Фото: Киселев Сергей/ Агентство «Москва»
Фото: Киселев Сергей/ Агентство «Москва»

Что произошло

20 июля профсоюз «Таксист» направилпремьер-министру Михаилу Мишустину, мэру Москвы Сергею Собянину, руководителю Роскомнадзора Андрею Липову и министру транспорта Виталию Савельеву письмо с критикой новой электронной системы для таксистов в Москве и Подмосковье и предупредил о вероятности «коллапса на рынке». 

Речь в обращении идет о Комплексной информационной системе «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»), которую Департамент транспорта запустит 1 августа. К этому моменту зарегистрироваться на специальном портале должен успеть «каждый водитель такси». Решение о том, что подобный портал необходим для того, чтобы обеспечить безопасность поездок в легковых такси, год назад приняла московская Антитеррористическая комиссия. 

Сам Дептранс важность нововведения объясняет так: «С каждым годом количество пассажиров такси растет, как следствие растет и количество аварий с ними — только за последние полгода произошло 794 аварии. Также нередки случаи, когда водители такси нарушают правила дорожного движения, а еще в такси присутствует большой процент официально незарегистрированных водителей. Такие таксисты не несут ответственности, а поездки с ними могут быть небезопасны для пассажиров».

Новая система будет следить за тем, чтобы таксист:

  • оформлял все необходимые документы;
  • не работал больше 40 часов в неделю;
  • регулярно проходил медосмотр;
  • не имел судимости за тяжкие преступления;
  • вовремя оплачивал штрафы.

Доступ к данным таксистов будет в том числе и у ГИБДД. С 1 августа не зарегистрировавшихся в системе водителей допускать к работе не будут. 

Что не нравится профсоюзу таксистов

В разговоре со «Снобом» председатель профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин назвал несколько «недостатков», которые есть у «Аналитики работы такси». Первый — «отсутствие обратной связи»: водители жалуются на то, что не могут зарегистрироваться: система выдает им «ошибку», но в чем именно она состоит и как ее исправить — неизвестно. Второй — все данные на портале вводятся вручную, поэтому, например, «медикам придется самим вбивать показатели давления, пульса и температуры каждого водителя». При этом, использование телемедицины, как утверждает Щербинин, «не допускается».

По данным, которые есть в распоряжении профсоюза, сейчас в системе зарегистрировались около 15-ти тысяч водителей — это, по оценке собеседника «Сноба», — 10% от общего числа таксистов Москвы и Московской области. Если так пойдет и дальше, то, говорит председатель «Таксиста», число водителей резко уменьшится, время подачи машин увеличится до 30-ти минут, а стоимость — в два-три раза.

Еще одна претензия профсоюза связана с тем, что система будет отслеживать количество часов, которые водитель проводит за рулем. «Многие таксисты, которые работают на своем автомобиле, больше не смогут использовать его для бытовых нужд: отвезти ребенка в детский сад, поехать в магазин за продуктами или на дачу — за превышение установленного количества часов им будет грозить штраф», — поясняет Щербинин. По его словам, столкнутся с этой проблемой не только водители работающие по ИП, но и те, кому машину выдают в таксопарке. Если таксистам придется работать только 40 часов в неделю, то, «отдав проценты арендатору, оплатив штрафы и налоги», они вряд ли заработают «хоть что-то», поясняет глава профсоюза. По его мнению, установить «лимит» на 40 часов в неделю можно было бы, если бы из этого времени вычитались все «бытовые поездки» и простои.

При этом в Европе, например, уже больше десяти лет действуют специальные правила не только для таксистов, но и для всех остальных водителей легковых автомобилей. Согласно регламенту ЕС, за рулем человек может проводить не больше девяти часов в день, а общее время вождения за неделю не должно превышать 56 часов.

Единственным достоинством КИС «АРТ» Щербинин считает то, что она «идентифицирует водителя и упорядочивает приток рабочей силы на рынок труда». «Остальное напоминает тотальный контроль. Сходил в туалет — напиши записку, поел — то же самое. Эта информация усложняет жизнь, но не приносит пользу ни пассажиру, ни водителю», — заключает Щербинин.

В письме, которое подготовил профсоюз, таксисты просят власти запустить новую систему в тестовом режиме, и в этот «пробный период» не штрафовать водителей за «ненадлежащую» передачу сведений.

Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»
Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Стоит ли ждать повышения цен на такси

С тем, что рынок не готов к введению системы КИС «АРТ» согласен и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Было бы правильно ввести эту систему в качестве эксперимента и за год выяснить, возможно ли сосуществование КИС “АРТ” и российской экономической среды. И только после этого решать: можно вводить систему полноценно или нет (Уже после разговора “Сноба” со Шкуматовым Дептранс заявил, что “система несколько месяцев работает в тестовом режиме, и зарекомендовала себя хорошо”. — Прим. ред.)», — отмечает собеседник «Сноба».

По мнению Шкуматова, «концептуально» идея правильная, в частности рабочее время водителей «нужно контролировать обязательно», но в предложенном Дептрансом варианте такого контроля не учтены многие издержки.

«Средняя выручка таксиста за восемь часов работы (Эту цифру Шкуматов берет из расчета, что таксист работает “пятидневку”. — Прим. ред.) — около четырех тысяч рублей. При этом он должен платить агрегатору, оплачивать штрафы и так далее. В итоге ему остается тысяча рублей. За восемь часов может случится всякое: спрос на такси меняется в зависимости от времени суток, а поэтому иногда водитель будет просто сидеть в ожидании заказов, а его время — “тикать”», — говорит Шкуматов.

По его прогнозам, стоимость поездок через агрегаторы может увеличиться примерно в два раза. За восемь часов таксист должен заработать хотя бы шесть тысяч рублей, считает Шкуматов: три тысячи уйдут на выплату издержек, три тысячи — останутся ему. «Для этого час поездки должен стоить 800 рублей, но с учетом 30-процентной комиссии, которую берет агрегатор, — 1040». Сотрудничество с таксопарками предполагает схему работы 50 на 50, поэтому тарифы на такие поездки вырастут еще быстрее и значительнее, считает собеседник «Сноба». По его мнению, экономика легкового такси в Москве и области к такому не готова.

В «Яндекс.Такси» прокомментировать возможное повышение цен отказались, представители Gett и «Ситимобил» на запросы «Сноба» не ответили.

Подготовили Кристина Боровикова, Александра Юдина

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь