Как подружиться Америке с Россией
Ветераны советско-американских отношений собрались на берегу Тихого океана, в месте под названием Эсален, чтобы 30 лет спустя начать работу заново и снова подружить Россию с Америкой
-
- Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
На скальном побережье Тихого океана в трех часах езды на машине от Сан-Франциско или в часе от Монтерея расположен институт развития человеческих возможностей Эсален. Мы приезжаем в полдень и сразу словно попадаем в другой мир: телефоны здесь не работают, вайфай можно изредка (но только не во время еды) поймать в столовой. Неподалеку от нее разбит огромный огород, где все желающие ухаживают за посадками, из которых потом повара готовят для всех изысканные и очень вкусные блюда.
Внизу, ближе к океану, расположены ванны, куда подведена горячая серная вода из природных источников. Все вокруг ванн (и у бассейна около столовой) ходят голышом. Эта земля принадлежит семье Мерфи ровно 100 лет. В 1962 году Майкл Мерфи основал здесь институт по развитию человеческих способностей Эсален. Помимо эзотерических практик, курсов массажа и медитации, на его базе создаются и общественно-политические проекты, как, например, созданная Майклом и его женой Далси в 1980 году программа по советско-американскому обмену опытом в литературе, политике, экономике, медицине, психологии, искусстве, позже ставшая институтом по гражданской дипломатии TRACK TWO.
В 80-х, задействовав новейшие технологии, они проводили первые телемосты между двумя странами, спонсировали сотни конференций, привозили экономистов (таких как Абел Аганбегян, ведущий экономический советник Горбачева), отправляли американских студентов в Россию и наоборот, знакомили писателей Владимира Карпова, Татьяну Толстую, Виктора Розова и Михаила Жванецкого с американскими коллегами Куртом Воннегутом, Сьюзан Зонтаг, оказали содействие во вступлении Союза писателей в ассоциацию P.E.N., которая в том числе борется за свободу слова по всему миру. В 1983 году во время лекций по нетрадиционной медицине в Москве с Майклом и Далси Мерфи познакомился на тот момент недавний выпускник Института психиатрии, а нынче бизнесмен Марк Гарбер.
В 1985 году Марк Гарбер с предпринимателем Геннадием Алференко, оставаясь в контакте с Эсаленом, создали негосударственный «Фонд социальных изобретений», направленный на распространение демократических идей, реализацию инициатив, помогающих в создании гражданского общества в России. «Тысячи людей выехали и получили возможность увидеть мир, благодаря фонду, который оказывал им визовую поддержку — вы уже и не знаете, наверное, какую унизительную процедуру надо было пройти, чтобы получить выездную визу», — говорит Гарбер.
В 1989 году Эсален спонсировал первую встречу Ельцина с Америкой. Геннадий Алференко рассказывает: «Я предложил Борису Николаевичу: “Хотите поехать в Америку?" А он говорит: "А супермаркеты покажешь? Я слышал, у них там все есть, даже мытые луковицы, а мне говорят, что не может быть такого, все это потемкинские деревни"». Ельцина познакомили с Джорджем Бушем и, конечно, показали супермаркеты. Эта поездка сыграла колоссальную роль в отношении Ельцина к Америке и в его взаимоотношениях с этой страной, когда он стал президентом России, считают и Гарбер, и Алференко, и Майкл Мерфи.
В Эсалене проводились регулярные конференции и встречи, где обсуждалось, как помочь сближению СССР и Америки, как преодолеть холодную войну мирно и выгодно для обеих стран.
Когда же холодная война закончилась, все как-то подумали, что теперь уж точно Америка и Россия начнут дружить. Встречи в Эсалене по инерции продолжались до конца 90-х, а потом прекратились. Но оказалось, что с окончания противостояния двух стран прошло 20 лет, а настоящего партнерства между ними так и не сложилось.
Поэтому в том году Майкл и Далси Мерфи приехали в Москву, поговорили с Марком Гарбером, Владимиром Познером и совместно решили, что, видимо, 30 лет спустя снова пора вернуться к вопросу налаживания российско-американских отношений.
На первой после долгого перерыва встрече собрались Майкл и Далси Мерфи, бывший посол Америки в СССР Джек Мэтлок, бизнесмен Марк Гарбер, независимый куратор Ник Ильин, журналист Жан-Клод Буис, переводчица Антонина Буис, астроном Марк Аллен, общественные деятели Геннадий Алференко и Джей Огилви, писатель Виктор Ерофеев, режиссер, председатель Союза кинематографистов в СССР в 1989 году Давлат Худоназаров, создатель клуба «2015» Николай Коварский, генеральный директор рейтингового агентства Standard&Poor's Алексей Новиков, журналист Джонатан Сандерс и другие.
Джек Мэтлок считает, что в России сложилось странное отношение к американцам: «У меня внук наполовину русский и сейчас ходит в русскую школу, но вырос он в Америке. И про него часто говорят в школе так: "Несмотря на то что он американец, он вполне хороший человек"». Гарбер сказал: «Важно не обсуждать устаревшие принципы, надо дать высказываться молодежи, по какой теме — не так и важно, главное — создать платформу для этих встреч».
А Ник Ильин предложил на следующую встречу в Эсалене пригласить представителей ведущих американских и российских СМИ, чтобы сделать эту историю более видимой, и, может быть, устроить конкурс среди молодых журналистов на тему даже не столько улучшения отношений между двумя странами, сколько вообще на тему «Как улучшить мир».
В конце второго дня Майкл Мерфи объявил о создании специального фонда, средства которого пойдут на воплощение самых удачных идей. Начальный взнос был сделан институтом Эсален, а первыми благотворителями этого фонда стали Геннадий Алференко, Владимир Познер и Марк Гарбер. Как отметил Ник Ильин, то, что в фонд большей частью вложились россияне, — очень важный сигнал, потому что обычно все обменные программы поддерживались в основном с западной стороны.
И при всем скептицизме нормального русского человека мне вдруг со всей силой поверилось, что из этого получится что-то стоящее.

Много говорили, что время дать дорогу молодым. После речи Познера я спросила его про ценности, которые есть у России и Америки, объединяют ли они нас как-то. Внятного ответа не получила, но своим вопросом подняла тему, которая обсуждалась потом еще два дня. Так совершенно неожиданно из наблюдателя я превратилась в активного участника процесса и вошла в группу молодых, до 40, которая может стать преемником института TRACK TWO.
В группу вошли: Саша Капица (внучка Сергея Капицы), Мэк Мерфи (сын Майкла и Далси Мерфи), Саша Буис (сын переводчицы и организатора встречи Антонины Буис и журналиста Жан-Клода Буиса), его подруга Тара Чейли, сотрудница Эсалена Таня Саникович и я.
У нас был всего час на мозговой штурм, после него нас посадили перед всеми словно перед отправкой в космос, и попросили поделиться идеями. Мэк Мерфи начал говорить про свою программу, касающуюся создания зеленых ферм в России. Американцы одобрительно кивали. Мы с Сашей Капицей отнеслись к этому вполне скептически, сомневаясь, что эта тема может стать лейтмотивом российско-американских отношений.
Засомневался и режиссер Давлат Худоназаров: "Если бы вы сейчас представляли свою программу перед российскими слушателями, вы бы говорили о том же?" Нет. Но о чем бы мы говорили русским мы так и несмогли в тот момент ответить.
Мы сошлись на том, что нам всем - россиянам и американцам - надо как можно больше общаться. Например, соединить российские и американские школы по скайпу, для студентов сделать возможным общение со своими сверстниками из другой страны в интернет-кафе. Была идея поехать смешанной группой по Америке, а потом по России, но не через образовательные учреждения, а так, дикарем, и снять об этом документальный фильм, где каждый бы рассказывал, что его потрясло, что показалось одинаковым, а что совершенно непривычным.
Когда я летела в Москву, то вспомнила диалог из фильма "Ностальгия" Андрея Тарковского между героем Янковского писателем Горчаковым и его итальянской подругой:
- Ничего вы в России не понимаете!
- Что же нам тогда делать, чтобы узнать друг друга?
- Надо разрушать границы.
- Какие границы?
- Государственные.
И мне тоже так кажется.
Эту реплику поддерживают: