Николай Злобин: Голландцы защищают не национальную чистоту, а чистоту своих политических идеалов
Антиисламская Партия свободы заняла третье место на парламентских выборах в Нидерландах, значительно улучшив свой предыдущий результат. Первое место разделили право- и левоцентристские партии, которые получили практические равное число голосов
По итогам подсчета почти 100% бюллетеней, правоцентристская Либеральная партия набирает 20,06% голосов, что соответствует 31 месту в парламенте, Партия труда — 20% голосов (30 депутатских мандатов).
За антиисламскую Партию свободы проголосовали 16% избирателей, что позволяет ей получить 24 места (сегодня она располагает в парламенте лишь девятью). Ее лидер Герт Вилдерс рассчитывает войти в состав новой правящей коалиции. В программе партии — прекращение иммиграции из мусульманских стран и запрет на строительство в стране мечетей. Вилдерс напрямую связывает рост преступности с увеличением мусульманской общины.
Правящая Христианско-демократическая партия премьера Яна Петера Балкененде потерпела на выборах сокрушительное поражение: она набрала всего 14% голосов (21 место против 41 сейчас). Балкененде взял ответственность за это на себя и подал в отставку с поста лидера партии.
Как отмечает The New York Times, отсутствие явного победителя выборов означает, что предстоят сложные переговоры о создании коалиции. Наблюдатели отмечают, что в нее может войти не менее четырех партий, что не придаст новому правительству стабильности.

17:09
10.06.10
СсылкаЭта общеевропейская тенденция, и выборы в Голландии в частности, показывает, что европейцы действительно начинают волноваться за свои либеральные ценности, которые с приходом менее либеральных этнических групп могут начать меняться.
Эта ситуация особенно обострилась с созданием Европейского союза. До того каждая страна решала свои проблемы индивидуально. Теперь, когда Европа стала системой сообщающихся сосудов, проблема стала глобальной.
Я жил в Голландии. Голландцы ни в коем случае не националисты, наоборот, они самые большие космополиты, которых только можно себе представить. И для голландцев их консерваторы и ультраправые представляют гораздо меньшую опасность, поскольку это понятная им идеология, которая встраивается в общую либеральную систему. Здесь речь идет не о защите национальной чистоты, а о защите политической чистоты своих политических идеалов. Либералы, как правило, не способны решить эти политические аспекты национального вопроса.
Самая кровавая история в мире — это европейская история. Поэтому то, что европейцы добыли в результате долгих и жестоких войн, для них очень важно. Они очень ценят свой либерализм, толерантность и открытость миру. И к приезжим арабам, русским, африканцам и прочим европейцы относятся очень корректно. Но любить лучше на расстоянии.
Мне эта ситуация напоминает историю, когда пара съезжается, после того как они долго встречались, ходили на свидания и даже ездили вместе в отпуск. Поселившись в одной квартире, они вдруг понимают, что они очень разные и привыкать друг к другу придется долго. Часто все это заканчивается расставанием.
Думаю, что это хороший тест для европейского менталитета: насколько глубока, искренна их терпимость, насколько далеко они готовы в этом пойти. Легко любить похожих на себя. А вот попробуй пожить с тем, кто на тебя не похож. В этом и есть главная проблема европейского либерализма сегодня.