За неделю ютьюбовский ролик с мальчиком, танцующим самбу, просмотрело 1,5 миллиона человек. Новая звезда, выплясывающая на обеденном столе прямо в памперсе, продолжает теперь уже целую традицию поющих, танцующих, рассказывающих сказки или даже какающих детей.

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/-X0AamE1Bxs&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/-X0AamE1Bxs&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

Дети — самая популярная видеотема (после секса и несчастных случаев, разумеется). «Беби-Шакиры» и «беби-Бейонсы» получают рекордное количество просмотров. За ними следуют «видеоответы» — первый признак рыночной удачи. В отдельных случаях тема продолжается на сайтах фанатов, с футболками и интервью родителей.

Немецкий мальчик из детского хора, поющий оперную арию на концерте, в отличие от многочисленных танцоров в памперсах все же прикладывал какие-то усилия, чтобы развить свой талант. И потому он выглядит уже практически как те, старой формации, вундеркинды.

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/IzstMw2ZB30&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/IzstMw2ZB30&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

Но и этот мальчик обязан своей популярностью не трудодням, потраченным на отработку техники, а все-таки законам продвижения видеороликов в Сети.

А куда делись вундеркинды? Дети, которых с рождения учили играть на скрипке или фортепиано, лет с трех возили по конкурсам и концертам, а лет с двенадцати отправляли, минуя обычные стадии образования и социализации, сразу в профессию? У меня есть пара ненаучных версий. Во-первых, мучить детей больше не модно. В одном из исследований одаренных детей ученые прямо так и говорят: если не терроризировать ребенка развивающими занятиями, у него гораздо больше шансов проявить свои способности. Во-вторых, не имеет никакого смысла класть свою жизнь на то, чтобы твой ребенок поразил нескольких человек в жюри или хотя бы одного импресарио. Сейчас бешеная популярность и миллионная аудитория достигается совсем другими методами, где на смену выстраданному мастерству пришло сочетание случайных факторов и спонтанного маркетинга.

Есть важное отличие сегодняшних танцующих и поющих перед камерой детей от вундеркиндов предыдущего поколения. Механизмы создания из детей звезд предполагали долгоиграющий интерес публики не столько к искусству, сколько к личности, по всем правилам индустрии звезд. Французский философ Эдгар Моран в 1968 году (в работе «Дух времени») назвал этих богов шоу-бизнеса «новыми олимпийцами» и проанализировал, как их личная жизнь стала сферой массового интереса. Моран связывал их популярность с развитием телевидения и возникновением экранной культуры. Поскольку непосредственный контакт с исполнителем невозможен, личность заменяется ее опосредованным, медийным образом.

С тех пор экран перестал быть «другой» реальностью: в создании экранной культуры принимают участие сами зрители. И хотя подробности личной жизни медиаблондинок по-прежнему мобилизуют массы, вундеркинды из ютьюба — больше не дети со своими историями и биографиями, а одноразовое медиасобытие. Зато они собирают сразу миллионы.

Непонятно только одно: если танцующие, поющие и разговаривающие дети так популярны, то почему мы все продолжаем сидеть и ничего не делать? Никаких дорогих репетиторов и сломанной психики — кроме ребенка, требуется только дешевая камера и доступ к интернету. Что, не всем хочется дешевой популярности?