцах, суставах и груди, головные боли. Также к ним относятся затруднения с памятью, мышлением и концентрацией («мозговой туман»), депрессия, проблемы со вкусом и запахом, сном. Среди более редких серьезных последствий — воспаление сердечной мышцы, нарушение функции легких, повреждение почек.

Сейчас уже абсолютно ясно, что коронавирус — определенный вызов реабилитационным технологиям, поскольку переболевшие тяжелой формой нуждаются в длительном наблюдении, поддерживающей терапии, что создает нагрузку на соответствующие службы. Задача общества на данный момент — минимизировать случаи новых заражений и нелегкое протекание болезни. Это возможно только благодаря повсеместной вакцинации и сохранению мер по профилактике инфекции.

Поскольку пока мы не можем полностью элиминировать опасность, нам нужно продолжать соблюдать меры предосторожности, которые были введены в начале пандемии: носить маски, избегать скученности на публичных мероприятиях, проводить усиленную дезинфекцию и так далее.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: