Можно ли лечиться по имейлу
Скайп-консультация и диагноз по электронной почте — такую форму общения с врачом все чаще предпочитают люди с жестким рабочим графиком. И именно так будет устроена медицина в будущем, обнадеживает нас новый доклад, подготовленный для ЮНИСЕФ. Однако практикующие врачи чаще придерживаются традиционного подхода: никаких «диагнозов по юзерпику», только личный осмотр. Участники проекта «Сноб» рассуждают, следует ли лечиться дистанционно
Оптимисты говорят, что еще чуть-чуть — и мы сможем вообще отказаться от визитов к врачу: мол, к чему эта напрасная трата времени. Например, уже сейчас есть модели телефонов, у которых просто открывается задняя крышка, аппарат прикладывается к груди, и кардиограмма владельца (на всякий случай вместе с его GPS-координатами) поступает в диспетчерскую. В Германии десятки тысяч кардиобольных пользуются такой услугой компании Vitaphone.
Будущее именно за такими решениями, говорится в новом докладе американской исследовательской компании PSFK. Доклад был сделан по заказу ЮНИСЕФ и посвящен технологиям дистанционного лечения. Это, например, прибор, который измерит искажение светового сигнала в разных областях глаза и отправит эту информацию вашему офтальмологу. Или приложение для смартфона с анатомическим атласом в 3D, с помощью которого врач может объяснить пациенту, не встречаясь с ним лично, что происходит в его организме.
Те из нас, кто много работает и часто ездит в командировки, в той или иной степени уже пользуются преимуществами телемедицины: мы общаемся с врачами по фейсбуку, посылаем им результаты анализов по электронной почте и в виде MMS, а медосмотр проходим по скайпу.
Однако для большинства практикующих врачей это скорее вынужденная мера, и они по-прежнему мечтают заполучить нас на личный осмотр. В недавней дискуссии на сайте про дефицит сна невролог Алла Вейн выразилась в классическом духе: «Вы же не надеетесь, что я дам вам совет на страницах интернета». Ее коллега хирург Андрей Карданов также уверен, что принцип «никаких диагнозов по телефону» верен: «В медицине есть разные специальности, и есть разные степени запущенности проблемы. Простой перелом ноги или руки можно на сто процентов определить по рентгену. Буквально вчера женщина прислала мне свои снимки стопы, чтобы убедиться, правильный ли диагноз ей поставили. Судя по рентгенограмме, это был простой случай, банальное плоскостопие и отклонение мизинца. Прислав снимки по почте, она сэкономила и свое, и мое время. Сложнее обстоят дела с кардиологией, неврологией и тем более онкологией. Там, прежде чем что-то решать, нужно осмотреть и обследовать пациента».

Не так давно я получил имейл от моего доброго знакомого, живущего на другом конце Штатов, человека вполне современного, но сохранившего деликатность времен давно ушедших; он просил разрешения позвонить и посоветоваться по поводу своей мамы, приехавшей в гости из России, естественно, без медицинской страховки, и подцепившей какую-то болезнь с рвотой и головокружением (следовало довольно подробное описание симптомов). Они прочли в интернете, что это может быть разновидностью инсульта, и разволновались.
Вечером того же дня мы встретились в скайпе. Я послушал, как говорит больная, посмотрел, как она ходит по комнате, провел упрощенный неврологический осмотр («коснитесь кончика носа указательным пальцем правой руки» etc.) и пришел с большой долей уверенности к выводу, что речь о вертебробазилярном инсульте не идет, и дал свои осторожные рекомендации.
Эта незамысловатая история довольно хорошо демонстрирует, как средства связи изменили лицо медицины.
Во-первых, родилась и возмужала телемедицина. Рентгенолог, сидя у себя дома, описывает компьютерную томограмму мозга пациента, привезенного в приемник с параличом левой половины тела. Томограмма сделана в два часа ночи в захолустной больнице в недрах Аризоны, а описывается она — практически в режиме реального времени — при свете дня где-нибудь в Австралии или Израиле, и ночной дежурный в Аризоне получает заключение в течение получаса или даже скорее. Затем пациента с помощью видеосистемы, аналогичной скайпу, осматривает невропатолог, тоже находящийся достаточно далеко от больницы, и принимает решение о лечении.
Во-вторых, публика получила молниеносный доступ к огромному объему информации о болезнях, их лечении и о том, когда надо бежать к врачу. Конечно, когда меня припирает к стене толпа родственников пациента с распечатками в руках со всяких сайтов, я визжу про себя: «Ну какие вы все грамотные! Просто удавиться можно!» Но, с другой стороны, мне уже не надо каждый день объяснять с нуля, что такое инфаркт миокарда, колоноскопия и холестерин. Так что общий баланс скорее положительный.

Я уверен, что ставить диагноз по электронной почте или скайпу нельзя. Можно корректировать лечение и получить мнение. Я сейчас работаю в консалтинговой компании Second Opinion, которая этим и занимается: организует второе мнение от высококлассных специалистов. Если пациент сомневается, верен ли его диагноз или предписанная схема лечения, мы переводим его историю болезни со всеми снимками и выписками на нужный язык и переправляем зарубежным врачам — в Европу, Израиль или Америку. И вскоре у пациента на руках есть заключение специалиста, которого он никогда в жизни даже не видел.
Что еще может быть сделано и по телефону? К примеру, кардиограмма, это известная технология. Более того, сейчас есть технологии, позволяющие не только снимать и передавать через спутник, но и анализировать кардиограмму автоматически. Однако даже в Соединенных Штатах, где все очень любят автоматизировать, автоматического анализа не происходит, диспетчеры не дают никакого диагноза. Человек приходит в клинику, беседует с доктором, делает ЭКГ, получает диагноз, и только после этого он может наблюдаться посредством этой телесистемы.
А вот заочное ведение пациентов, думаю, возможно. Вопрос в том, чтобы здесь должен быть проработан формат, что можно, а чего нельзя делать по телефону. Первичная диагностика — скорее нет, наблюдение, коррекция лечения — скорее да.

20:26
27.08.10
СсылкаЯ достаточно часто обращаюсь к знакомым врачам по телефону: вот здесь чешется, там болит. С такой ерундой я точно не выберусь к врачу на прием. Увы, все занятые люди в таких случаях себя ведут одинаково. Если грамотно задать вопрос, с высокой долей вероятности получаешь правильную схему лечения или рекомендацию. Или хотя бы сэкономишь на визите к терапевту: я предпочитаю с терапевтом общаться по телефону, чтобы своими ногами уже идти к узкому специалисту или сдать нужный анализ. Но я, слава богу, достаточно здоровый человек, и у меня редко что-то болит. Но по опыту сотрудничества с разными благотворительными фондами (фонд «Жизнь» и фонд Доктора Лизы) хочу сказать, что телемедицина — великая вещь. Чтобы решить, какая клиника в какой стране поможет с конкретной тяжелой болезнью, все медицинские документы переводятся на нужный язык, потом устраивают видеоконференцию. При этом больной находится, скажем, в Москве, а врачи могут быть где угодно.