Президент Дмитрий Медведев дал интервью ВВС накануне саммита «большой двадцатки» в Лондоне. Это второе большое интервью Медведева западному СМИ. Журналист ВВС избегал неприятных вопросов, президент давал аккуратные ответы

<object classid="clsid:d27cdb6e-ae6d-11cf-96b8-444553540000" codebase="http://download.macromedia.com/pub/shockwave/cabs/flash/swflash.cab#version=9,0,29,0" width="320" height="295" id="flvplayer" align="middle"><param name="allowScriptAccess" value="always" /><param name="allowFullScreen" value="true" /><param name="movie" value="http://www.vesti.ru/i/flvplayer.swf?vid=200205&autostart=false" /><param name="quality" value="high" /><param name="wmode" value="transparent" /><param name="devicefont" value="true" /><param name="bgcolor" value="#000000" /><param name="vid" value="200205" /><embed src="http://www.vesti.ru/i/flvplayer.swf?vid=200205&autostart=false" quality="high" devicefont="true" bgcolor="#000000" width="320" height="295" name="flvplayer" align="middle" allowScriptAccess="always" allowFullScreen="true" type="application/x-shockwave-flash" pluginspage="http://www.macromedia.com/go/getflashplayer" /></object>

Дмитрий Медведев дал интервью информационно-аналитической передаче «Эй-Эм», выходящей на британском телеканале BBC.

Медведев говорил о потеплении в российско-британских отношениях, хотя по некоторым ключевым вопросам позиция руководства РФ не изменилась. Россия не собирается выдавать Великобритании Андрея Лугового, работа Британского совета по-прежнему связывается с выполнением ряда условий, а российский бизнес должен выбирать британских партнеров с осторожностью. При этом Медведев призвал английских бизнесменов вкладывать деньги в российскую экономику. Коснувшись кризиса, Медведев не стал возлагать вину за него на западные финансовые институты, как это сделал на форуме в Давосе премьер Путин. Вместо этого он осудил российские компании за легкомысленное поведение в вопросах заимствования средств и подчеркнул, что нужно двигаться по пути диверсификации экономики — развивать сферу IT, малый и средний бизнес. На вопрос о перспективе дела Ходорковского Медведев ответил стандартно: как решит суд. «Коммерсант» назвал ответы президента «аккуратными».

Запись интервью проходила на даче Медведева в Барвихе. С президентом беседовал политический обозреватель и ведущий ВВС Эндрю Марр (Andrew Marr), бывший редактор газеты The Independent. Марр описал обстоятельства встречи на сайте телеканала: Медведев, который довольно прилично говорит по-английски, побеседовал с журналистом о его знаменитом однофамильце — лингвисте сталинского времени, основоположнике «подлинно марксистского» языкознания Николае Марре. Президента интересовало, не родственники ли они. Сам же Марр мучился неловкостью от необходимости задать Медведеву неприятный вопрос, кто же на самом деле правит Россией. В статье Марр ссылается на данные опросов, согласно которым только 12% россиян считают Медведева настоящим главой государства. В интервью эта цифра не звучит, а на вопрос о Путине Медведев отвечает: «Я руковожу государством, я — глава государства, и на этом основано распределение полномочий».

Марр пишет, что«столь пространных интервью он еще никому не давал. Мы — первые». На самом деле Медведев несколько раз общался с западной прессой и в качестве члена правительства, и в качестве избранного президента. В 2007 году немецкий журнал Stern спрашивал Медведева, тогда одного из «преемников», о газовой политике России и его шансах на президентство. В марте 2008, сразу после избрания, Медведев свое первое интервью дал британской газете The Financial Times — российская пресса сочла это крайне непатриотичным. То интервью было намного более острым, чем беседа с Марром. Именно в разговоре с FT, говоря о надвигающемся кризисе, Медведев назвал финансовый и фондовый рынки России «островком стабильности в океане финансовых страстей».

О развитии экономики

Наша важнейшая задача на будущее — все-таки двигаться по пути диверсификации экономики, создавать новые производства, в основном в высокотехнологичных сферах. IT — это тот приоритет, который мы уже давно выдвинули для себя. Мы должны поддерживать внутренний спрос, мы должны развивать малые и средние предприятия, потому как они в меньшей степени, может быть, зависимы от мировой конъюнктуры цен на энергоносители.

О новой всемирной резервной валюте

Совершенно очевидно то, что нынешняя валютная система не справилась с вызовами.

Это хорошо, что мы еще имели некий набор валют: доллар, евро, фунт стерлинга. Но по-хорошему, на будущее эта система должна быть основана на мультивалютной корзине, она должна включать в себя и другие региональные резервные валюты. Если мы сможем договориться, то в будущем можно говорить и о создании некоей супервалюты.

О том, кто виноват в кризисе

Многие наши компании прибегали к заимствованиям в западных банках. Может быть, некоторые из них делали это не вполне критично, имея в виду возможные последствия, но это уже ответственность конкретных хозяев, конкретных собственников этих компаний, а иностранные банки здесь ни при чем. Нужно всегда думать, когда ты занимаешь у кого-то деньги, как ты будешь их отдавать. Это вопрос для любого кредитора.

О системе ПРО в Европе

Нельзя создавать фрагменты ПРО, нужно создавать всеобъемлющую ПРО. И к этой системе готова подключиться Россия, потому что мы тоже заинтересованы в том, чтобы наша страна, наши люди были гарантированы от угроз со стороны тех или иных проблемных государств. Но вопрос в том, что делать это нужно совместно, а не размещать какие-то ракеты и радары вблизи наших границ, когда возникает реальное сомнение: для чего это делается? Для того, чтобы нам нервы испортить или для того, чтобы реально предотвратить какие-то угрозы?

Об отношениях с Великобританией и Британском совете

Я считаю, что температура положительная, она такая весенняя, такая же, приблизительно, как сейчас за окном. Изменения есть. (…)

Мы сделали определенные предложения Британскому совету. И даже сейчас деятельность Британского совета, несмотря на определенные ограничительные вещи, продолжается.

О британских инвестициях в России

Мы считаем, что британские бизнесмены — такие же участники нашего инвестиционного рынка, как и другие. Они могут работать и работают на территории Российской Федерации.

Единственное, нужно правильно выбирать партнеров. (…) Если ты нашел себе партнера, ты должен обязательно подумать, как ты с ним будешь разводиться.

О Ходорковском

Действительно, он осужден по определенным статьям российского уголовного закона. Сейчас проходит еще один судебный процесс. Мы должны дождаться его результатов. Если будет оправдательный приговор — это одна ситуация, если будет обвинительный приговор — это другая ситуация, но в любом случае это решение суда, и в этом смысле ни президент, никто другой не имеют права вмешиваться в эту ситуацию. У президента есть только одна привилегия, только одно полномочие — осуществлять помилование от имени государства. Когда ко мне обращаются с такими заявлениями, я обязан их рассмотреть. Вот и все.

Об отношениях с Путиным

Я руковожу государством, я — глава государства, и на этом основано распределение полномочий. Господин Путин является председателем правительства, это очень сложная, большая работа. Но основные решения от имени государства принимает президент, это очевидная вещь.