/ Москва

  Сергей Чобан и Алексей Тарханов судили «Стрелку»

Институт «Стрелка» показал результаты работы первого воркшопа — это проект освоения территории бывшего завода «Красный Октябрь». Идеи студентов обсуждают Сергей Чобан и Алексей Тарханов

Иллюстрация предоставлена автором
Иллюстрация предоставлена автором
+T -
Поделиться:

Основные права на освоение и переустройство территории бывшего завода «Красный Октябрь» принадлежит «Гута-девелопмент». Представители компании предложили студентам недавно открывшегося архитектурного института «Стрелка» пофантазировать на тему будущего острова. Институт «Стрелка» с готовностью откликнулся на предложение: директор роттердамского института Ведран Мимица и Томас Штельмах, один из создателей берлинского архитектурного бюро Uberbau, провели со студентами воркшоп, результатом которого стал проект будущего острова. «Гута-девелопмент» обещала принять проект как базовое руководство по развитию.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 5 комментариев

Алексей Тарханов Комментарий удален

Практика проведения подобных креативных семинаров не нова: я сам в свое время участвовал в аналогичных международных «тусах» в качестве молодого архитектора. Было весело, интересно… И, как стало ясно потом, совершенно бесперспективно. Результаты подобных бдений интересны скорее для участвующих в них проектировщиков, нежели для заказчиков и регуляторов.

Дистанция между веселыми креативными картинками и реальным проектом развития территории, не говоря уже о его реализации, огромна. Среди проектов есть любопытные (затея с кластерами), наивные (ландшафтный дизайн) и просто забавные (деконструкция памятника Петру Первому) идеи. Можно предположить, что студенты получили удовольствие и вдоволь не без пользы порезвились. Можно даже представить себе, что заказчик («Гута»), убеждающий себя и мир в собственной продвинутости, тоже удовлетворен. Но совершенно точно можно быть уверенным в том, что картинки останутся картинками: реальные решения разрабатываются и принимаются иными людьми в иных местах.

Эту реплику поддерживают: Андрей Шмаров

Мне кажется, что с точки зрения восстановления утраченных связей с мировым архитектурным процессом, создание Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — событие намного более значительное, чем строительство уникальных объектов заморскими знаменитостями. Речь идет о воспитании нового поколения российских дизайнеров (в самом широком смысле слова), с самого начала включенного в язык и проблематику мировой творческой элиты. Три пункта мне кажутся особенно важными.

1. Язык преподавания — английский. Это важный шаг для преодоления насильственного 70-летнего «варения в собственном соку». С одной стороны, это привлечет в институт талантливых студентов из-за границы, которые после его окончания, возможно, захотят остаться поработать в России и тем самым вольют свежую кровь в несколько феодальную систему принятия творческих решений, до сих пор существующую в России. С другой стороны, свободное общение с интернациональной группой студентов даст российским участникам необходимую подготовку для работы в эпоху «развитого глобализма».

2. Участники. Трудно найти более удачную кандидатуру для творческого руководителя такого проекта, чем Рем Колхас. Это не только один из самых востребованных современных архитекторов, но и, возможно, самый интересный мыслитель среди них. Мне приходилось сталкиваться с Ремом в Гарварде на обсуждении работ его студентов по теме «Рассказы о коммунизме» (Tales of Communism. Orchestrated Progress), и широта его интеллектуальных интересов произвела на меня сильное впечатление. Со вторым создателем проекта, Ильей Осколковым-Ценципером, мне тоже приходилось работать и по линии некоторых из его журналов, и в качестве собеседника в радиопередачах. Должен сказать, что присутствие двух столь компетентных и талантливых руководителей просто обрекает этот проект на успех.

3. Бесплатное обучение — это один из пережитков социализма, об утрате которого стоит пожалеть. Вообще, представление, что рыночная экономика «лечит» все, включая творческий процесс, — это трагическое заблуждение, особенно распространенное в США. Во все времена искусство и архитектура могли существовать только при поддержке мецената, просвещенного монарха или, на худой конец, просвещенного министерства. С последними двумя в России не слишком хорошо. Слава богу, нашелся просвещенный меценат.

Проекты студентов воркшопа Ведрана Мимицы и Томаса Штельмаха не кажутся мне уникальными или даже особенно интересными. Такие проекты можно увидеть на втором или третьем курсе архитектурного факультета университета любой страны. Но именно эта их обыкновенность и кажется мне замечательным достижением. Просто проекты. Просто студентов. Просто хорошего учебного заведения.

Когда что-то подобное происходило в России? Последний раз, видимо, во ВХУТЕМАС.

Эту реплику поддерживают: Гуля Хошмухамедова

С точки зрения Гута-групп обсуждать проект даже странно. Здесь есть взаимный пи-ар, Гута показывает, что интересуется, что там у архитекторов, Стрелка показывает, что с ней разговаривают серьезные деньги. Это хорошо, но говорить о проекте в перспективе реализации -- это пустое.

Но что важно -- Стрелка демонстрирует уровень своих воркшопов. Владимир Паперный не совсем прав, мы, конечно, здесь делаем десмятки таких воркшопов. Но даже лучшее, что у нас есть -- то, что делал Евгений Асс на Биеннале в Венеции в 2006 и то, что он продолжает делать сейчас -- несколько ограниченнее по логикам, вовлеченным в процесс проектирования. Здесь их много, и функция, и типы сообществ (социология), и типы связанностней пространств, и, разумеется, художественная логика. Мне, пожалуй, не хватило бизнес-логик, я бы считал полезным заранее закладывать эти вводные для воркшопа, чтобы студенты понимали, как думают девелоперы -- это полезный навык, и какие-то смешные решения сразу отпадают сами собой, зато появляются новые. Но в любом случае это несколько разнообразнее, чем то, что предлагают в МАРХИ, хотя быть может, не так глубоко проработано.

В любом случае важно, что Стрелка в первом же воркшопе показала -- там действительно есть чему учиться, это другой опыт и способ думания, чем тот, который можно получить в МАРХИ. Будь я сейчас студентом, я бы побежал туда записываться.  

Очень хорошее начинание,кто бы что не говорил,даже не начинание а "продолжение".Соврешенно замечательно участие в воркшопе студентов,именно студентов,потому как архитектурная (межличностная) среда на мой взгляд самое разобщенное сообщество их всех ремесленных и цеховых сообществ.Отсюда многие беды "современной" нашей архитектуры.Неумение и нежелание работать в команде,неумение и нежелание слушать коллег и оппонентов.

про девелоперов

Данный комменарий размещаю от имени знакомого местного архитектора в Сохо:"Качество жизни любого города и его архитектурных ансамблей создаётся местными идаже рядовыми архитекторами. Образование на международном уровне и с участиеминостранных профессионалов на Стрелке – это то, что нужно для развития архитектурной мысли и уровня преподования, необходимого для всей страны.

Но не стоит пренебрегать образованием и законодателей, и девелоперов: на нашем опыте в Америке, мы убедились что привлечение архитекторов (и архитектурного образования) в группы планировщиков, социологов и экономистов создающих законы застройки, начало процесс преодоления колоссальных ошибок американского градостроительства середины 20го века. Самоочевидную мысль что хороший дизайн и умное градостроительство лучше продает недвижимость нам удалось с трудом привить в Америке за 30 с лишним лет: любое участие девелоперов в архитектурных мероприятиях постепенно даст результаты, повысит их интерес и желание создавать качество, и приведет к признанию, не презрению думающей части общества". Александр Нератов, alexandrneratoff@mindspring.com.