Оптимисты говорят, что еще чуть-чуть — и мы сможем вообще отказаться от визитов к врачу: мол, к чему эта напрасная трата времени. Например, уже сейчас есть модели телефонов, у которых просто открывается задняя крышка, аппарат прикладывается к груди, и кардиограмма владельца (на всякий случай вместе с его GPS-координатами) поступает в диспетчерскую. В Германии десятки тысяч кардиобольных пользуются такой услугой компании Vitaphone.

Будущее именно за такими решениями, говорится в новом докладе американской исследовательской компании PSFK. Доклад был сделан по заказу ЮНИСЕФ и посвящен технологиям дистанционного лечения. Это, например, прибор, который измерит искажение светового сигнала в разных областях глаза и отправит эту информацию вашему офтальмологу. Или приложение для смартфона с анатомическим атласом в 3D, с помощью которого врач может объяснить пациенту, не встречаясь с ним лично, что происходит в его организме.

Те из нас, кто много работает и часто ездит в командировки, в той или иной степени уже пользуются преимуществами телемедицины: мы общаемся с врачами по фейсбуку, посылаем им результаты анализов по электронной почте и в виде MMS, а медосмотр проходим по скайпу.

Однако для большинства практикующих врачей это скорее вынужденная мера, и они по-прежнему мечтают заполучить нас на личный осмотр. В недавней дискуссии на сайте про дефицит сна невролог Алла Вейн выразилась в классическом духе: «Вы же не надеетесь, что я дам вам совет на страницах интернета». Ее коллега хирург Андрей Карданов также уверен, что принцип «никаких диагнозов по телефону» верен: «В медицине есть разные специальности, и есть разные степени запущенности проблемы. Простой перелом ноги или руки можно на сто процентов определить по рентгену. Буквально вчера женщина прислала мне свои снимки стопы, чтобы убедиться, правильный ли диагноз ей поставили. Судя по рентгенограмме, это был простой случай, банальное плоскостопие и отклонение мизинца. Прислав снимки по почте, она сэкономила и свое, и мое время. Сложнее обстоят дела с кардиологией, неврологией и тем более онкологией. Там, прежде чем что-то решать, нужно осмотреть и обследовать пациента».