Перепись как любовь
Редакция проекта «Сноб» обсуждает перепись населения в России
-
- Иллюстрация: РИА Новости
- Фрагмент репродукции агитационного плаката «Всесоюзная перепись населения»
В России проходит перепись населения. Она началась 14 октября и должна закончиться 25 октября. Редакция «Сноба» никак не может решить, как про нее писать. С одной стороны, необходимость переписи очевидна. С другой — то, как она проводится, разочаровывает. «Перепись — это как любовь, безусловное добро, — говорит главный редактор сайта Маша Гессен. — Но как только начинаешь применять ее на практике, начинаются неприятности». Теорию этого добра объясняет генеральный директор проекта «Сноб», экономист и социолог Андрей Шмаров. О том, что происходит на практике, рассуждает модератор блога «Политика» Николай Клименюк.

Без переписи не то что государству — нормальному обществу никак не обойтись. Вся социальная деятельность в любой цивилизованной стране — выплата пенсий и пособий, развитие социальной инфраструктуры — основывается на данных о населении, а для этого его, население, надлежит скрупулезно переписать.
Демография и "социалка" базируются на двух типах исследований — выборочных и сплошных. Выборочные — оперативные и недорогие, но грешат ошибками, потому что выборка по своему процентному составу очень часто не соответствует генеральной совокупности. Зато их можно проводить часто — например, исследования семейных бюджетов проводят ежегодно. Для того чтобы выборку построить наиболее точно и соблюсти правильные пропорции по полу, возрасту, уровню образования, доходу, надо знать параметры этой самой генеральной совокупности, то есть всего населения. Поэтому раз в восемь-десять лет (чаще очень дорого) проводятся сплошные исследования — та самая перепись.В России переписи и обследования семейных бюджетов еще с царских времен были поставлены очень неплохо — тогда создали систему земской статистики и хорошую школу ученых-статистиков (например, гениальный Чупров). Заложенная тогда основа вполне эффективно использовалась и при советской власти, особенно при Сталине, ведь его индустриализация основывалась на ограблении внутренней колонии (то есть собственного населения), и надо было хорошо знать, кого ты грабишь. Кстати, традицию эту затеяли еще рачительные монголы — именно они начали проводить переписи, чтобы собирать дань с подчиненных народов.Кстати, замечу, что переписывают не только население. Во всем мире практикуют переписи основных фондов (станки и промышленные здания) и материальных потоков в экономике, чтобы делать на основе этих данных всякие исследования и модели.В поздние советские времена социальная статистика, как и все остальное, захирела, ЦСУ стало ведомством второго сорта, но обследования бюджетов и переписи проводились качественно, хотя в них накапливались всякие глупости. Например, даже в 80-годы в анкетах сохранились такие пункты, как отопление домов кизяками и саксаулом, наличием в семье обозно-щепных изделий, скобяного товара, постирочные работы в реке и прочие архаизмы.Но главный фактор успеха этого мероприятия зависит от статистиков (интервьюеров), то есть тех людей, которые непосредственно ходят по домам и заполняют анкеты. Хорошо обученный, вдумчивый и прилично оплачиваемый статистик, дающий надежную первичную информацию, — это главное. А методики сбора и обработки, хранения и анализа информации, формы анкет — все это делается во всех цивилизованных странах уже столетия.
Эту реплику поддерживают: