Найти затонувший корабль и достать сокровища не так легко, как это описывал Жюль Верн. Матросы капитана Немо запросто таскали бочонки с золотом со дна бухты Виго, но в реальности корабли лежат глубоко, а их точное местонахождение никому не известно.

В 1987 году Грег Стемм (Greg Stemm) и Джон Моррис (John Morris) из Флориды купили свое первое исследовательское судно, оснащенное дистанционно управляемым подводным роботом. Предназначено оно было не для исследований, а для поиска затонувших кораблей с сокровищами. Предприятие Стемма и Морриса теперь называется Odyssey Marine Exploration, и это крупнейшая в мире компания, которая занимается высокотехнологичным поиском затонувших кораблей.

Грег Стемм — редкий случай коммерсанта-авантюриста, который одновременно признан как эксперт в научном сообществе: он принимает участие в конференциях морских археологов, пишет научные статьи. И пусть большинство ученых считают его подводным грабителем, который ставит деньги выше исторической ценности своих находок, — по технической оснащенности кораблю Odyssey Marine нет равных в мире. «Мы делаем вещи, на которые не способно ни одно правительство», — говорит Стемм.

По оценке ООН, на дне Мирового океана лежит до трех миллионов кораблей. Но коммерчески выгодным считается поиск лишь нескольких десятков из них. Последняя находка Odyssey Marine британский линкор Victory, который был обнаружен в 2008 году в Ла-Манше. Крупнейший военный корабль своего времени затонул в 1744 году. Предположительно он вез до 100 тысяч португальских золотых монет — сегодня они стоят около миллиарда долларов. Стемм почти год молчал о находке, заявив о ней лишь в начале февраля.

Первую в мире полномасштабную операцию по подъему сокровищ со дна с применением роботов Грег Стемм провел в 1990-1991 годах: тогда с полукилометровой глубины сумели поднять несколько тысяч предметов, включая пушечные ядра, золотые слитки, серебряные монеты и жемчужины. Все это находилось на испанском торговом судне, которое затонуло в 1622 году у берегов Тортуги.

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/AzvbZ6ewtbo&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/AzvbZ6ewtbo&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

 

В 2003 году Odyssey Marine нашла остатки парохода Republic, затонувшего в Атлантике в 1865 году на пути из Нью-Йорка в Новый Орлеан. C парохода было поднято более 50 тысяч золотых и серебряных монет, которые оцениваются в 75 миллионов долларов.

<object width="480" height="295"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/KMXKGf8QW2g&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/KMXKGf8QW2g&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="295"></embed></object>

Но всемирную славу Стемму и его компании принес проект «Черный лебедь». В 2007 году с морского дна неподалеку от Гибралтара было поднято 17 тонн серебряных и золотых монет стоимостью около 500 миллионов долларов. Это крупнейшее из когда-либо найденных на затонувшем корабле сокровищ. Правда, поскольку судно было испанским, правительство Испании немедленно заявило о своих правах на монеты. Но Стемм вывез полмиллиона монет во Флориду и отправил дело в суд, где оно и пребывает до сих пор.

В этот раз Стемм решил не раскрывать места находки. Пока что он занят переговорами с английским правительством о доле, которая ему достанется. Он говорит: «Раскопки обойдутся в 30 миллионов долларов. Никакое правительство не будет само этим заниматься». Акции Odyssey Marine подскочили тем временем на четверть.

Константин Ветлугин