Николай Злобин: Великолепная четверка «Единой России»
Представленный президенту список кандидатов в мэры Москвы многими оценен скорее, как путинский, чем медведевский. Но он явно является результатом компромисса наверху. Цена ошибки здесь очень велика для всех
-
- Иллюстрация: Сноб.Ру; фотоматериалы: РИА Новости
Список кандидатов в столичные мэры, составленный партией «Единая Россия» для президента Дмитрия Медведева, является интересным документом с разных точек зрения.
Во-первых, в списке на этот раз нет неизвестных широкой общественности фамилии. Правящий в России тандем в случае с Москвой отказался от своего фирменного кадрового стиля: выдвижения малоизвестного кандидата, что обычно производило шоковый эффект и давало новому человеку определенное преимущество. Этот кадровый прием использовал в свое время Борис Ельцин при выборе преемника в президенты. В большинстве важных кадровых решений, принятых вторым и третьим президентами страны, была использована эта же модель.
Во-вторых, отсутствие неизвестных фамилий в списке кандидатов оказалось отчасти компенсировано наличием в нем людей, которых никто из наблюдателей реально не рассматривал в качестве возможных преемников бывшего столичного мэра. Это нынешний министр транспорта России Игорь Левитин и первый вице-мэр Людмила Швецова, много лет отвечающая в Москве за социальное развитие, культуру и т. д. В определенном смысле это неожиданность, хотя, безусловно, логика в выдвижении этих двух кандидатов все же есть.
В-третьих, в списке оказался один высокопоставленный чиновник федерального уровня — 52-летний Сергей Собянин, который является сегодня вице-премьером российского правительства и председателем правительственной комиссии по модернизации.
Многие полагают, что появление его фамилии в списке является неким свидетельством того, что именно он станет следующим мэром Москвы. Преимущество Собянина и в том, что он уже успешно руководил большим российским регионом — Тюменской областью. Главные же сомнения в отношении него связаны с тем, что он живет в Москве меньше пяти лет и знает ее только как чиновник администрации президента, а также то, что его назначение на Москву должно вызвать наверху целый ряд перемещений. Впрочем, эти два обстоятельства могут быть плюсами Собянина, как и его умение находить компромиссы и общий язык с большими энергетическими компаниями. Более того, возможно, что Собянин сохранит должность вице-премьера, и тогда Москва сравняется по статусу главы с Северо-Кавказским федеральным округом, которым руководит Александр Хлопонин.
Для Собянина попасть в этот лист и не быть выбранным Дмитрием Медведевым может означать болезненный удар. С другой стороны, пост мэра Москвы может стать для него очень хорошей площадкой для карьерного роста.
В-четвертых, достаточно высоко можно оценивать шансы Валерия Шанцева — нынешнего губернатора Нижегородской области, почти десятилетие работавшего до этого вице-мэром Москвы при Юрии Лужкове, но покинувшего свой пост после серии конфликтов с ним. Шанцев, безусловно, хорошо знает Москву и может стать гарантом того, что в ней не начнутся бесконтрольный передел собственности и полный пересмотр стратегических договоренностей. С другой стороны, именно это, как и его 63 года, можно оценивать как некоторый минус.
В-пятых, смена московского мэра должна стать началом конца функционирования крупнейшего российского олигарха, в которого при Юрии Лужкове де-факто превратилось московское правительство. Мэр просто обязан разобраться в болезненном, но ключевом для нормализации жизни города вопросе верного соотношения федеральной и местной собственности.
Он должен максимально вернуть столицу в правовое поле и в структуру федерального управления. При этом у нового мэра и близко не будет тех финансовых, правовых и других возможностей, которыми располагал предшественник. Его сила будет в опоре не на город, а на федеральную власть. Но здесь преимущество у Собянина.
В-шестых, Москве нужен, скорее, умелый хозяйственник, а не классический политик, ибо политика будет ему спускаться сверху. Здесь есть преимущества у Шанцева и Швецовой. Нужен не народный трибун и даже не умелый чиновник-царедворец, вызывающий подозрения своей хитростью, а сторонник открытой экономической конкуренции, финансовой прозрачности, по возможности не имеющий собственных коммерческих интересов в Москве. Нужен человек, который не принесет в Москву шлейф прошлых провалов в работе, подозрений в собственной коррупции и наличии групповых приоритетов. Новый мэр должен располагать доверием обоих членов правящего в России тандема.
В-седьмых, выбор нового мэра столицы — главное на сегодня кадровое решение президента Дмитрия Медведева. Этот выбор неизбежно станет символом его президентства.
Представленный Дмитрию Медведеву список многими наблюдателями был оценен скорее как «путинский». Но он явно является результатом серьезного компромисса наверху. Тем интересней будет наблюдать всю комбинацию. Свои преимущества и минусы есть и у Собянина, и у Шанцева, и у Швецовой. Выбор же Игоря Левитина может стать традиционной неожиданностью.
В любом случае цена ошибки здесь очень велика для всех, кто вовлечен в процесс. Более того, ошибка может дорого стоить и тем, кто не имеет никакого отношения к происходящим событиям и наблюдает за ними только со стороны.

Безусловно относя себя к числу людей, имеющих непосрественное отношение к последней фразе статьи, с большим опасением отошусь к этому списку. Лично мне там особенно никто не нравится. Хотелось бы увидеть молодого и энергичного мэра, способного переломить ситуацию в городе как с пробками, так и с коммунальным хозяйством, а особенно с круговой порукой московской мафии и монополизмом избранных.
Эту реплику поддерживают: