Усадьба Лефортово
Усадьба Лефортово

Усадьба Лефортово

Ее называют «Версалем на Яузе». Кажется, при чем здесь Германия? Ведь Версаль — образец французского классицизма. Это правда, однако в усадьбе Лефортово встречаются здания, которые являются образцами превосходного немецкого барокко. Например, постройки каменного грота Растрелли — он, кстати, сохранился до наших дней.

Институт мозга

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Здание на Воронцовом поле, выполненное в стиле величественной неоготики, напоминает церкви Кенигсберга. Его построили в начале XX века, а после революции здесь создали Институт мозга. Кстати, изучением мозга Владимира Ленина руководил немецкий невролог.

Фабрика «Красный Октябрь»

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Мы уже говорили, что немцы любят красный кирпич? Вот очередное подтверждение. Можно подумать, что фабрику построили большевики и потому она красного цвета — но это не так. Самая яркая постройка на Берсеневской набережной до 1917 года была кондитерской фабрикой «Эйнем» немцев Фердинанда фон Эйнема и Юлиуса Гейса. Сейчас в корпусах «Красного Октября» разместилось арт-пространство.

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Этот сказочное здание в любимых немцами цветах (красный здесь тоже есть) издалека смахивает на религиозную постройку. Когда-то оно было домом архитектора немецкого происхождения Франца Шехтеля. И до сих пор особняк влияет на внешний вид всего района и задает своеобразный тон и атмосферу.

Лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Лютеранскую церковь в Старосадском переулке построили в начале XIX века на деньги прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Колокол ей достался от кайзера Вильгельма I. Через некоторое время после революции 1917 года приход закрыли, а в здании разместился кинотеатр «Арктика». В начале XXI века собору вернули прежний облик, и сейчас это действующий лютеранский храм, где установлен один из старейших органов в России.

Дом Нирнзее 

Фото: Владимир Яроцкий
Фото: Владимир Яроцкий

Первый московский небоскреб, построенный в 1913 году немецким архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее, называли «тучерезом», ведь с момента строительства и до 1931 года он был самым высоким домом в Москве. Только в 1931 году его обогнал Дом на набережной. До революции 1917 года здесь жили около семи сотен человек, а в полуподвале работал театр-кабаре «Летучая мышь». Сейчас это объект культурного наследия России и памятник модерна, конструктивизма и неоклассицизма.

Наследие Баухауса

Фото: Николай Галкин/ТАСС
Фото: Николай Галкин/ТАСС

В 1920-е годы в Германии появилась знаменитая художественная школа Баухаус. В 30-х годах ее представители проектировали здания для Москвы, и сегодня в российской столице можно увидеть несколько объектов, созданных немецкими пионерами авангарда.

В проектировании открытой в 1938 году станции метро «Аэропорт» принимал участие сотрудник Баухауса, венгерский архитектор Тибор Вайнер. Для того чтобы отразить в оформлении зала тему авиации, Вайнер и его советские коллеги придумали проходящие через свод станции длинные узкие рельефные полосы, которые напоминают стропы парашюта. Рельефные веерообразные вставки, облицованные известняком и фиолетовым мрамором, служат той же цели.

Павильон «Физкультура и спорт» на ВДНХ

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

Построенный в 1940 году павильон изначально был создан для Международной организации помощи революционерам. В работе над ним участвовал выпускник Баухауса Макс Краевский — вместе с архитектором Фаиной Белостоцкой. Форма здания напоминает пятиконечную звезду, что в 1930-е годы не было редкостью: например, ту же форму имеет вестибюль станции метро «Арбатская» Филевской линии и театр Советской армии.

Дом Наркомфина

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Дом для работников Народного комиссариата финансов СССР был построен в 1928–1930 годах. Его проект разработали архитекторы Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров. Это здание в духе конструктивизма сами авторы описывали как «опытный дом переходного периода» — с длинными холлами, похожими на коммунальные коридоры, и небольшими двухуровневыми квартирами. За цветовое решение внутри помещений дома отвечал профессор Баухауса Хиннерк Шепер. К сожалению, задуманная им колористика стен не сохранилась и увидеть ее можно только в архивах Баухауса.

Сейчас здание находится на реставрации. В разработке проекта восстановления участвовал архитектор Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга.

ЖК «Символ» 

Сегодня немецкая и европейская архитектура в Москве — это уже не красный кирпич, уютная деревянная отделка и мощенные камнем садовые дорожки. Теперь в моде неоэкспрессионизм и футуристические сооружения, экологические строения, использование новых технологий и материалов, проекты «умных» и «солнечных домов», «солнечной архитектуры». ЖК «Символ» от компании «Донстрой» в Лефортово — внушительный квартал, созданный по концепции британских бюро LDA Design и UHA London, но с отсылками к немецким архитектурным традициям. Это не похоже на Медийную гавань Дюссельдорфа с ее строгими прямыми линиями: здесь плавные изгибы, отсутствие острых углов, светлые тона и минимализм. Современные архитектурные решения сформировали не только внешний облик самих зданий, но и пространство вокруг них: вдоль домов ЖК располагается парк «Зеленая река», который создает сбалансированную и удобную для жизни среду с местами для отдыха, прогулок и занятий спортом. Помимо жилых домов в квартале «Символ» предусмотрены свои школы, детские сады и развлекательный центр.

Автор: Вадим Ножкин