Петр Федоров: Парламентская республика в Киргизии не исключает диктатуру и тиранию

Киргизы одобрили на референдуме новую конституцию, предусматривающую переход от президентского правления к парламентскому

+T -
Поделиться:

По данным киргизского ЦИКа, по состоянию на 13 часов московского времени обработано более 99% протоколов с избирательных участков. Новую конституцию поддержали 90% граждан, принявших участие в голосовании, «против» проголосовали 7-8%. Явка составила чуть менее 70%. На плебисците также утверждены полномочия Розы Отунбаевой (интервью с Отунбаевой читайте здесь) в качестве временного (до 31 декабря 2011 года) главы государства.

Подробнее

На голосовании присутствовали наблюдатели из нескольких десятков стран. Как наблюдатели от России, так и миссия ОБСЕ признали референдум состоявшимся.

Проект новой конституции предполагает значительное урезание власти президента в пользу парламента, который станет теперь основным органом государственного управления. За президентом останутся в основном представительские функции. Киргизия станет первой парламентской республикой в постсоветской Центральной Азии.

Президент России Дмитрий Медведев выразил сомнение в целесообразности такой трансформации: «С учетом того, что там даже сейчас власти не хватает порядок навести, легитимность власти низка, ее поддержка создает большие вопросы, я не очень себе представляю, как будет модель парламентской республики работать в Киргизии. Не превратится ли это в череду бесконечных проблем, перетасовок в парламенте, прихода к власти тех или иных политических сил, причем такого бесконтрольного перехода полномочий из одних рук в другие, и, в конечном счете, не будет ли это способствовать приходу к власти сил, которые имеют экстремистскую направленность». Медведев добавил, что нынешние лидеры Киргизии в курсе его соображений.

Идея радикального изменения государственного устройства страны принадлежит лидерам временного правительства страны, которое пришло к власти в апреле в результате переворота. По мысли организаторов референдума, это позволит избежать концентрации власти в руках одного человека и «приватизацию» государства его ближайшим окружением (как это было в случае с первыми президентами независимой Киргизии Аскаром Акаевым и Курманбеком Бакиевым).

В июне на юге страны вспыхнули масштабные межэтнические столкновения. Временное правительство посчитало, что организаторы беспорядков преследовали цель сорвать референдум, и отменять его не стало. В южных областях продолжает действовать чрезвычайное положение, комендантский час не был отменен даже в день голосования.

Петр Федоров

   Если посмотреть на постсоветское пространство, на республики, где ситуация стабильнее, чем в Киргизии, становится ясно, что президентская форма правления еще не исчерпала свои ресурсы. Это можно говорить о Казахстане, об Азербайджане, в некоторой степени и об Узбекистане. События в Киргизии произошли не потому, что президентская система потерпела крах, а потому что потерпела крах попытка что-либо изменить в стране, сместив одного президента и приведя к власти другого.

Не надо считать президентскую форму власти чем-то априори ущербным. Посмотрите на Францию, на США. Ничего плохого в самой системе нет. В странах Средней Азии это неприменимо, потому что у главы государства сразу начинаются байско-ханские комплексы. Но опрометчиво считать, что у премьер-министра, если он будет возглавлять государство, не появятся такие же замашки. Нельзя гарантировать, что в парламентской республике они оградят себя от диктатуры или тирании. Это далеко не так.

А для того, чтобы  возобновить межэтнический и межклановый диалог, парламент будет действенной и весьма полезной структурой. Все, что служит на благо примирения и стабилизации в Киргизии, можно только приветствовать. И если сейчас руководящая элита решила, что именно так они смогут предотвратить повторение подобных ужасных, трагических событий в будущем, им не надо вставлять палки в колеса. Думаю, из этого и исходила ОБСЕ, когда признала референдум состоявшимся, а его результаты легитимными.  Обсуждение в парламенте, каким бы горячим оно ни было, будет выпускать напряженность, не давать эмоциям выплескиваться на улицу. Что важнее — выплеск эмоций, поиск консенсуса или наведение какого-то порядка, выстраивание вертикали — мы увидим через два-три года. Могу даже представить себе ситуацию, когда парламент вынесет решение, что страна должна разделиться на несколько частей. В парламентской республике Чехословакии было принято решение о разделе страны. Для целостности государства парламентская республика может быть большей угрозой, чем президентская.

Комментировать Всего 6 комментариев

Если посмотреть на постсоветское пространство, на республики, где ситуация стабильнее, чем в Киргизии, становится ясно, что президентская форма правления еще не исчерпала свои ресурсы. Это можно говорить о Казахстане, об Азербайджане, в некоторой степени и об Узбекистане. События в Киргизии произошли не потому, что президентская система потерпела крах, а потому что потерпела крах попытка что-либо изменить в стране, сместив одного президента и приведя к власти другого.

Не надо считать президентскую форму власти чем-то априори ущербным. Посмотрите на Францию, на США. Ничего плохого в самой системе нет. В странах Средней Азии это неприменимо, потому что у главы государства сразу начинаются байско-ханские комплексы. Но опрометчиво считать, что у премьер-министра, если он будет возглавлять государство, не появятся такие же замашки. Нельзя гарантировать, что в парламентской республике они оградят себя от диктатуры или тирании. Это далеко не так.

А для того, чтобы  возобновить межэтнический и межклановый диалог, парламент будет действенной и весьма полезной структурой. Все, что служит на благо примирения и стабилизации в Киргизии, можно только приветствовать. И если сейчас руководящая элита решила, что именно так они смогут предотвратить повторение подобных ужасных, трагических событий в будущем, им не надо вставлять палки в колеса. Думаю, из этого и исходила ОБСЕ, когда признала референдум состоявшимся, а его результаты легитимными.  Обсуждение в парламенте, каким бы горячим оно ни было, будет выпускать напряженность, не давать эмоциям выплескиваться на улицу. Что важнее — выплеск эмоций, поиск консенсуса или наведение какого-то порядка, выстраивание вертикали — мы увидим через два-три года. Могу даже представить себе ситуацию, когда парламент вынесет решение, что страна должна разделиться на несколько частей. В парламентской республике Чехословакии было принято решение о разделе страны. Для целостности государства парламентская республика может быть большей угрозой, чем президентская.

Ох, Пётр, поживем - увидим. Киргизия - вторая Украина. Это моя надежда.

Надежда на то что все разворуют и вся страна как один выйдет торговать на базар?

Та уже давно нечего воровать. И узбеков резали, потому что те торгуют даже лучше киргизов. Ох - не выйдет из этой затеи ничего хорошего...

Конечно не выйдет. Они же теоретики - профессиональные оппозиционеры, работать не умеют, протестовать и демагогию разводить только.

В странах Средней Азии это неприменимо, потому что у главы государства сразу начинаются байско-ханские комплексы.

------------------------------------------

С таким же успехом можно утверждать, что при парламентской республике к власти может прийти один клан, организованный пусть даже и не по родственному признаку.