Сергей Сельянов о государственных деньгах на кино

Сергей Сельянов вошел в экспертный совет Фонда поддержки отечественной кинематографии. Сегодня состоится закрытое заседание фонда, на котором будут обсуждаться функции экспертного совета, а также должно быть принято окончательное решение, по какой схеме давать деньги

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Несмотря на то что решение о государственном финансировании восьми кинокомпаний-лидеров было принято давно, денег пока так никому и не дали (хотя все восемь компаний уже подали заявки и представили свои планы работы). Связано это с тем, что понимание, какие компании потратят государственные деньги с умом, у фонда есть, а вот условия финансирования и меры защиты государственного бюджета не проработаны до конца, и остается много спорных моментов.

С одной стороны, вроде бы остановились на том, что восемь бенефициаров сами понимают, как лучше потратить деньги, и фонд им полностью доверяет. С другой — создан экспертный совет, который должен надзирать за деятельностью «восьмерки» и оценивать их проекты. Сегодня Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии соберется на закрытое заседание, чтобы окончательно решить, как давать деньги и из чего будет складываться его собственный доход (прибыль от проката картин на широком экране, продажи фильмов телеканалам, выхода кино на DVD должна распределяться между продюсером и государством).

Помимо этого, на повестке дня стоит вопрос о работе экспертного совета, президентом которого стал Борис Любимов, а Александр Адабашьян, Эдуард Володарский, Александр Митта и Сергей Сельянов вошли в его состав.

Парадокс заключается в том, что компания Сергея Сельянова «СТВ» в списке «избранных». Следовательно, Сергей Сельянов должен будет оценить, должно ли государство давать ему денег и на какие проекты.

Сэм Клебанов прокомментировал ситуацию на gzt.ru, назвав ее «полным абсурдом». Сельянов согласен с Клебановым: «Да, это выглядит очень странно. Но дело в том, что меня пригласили оценивать не собственные фильмы и собственные проекты, а посмотреть на сценарии, которые выдвигает не восьмерка компаний, а другие продюсерские центры». «Другие продюсерские центры» — это кинокомпании, которые тоже хотят помощи от государства, но не вошли в список бенефициаров. Чтобы получить деньги, они могут прийти к лидерам и предложить им свои проекты или обратиться напрямую в фонд.

Сельянов признает, что сам еще не очень понимает, как будет работать система поддержки и кто будет принимать решения о запуске фильмов: «избранные» студии, эксперты или сам фонд. «Вроде бы то, куда потрачу деньги я или мои коллеги, экспертный совет не должен обсуждать. Поскольку идея поддержки заключается в том, что "восьмерке" полностью доверяют. Она несет ответственность за все, что делает. А вот другие проекты под вопросом, и меня попросили посмотреть сценарии, чтобы там не было откровенно вопиющих историй. Так что собственные фильмы я оценивать не буду». Но ощущение неразберихи растет, признает Сельянов: «Мы все очень ждем результатов сегодняшнего закрытого заседания фонда, которые должны обнародовать на днях, потому что пока ситуация для всех путаная: мы не понимаем, ни как будут давать, ни как мы будем делиться доходами, ни что делает экспертный совет».

Комментировать Всего 6 комментариев

Смешно получается, сколько копий поломано, сколько шума и сколько разочарований, а денег то и нет, пока. А вдруг не дадут, передумают как безперспективное вложение и все остануться с носом, будет забавно, но справедливо. После сокрушительного провала Михалкова, этот сценарий весьма вероятен. 

Однако, в справедливость верится с трудом.

Я очень мало верю в эту историю. Это очень туманная вещь. Я участвовал в одной телевизионной дискуссии, когда уже было объявлено, что деньги выдадут, но при этом говорили, что «процедуру возврата денег мы еще разработаем». Вы можете себе представить, что вы приходите в банк, берете деньги у них, а вам говорят: «А как возвращать, мы придумаем попозже»? Надо либо честно сказать, что деньги выдаются на безвозмездной основе, то есть это такая дотация лидерам производства; либо что это четкая бизнес-схема, в которой государство участвует как бизнес-партнер. Но это ни то и ни другое. Я думаю, что продюсеры, которые вошли в этот фонд, не в курсе, что происходит. Это сырая, непродуманная система, которую сами создатели не очень-то и понимают. В нормальной системе и я, и многие другие продюсеры могли бы претендовать на господдержку кино, просто потому что у нас могут быть хорошие, интересные проекты, талантливые режиссеры, и мы все-таки, даже сняв по одному-два фильма, показали, что мы можем взять деньги на входе, а на выходе выдать готовый фильм, который потом в кинотеатрах будут показывать и который будет попадать на международные фестивали. Но это может проходить только в открытой системе, где на деньги государства могли бы претендовать десятки реальных участников рынка. На то и существуют институции и профессионалы, чтобы как-то разделять тех, кто кино снимал и понимает, что делает, и тех, кто просто приходит за халявой. Людей, которые снимают кино, все-таки это не восемь компаний, их может быть 20-30, точно не скажу. Даже среди восьми, безусловно, уважаемых компаний нет многих других не менее уважаемых мной продюсеров, которые точно могли бы претендовать на положение лидеров. Это говорит только об одном — о субъективном подходе.

Продюсера Х не выбрали, потому что продюсер Y, который вошел в этот фонд, против. А еще какого-то продюсера А заблокировал чиновник B, который сидит на самом верху. Это же все знают. Но официально это звучит так: была создана некоторая система, посчитаны баллы, и по этим баллам кто-то попал, а кто-то нет. Это тоже довольно смешно, я не встретил еще ни одного человека, который верил бы в объективность этой системы. По крайней мере, если речь идет о России. Причем, как человек с математическим образованием, могу сказать, что это такая простая задачка, которая по силам любому второкурснику. Взять группу компаний, которая предварительно отобрана, разработать систему параметров, по которой они будут отбираться, и придумать систему коэффициентов, которые будут присваиваться каждому из этих параметров. Задача должна стоять так: восемь из этих компаний набирают проходной балл, остальные не набирают.

Эту реплику поддерживают: Михаил Зоненашвили, Анастасия Пожидаева

Таких невменяемых концептов по трате денег я еще на постсоветском пространстве не встречал, в лихих 90-х теоретически это было возможно, но в  2010 так, даже самое циничное пилилово, не оформляют...

Я не уверена, стоит ли поднимать этот вопрос и насколько он значим во всей этой истории, но всё-таки хотелось бы узнать кому именно принадлежит компания Movie Research, которая рисует удивительные таблицы. На изучение этих таблиц я, из природной упёртости, потратила время, но поняла только одно – к изучению рынка эта каллиграфия не имеет отношения. Однако, как я понимаю, поздно пить боржом. Сейчас для тех, кто в большей или меньшей степени зависит от господдержки, важнее понять, когда же договорённости будут достигнуты и правила чётко опеределены, чтобы началась уже работа. Кстати, сравнение с обращением в банк – прямо в точку. С банком сотрудничать приятнее всё же. Но для этого требуется высокая степень ответственности, безупречный профессионализм, абсолютная вера в качество своих проектов, значительные свободные средства и другой "подкожный жировой запас" – на случай "творческой неудачи". Какая из российских кинокомпаний может похвастать перечисленным?

Сельянов объявил фильмы, которые он будет поддерживать госденьгами — их семь штук.

1) "Кочегар" Алексея Балабанова,

2) "Байконур" Файта Хельмера,

3) "Бабло" Константина Буслова,

4) "Овертайм" Тиля Шаудера,

5) "Охотник" Бакура Бакурадзе,

6) "Два богатыря", режиссер пока не известен,

7) "Дом", который СТВ выпускает совместно с компанией "Централ Партнершип".

Средства на продвижение получили:

1) "Дочь якудзы", вышедщая в прокат, Сергея Бодрова-старшего

2) "Суперменеджер, или мотыга судьбы" Богдана Дробязко.

Если разрешат деньги пускать и на мультики, то поддержат вот эти: "Крепость", "Иван Царевич и Серый волк", "Цыган Гожо", "Мастер и Маргарита".

Путин подписал постановление о создании единой базы, в которой будут собираться данные о всех фильмах, проходящих во всех кинотеатрах страны.

Кинотеатры должны будут зарегистрироваться в единой информационной системе, а в дальнейшем — предоставлять информацию о каждом проданном билете на каждый сеанс. Эта информация должна включать название фильма, номер его прокатного удостоверения, дату и время начала сеанса, номер ряда и места, цену билета и поступать в базу в течение часа с момента начала продажи билетов. Все данные будут выкладываться в интернет на специально создаваемом для этого сайте, а также предоставляться Министерству культуры РФ и надзорным органам, следящим за соблюдением закона об авторских правах.