Аркадий Сухолуцкий: Никакой я не гражданин мира

Участник проекта «Сноб» продолжает искать причины кризиса среднего возраста. На этот раз он размышляет о своей жизни за границей

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Одна из причин КСВ (кризиса среднего возраста) заключается в том, что и в уютной Европе нелегко ощутить себя дома. «Возвращайся в Москву», — предлагают друзья. Но и там я чувствую себя бесконечно чужим.

Уезжал я не куда-то конкретно, а из желания распрощаться с тем, с чем столкнулся за последние годы. Как и многие, налегал на английский. Видел себя «гражданином мира», человеком, который много путешествует, видит людей и мир. Настоящим космополитом. Но так им и не стал. В лондонской языковой школе меня с первого дня стали звать russian boy. Чем больше меня расспрашивали про Россию, тем меньше оставалось от моего космополитического настроя.

На известном ресурсе ко мне на страницу заглядывает одноклассник и уходит, не сказав ни слова. На фотографиях — довольный жизнью мужчина. С женой, с ребенком, в обнимку с обезьяной в каком-то сафари, за рулем дорого авто. В общем, жизнь удалась, что тут не ясно. Одного взгляда на эти снимки достаточно, чтобы представить, как он жил в прошлом, как складывается у него в настоящем и что ему предстоит в будущем. Моего одноклассника не донимают вопросы: кто он, что здесь делает, откуда приехал? Это его страна, он здесь живет. У себя дома.

Другое дело я — русский израильтянин, проживающий в Бельгии. Проблемы самоидентификации, желание уяснить что-то важное, кризис среднего возраста.

Сомневаюсь, что одноклассник воспринял бы меня адекватно, начни я говорить с ним об этом. Однако Россию, как ни парадоксально, в современном мире представляю я, а не он. За границу товарищ приезжает раз в год, на неделю. А я здесь живу и очень давно. Его не волнует, что со мной происходит, о’кей. Но о «загадочной и далекой стране» будут судить в том числе и по моему мнению.

С расспросами о Чечне, летних пожарах или мэре Лужкове люди обратятся ко мне. Около 20 лет именно так и происходит. Неформальное, живое общение всяко лучше репортажа по телевизору. Если что-то случится в Израиле, мне также предстоит объяснять, доказывать, с кем-то спорить. В общем, миссия выполнима.

Так бывает, когда с кем-то поссоришься, а общие знакомые не дают покоя. Интересуются, спрашивают как раз о том человеке. Ну и что им теперь отвечать?

Я давно не обращаю внимания, когда вижу, как кому-то не нравится мое произношение и акцент. Как меняется выражение лица после первого предложения. Это значит, что скоро спросят: откуда приехал, когда? И дальнейшее отношение ко мне будет зависеть от меня в последнюю очередь. А в первую — от того, как человек относится к стране, из которой я приехал. Так было и через 5, и через 10, и через 15 лет после моего отъезда из России. Ведь израильтяне — это те, кто гнобит палестинцев, а русские держат высокие цены на недвижимость в Лондоне и оставляют нас без газа зимой.

Помню, во время трагедии с «Курском» коллегам казалось, что я могу сообщить что-то большее. И меня спрашивали, спрашивали, спрашивали бесконечно. Ну а что я мог им сказать?

Само собой выясняется, что никакой ты не «гражданин мира» и никогда им не будешь. Живешь в очень узком, четко очерченном мире. Там есть свои клише, табу, оси зла и добра, и со всем этим нужно уметь жить, управляться и, по возможности, не забегать за флажки. Со временем привыкаешь к должности народного дипломата и внештатного пресс-атташе МИДа. Ну и все вокруг привыкают тоже.

Зато когда страну, которую покинул, начинают ругать и костерить без особого повода, тут и просыпаются патриотические чувства. Иногда. Начинаешь им объяснять и доказывать, факты из истории приводить. Только у них есть свой «щит и меч» — европейская выдержка. Никогда не ясно: ты победил, и собеседник действительно со многим согласен или элементарно возражать не хочет.

Поэтому, кажется, мультикультурность в первом поколении эмигрантов — понятие весьма относительное. В восприятии окружающих мы продолжаем быть посланниками стран исхода. Это не плохо и не хорошо. Так устроено общественное сознание на бытовом уровне. В Израиле я «русский», в Европе — «русский израильтянин», в России тоже какой-то «не свой».

О кризисе среднего возраста. 4 часть [ 1 часть | 2 часть | 3 часть | 5 часть | 6 часть ]

Комментировать Всего 114 комментариев
а я - гражданин мира

может, потому, что не хочу нигде иметь официальный статус. просто живу где, когда и сколько хочу. общаюсь с теми, для кого качества личности важнее "стереотипов". мне одинаково комфортно в россии и италии, в индонезии и испании, потому что я не претендую на эти страны, а получаю удовольствие от взаимности, обмена позитивом с людьми, которых могу назвать не просто друзьями, а старыми и проверенными друзьями. 

точно!

даже как-то и нечего добавить... Кстати, акцент пропадает при определенных усилиях на эту тему максимум за полгода.

"Это не плохо и не хорошо..."

Это как с теорией наполовину пустого и наполовину полного стакана: можно жить с ощущением, что ты везде немного чужой, а можно с чувством, что ты везде чуть-чуть свой.

Одноклассник живет в еще более "узком, четко очерченном мире", ты хотя бы можешь сравнивать одни клише и табу с другими, у него такой возможности нет.

Мне слышится какая-то обида вот в этом "в Европе я русский израильтянин", откуда она?

Единственная обида (вернее разочарование) заключается в том, что люди продолжают воспринимать "чужаков" довольно стереотипно. И чтобы их мнение изменилось уходит и время и силы. И быть заложником чьих-то ошибок, не совсем правильной внешней политики совершенно не хочется. А жизнь заставляет.   

Люди очень многие вещи воспринимают стереотипно. Не только чужаков и не только европейцы. Много ли ты тратил бы времени и сил на изменение мнения твоих "однополчан" в российской армии о роли еврейской интеллигенции в судьбах России? :) И мнение "Пакистана, Ирана и Турции" на городских языковых курсах тоже, на мой взгляд, не должно волновать.

Понятия "человек моего круга" и "человек не моего круга" (если проще, то "мой человек" или "не мой человек") никто не отменял, в какой стране мира не окажись.

Согласен со Светланой: " ни плохо, ни хорошо".

Мне кажется, автор писал в минуту минора. Совершенно естественная ситуация: если ты для окружающих  - "русский", к тебе и обращаются с вопросами о России. 

Отчасти  в посте затронут еще один сюжет, он, вероятно, и навеял минор.

Если ты приехал в страну в зрелом возрасте, без социального капитала (учеба, воспитание, язык), то процесс "укоренения" идет медленно или идет до определенного уровня. Ты как бы в новой стране, и еще не в ней. Одновремено ты уже не в России, оторван от друзей и пр., тоже как бы "не там". In between - в промежуточном состоянии.  Но это "ни там, ни здесь" во многом неизбежная штука при переезде "туда". К ней надо относится философски. 

А мне кажется, помимо всего написанного выше, есть еще один момент. Здесь очень не любят его обсуждать. Я о деньгах и возможностях их заработать. В ряде случаев, в России денег и возможностей больше. В ряде случаев те, кто уезжал 15-20 лет назад, уезжали ни с чем. Начинать с нуля, расти с нуля очень тяжело. Вдвойне тяжело вне привичной языковой и социальной спеды. Оптимизма это не добавляет.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Ну почему "не любят его обсуждать", Илья?)) Просто темы "дружбы", "старости", "самоидентификации " мне кажутся более важными темы "денег". И вы безусловно правы - это очень важный момент. Дай Бог поговорим и об этом.

Почему не любят - тоже интересная тема:)

Спасибо Илья. В "нелюбимых темах" обсуждения и есть вся соль.

Человек складывается до 25-30 лет. Покидающие Родину после этого возраста с трудом вмещают в свой внутренний мир чужую культуру. Тут уже ничего не поделаешь.

особенно если у них никакого желания вмещать в себя еще одну культуру...

Важны даже не ответы, а сами вопросы, которые ставит Аркадий. Процесс самоидентификации, интеграции в  чужую культуру (при сохранении всего лучшего, что есть в родной)  все это говорит о человеке думающем и чувствующем глубоко. Я где-то прочитала, что чистилище у Данте, где ни хорошо, ни плохо, олицетворяет кризис среднего возраста. И как человек выйдет из него, имеет большое влияние, где он в конце концов окажется - в "аду" или в "раю".

Эту реплику поддерживают: Илья Басс

Пожалуйста, Аркадий. А в самом деле, перечитайте "Божественную Комедию" Данте, главу о чистилище. Все-таки мистическое произведение и "плутания в сумрачном лесу" это действительно похоже на кризис среднего возраста. Он там и ответы дает, и один из них - самопознание. Так что вы Аркадий на правильном пути :)

Стереотипы в восприятии бывших русских сильны. Поэтому основная ставка в выживании за границами бывшей Родины, в этом я согласна с Вадимом Конаковым, в формировании хороших Личных отношений.

Много лет назад во время нашей командировки в Финляндии в больнице, где мы лечили нашего сына, ко мне подошла шведская мама и спросила:"Я так понимаю, что вы - русские. Вижу, свободно ходите по территории, даже в столовой вас встречала. А почему за вами никто не следит? КГБ? Посольсике службы?".

Пришлось объяснить, что определённой мерой свободы мы всё-таки обладаем, и даже можем дружить с гражданами других стран. У нас сложились очень хорошие отношения, во многом более приятные и чистые, чем с проживавшими по соседству соотечественниками.

Юрий Петров тоже очень правильно считает, что "покидающие Родину после 25-30 лет с трудом вмещают в себя внутренний мир и чужую культуру". Это верно! Но жизнь - есть жизнь, и всегда будут общие темы, волнующие мам, отцов, мужей и жен всех национальностей и народностей. Ну а пути решения волнующих всех проблем подсказывает европейская толерантность.:))

Эту реплику поддерживают: Аркадий Сухолуцкий

Елена, Вы правы, конечно. Вопрос в том с чем сравнивать. Аркадий на самом деле говорит про те 10% культурных особенностей, которые отличают русского от бельгийца или израильтянина. Но оставшиеся 90% универсальны. Я уехал учиться в аспирантуру в 23 года и сразу попал в среду даже не американцев а людей со всего света. Хорошо помню как меня тогда поразило насколько мы все одинаковые. Китайцы, индийцы, американцы, русские - все homo sapiens. С другой стороны, эти 10% разницы тоже играют свою роль. Вполне достаточно чтобы чувствовать себя белой вороной. Кстати, ностальгия это хороший тест на мультикультурность. У человека живущего в своей культуре не может быть сильной ностальгии.

"Ностальгия - хороший тест на мультикультурность"

Юрий, в 23 года Вы "выпорхнули из гнезда". Будь здоров у Вас жизненный опыт! 

Я согласна с Вами (очень хочется ещё раз Вас процитировать) - "У человека, живущего в своей культуре не может быть сильной ностальгии". Ещё особенно когда ты занят своим серьёзным делом.

Ностальгия наваливается при недогруженности, большой притянутости к искусственно смоделированным проблемам оставшейся  на Родине семьи и невозможности адаптироваться к условиям жизни в стране.

Но скажите, Юрий, существуют ведь механизмы внутренней трансформации недовольства своим окружением?

Вот если бы я из Америки в Россию в 23 года переехал, тогда - да, хороший был бы жизненный опыт :-). "Внутренние механизмы трансформации недовольства своим окружением" существуют. Гастрит, например. Если серьёзно, то недовольство окружением, по-моему, трансформировать нельзя. От такого недовольства можно только попытаться избавиться. Например, можно акцентировать внимание на то, что нравится. Или вот так: когда я был подростком меня раздражали наставления родителей и их, как мне тогда казалось, придирки. В один прекрасный день я обнаружил, что если дать себе установку на то что действие происходит "в телевизоре" и по ходу действия кто-то кого-то "пилит", то раздражение моё практически сходит на нет.

:))))))))) "Из Америки в Россию"!!!

Юрий, Вы дали шикарный совет, как можно абстрагироваться  и не пропустить глубоко вовнутрь (до гастрита) раздражающего чувства "недовольства окружением", оно, кстати, есть всюду.

Лена, я конечно пытаюсь бороться с этими стереотипами и в общем успешно, но иногда услышишь такое... 

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

Аркадий, а расскажи как ты вообще решился на отъезд?

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

Основным толчком к эмиграции, у меня, была служба в СА. Не зря нормальные родители туда детей не пускают. Правильно делают, о да. Через два года в казармах с настоящими уголовниками, я посчитал, что если государство за здорово живешь может послать “на такое”, то жить здесь совершенно не надо. На дворе был 90-й год и я быстро уехал. Мысли об эмиграции, присутствовали, разумеется, раньше. Но уровень беспросветной жесткости показался совсем запредельным. Даже сегодня трудно понять - как люди приходят на дембель, продолжая жить как ни в чем не бывало. Тогда “Солдатских матерей” в стране ещё не было. Впрочем, дело совершенно не в них. Скорей в государстве, которое моральные и физические унижения молодых, на полном серьёзе, называет “священным долгом”. По сути говоря покрывает, считая приемлемой нормой. В общем, довольно простые к отъезду мотивы. Помню довольно сильное ощущение, что нужны здесь либо бандюги (на них насмотрелся в казарме) либо совсем бесхребетные соглашатели. Очень трудно пройти тут “по стеночке”. 

Заграница, в которой живешь, это совсем не та заграница, в которой отдыхаешь. Жить, вырванным из родного социума, тяжело первые полгода-год. Хорошо, если рядом есть жена и друзья. Если нет - тяжело вдвойне, но и адаптация проходит быстрее. У тех, у кого нет возможности бывать на Родине приступы ностальгии случаются периодически, у некоторых переходят в затяжную депрессию. Последнее часто происходит с неженатыми людьми, уехавшими после 30 лет. Эти приступы часто сопряжены даже не с воспоминаниями о доме, а о людях, которые были дороги..

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Мне кажется тут уместно вспомнить знаменитые строчки: "Ностальгия тоска не по дому, а тоска по себе самому"

**Зато когда страну, которую покинул, начинают ругать и костерить без особого повода, тут и просыпаются патриотические чувства. Иногда.**

Как-то никогда не доводилось общаться с людьми, без особого поводя ругающими страну, в которой я живу. С непониманием приходилось сталкиваться, но в основном отношение уважительное. Дискуссии были - ругани никогда. Может надо выбирать круг общения?

Ну как можно выбирать круг общения, Владимир?)) Вот представьте, я израильтянин прихожу на городские курсы франц. языка. В классе сидит весь Ближний Восток - Пакистан, Иран, Турция итд. Обычно проблем не возникало. Но, порой, приходится слышать разное. И не всегда это приятно, скажем так...  

ну да:))) невозможно же отправиться в другое место, чтобы поговорить с "местными":)

школа, миллион секций - от танцев до пинг-понга, соседи в конце концов...

пивная - вот место, где заводятся отношения)) особенно в пятницу вечером и лучше - поближе к дому))

Об этих приемах я в курсе, Владимир. Спасибо)))

А почему именно Брюссель, Бельгия. Почему не Германия? Немцы к русским все-же намного лучше относятся, чем в целом по европе.. 

и это отличный способ - болельщик выйдет из пивной в игровой день с парой будущих друзей легко

Эту реплику поддерживают: Владимир Леонов

Аркадий, думаю, что Вы должны прийти в полное согласие с самим собой, тогда Вам будет хорошо в любой точке мира ...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Надежда Рогожина, Liliana Loss

Ага ... А также нечто вроде "блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые" ...

Владимир Гн Комментарий удален

Аркадий, я уехала из России не так давно (в 2007 г. ) и в довольно раннем возрасте (24 года). У меня открытый и непредвзятый взгляд на традиции и культурные особенности других стран и народов, я почему-то даже проще схожусь с местными, чем с другими выходцами из моей родины, так как многие из них любят говорить о том, как всё плохо в России. У меня нет таких мыслей и чувств. Я вовсе не идеализирую родину, но просто не могу плохо относиться к месту, где выросла и где по-прежнему живут очень близкие мне люди. А затронули меня Ваши размышления на данную тему потому, что в России я уже не чувствую себя дома, а заграницей (сначала в Лондоне, а теперь в Швейцарии) еще не чувствую, вернее никогда не почувствую. Это не проблема интеграции, а именно самоощущения. Я не гражданин мира. Мне важно знать, где мой дом. Для меня это, в прямом смысле, моя квартира, моя семья.        

Irina Abarinova Комментарий удален

Для меня это моя квартира, моя семья

Лена, я с вами согласна, но у мужчин с этим сложнее. Только с домом и семьей они не идентифицируются. Им нужно видеть big picture

Эту реплику поддерживают: Аркадий Сухолуцкий

Вы правы, Ирина. Мне порой кажется, что мужчинам нравится все усложнять. А интересно, бывает ли кризис среднего возраста у женщин?

Лена, еще какой! Только они, как правило, переносят это по-другому. Например, начинают разводиться с мужем :)

Лена, у каждого свой путь и свои восприятия жизни. Три года, согласно моему 20-летнему опыту, весьма небольшой срок. Среди моих знакомых было не мало и тех, кто больше общался с местными и замечательно ощущал себя в новой жизни. И  с этим никто не спорит. Речь идет о том, что в глазах большинства окружающих, в первую очередь, мы все равно остаемся выходцами стран исхода. И переломить это восприятие, порой, очень и очень трудно.

И ещё один важный момент. Не хочу вас разочаровывать, но мне встречались и те, кто через какое-то время плотного общения с местными, потом возвращались в "русский круг" друзей и знакомых. Я никогда не спрашивал почему, но мне кажется ответ весьма очевиден.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Аркадий, я вовсе и не собиралась навязывать Вам своё восприятие жизни, а просто высказала свои мысли на данную тему. И боюсь, что Вы меня неправильно поняли, если весь смысл моего высказывания для Вас сошелся лишь на круге друзей. У меня есть и русские друзья (проживающие здесь), и местные (швейцарцы), и иностранцы (японцы, болгары, греки, англичане, также проживающие здесь). Я привела пример про местных друзей с тем чтобы сказать, что мне не сложно интегрироваться чужое национально-культурное сообщество. Но при этом я всегда буду чувствовать себя здесь немного иностранкой, и как Вы совершенно точно отметили, отчасти, потому, что так меня будут воспринимать окружающие.     

Эту реплику поддерживают: Аркадий Сухолуцкий

"в 40 лет вам будет казаться, что вот теперь и начинается ваша жизнь. - В 40? Да вы смеетесь!" (москва слезам не верит)

Аркадий, не пытайтесь рассказать здоровому, что такое голова кружится. Девушка дорастет и скажет "Так вот о чем был разговор"

Дело не в адаптации, не в умении вжиться, или заведенных друзьях.

Мы все одинаковы, как правильно заметил Петров.

Но мозгу нужно знать, что где-то та-ам...есть место где хорошо. Особенно в минуты грусти.

А в среднем возрасте нужно совсем не то, что юной леди "до 30". Швейцария после 40 совсем не та, что я любил в молодости. ;)

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Мне кажется, что проблема восприятия человека коренным населением страны, в которую он приехал, зависит от него самого. Можно идиотские стереотипы о своей стране укрепить в сознании людей своим поведением, а можно эти стереотипы разбить. У меня две подруги, одна в Норвегии уже 17 лет, так и живет одна без местных друзей и подруг, потому что сама скучная зануда с претензиями ко всем миру. Другая, из нищей тогда Белоруссии уехала в Италию, переводчицей, возила детей пострадавших после Чернобыля в итальянские семьи на каникулы. Вышла замуж, друзей огромное количество и среди простых итальянцев и среди известных людей. Очень многое зависит от того, что ты несешь миру и что ты хочешь ему дать, а не от того что ты надеешься от него получить.

Млада, поверь мне - в данном, конкретном случае от человека, разумеется, много зависит, но и стереотипы сознания играют огромную роль. Я помню когда около года назад начались беспорядки во Франции. И молодежь из пригородов в открытую говорила, что устроится на хорошую работу им очень сложно, общество их принимает, CV с определенными именами/фамилиями сразу идут в мусорный ящик. Это реальность. Так или иначе я вижу это и в своей жизни тоже.

Если спросишь у своей итальянской подруги, то ей думаю тоже будет много что рассказать об успешной интеграции в итальянское общество. 

Ну конечно, я не буду спорить, с тобой Аркадий. По той простой причине, что стажировку нельзя считать даже попыткой интеграции. Своего опыта у меня не было, и мое высказывание основано на опыте маленьком моем и опыте других людей, и моем жизненном принципе. Помню только, как мне было плохо в Голландии, в Горнингене, где я была на ветеранском чемпионате мира, и оказалась в городе одна. Мой французский не спасал меня от ужасного чувства одиночества и нахождения среди чужих людей. Мне  хотелось бежать. Но вот в деревне, в которой мы жили, недалеко от гребного канала, местные жители были гораздо приветливее, и даже угостили нас пивом в баре местные фермеры. Я, наверное идеализирую, судя по высказываниям твоих коллег . Но в Италии, я никогда ничего подобного не испытывала.

Есть интересная притча о там как Тарковский, чтобы Олег Янковский вошел в роль фильма "Ностальгия". Он специально не встретил его на вокзале. И актер жил один, без денег и языка, в чужой стране. Спустя пару дней Тарковский пришел к нему с извенениями... Но иначе нельзя была ощутить эту самую ностальгию.

Это жесткое испытание, для простого  человека. А для того, кто привык ко вниамнию и известности, это совсем тяжело. О Галиче был замечательный фильм. И о том какой трагедий стала для него невосстребованность творческая в Париже.

"... Но в Италии, я никогда ничего подобного не испытывала."

Х-м-м, Млада ... А мои знакомые итальянцы всегда уверяли меня (и я всецело склонен с ними согласиться !), что в Италии можно запросто и с большим успехом обойтись всего-то двумя словами: "ancora" (still; yet; again; more, further - but not to confuse with ANCHOR) и "basta" - в ответ на первое из этих слов Вам всегда нальют - а в ответ на второе, соответственно, прекратят наливать ... -:)

Ну)) Это мужское)) А вообще, там очень отзывчивые люди и если ты говоришь на языке, они радуются этому факту как дети. Итальянцы, вообще особенные, они очень внимательные, к деталям, к внешнему виду, даже к мелодии, кроторая доносится из твоего мобильника.

" ... они очень внимательные ..."

... Так-то оно так. Но, на мой взгляд, эта их внимательность имеет вполне доброжелательные корни: они выискивают, за что бы такое "зацепиться" вовсе не для того, чтобы придраться, а для поддержания разговора, "для вящего общения", так сказать ...

Да, Вы абсолютно правы, Евгений! Почему-то с итальянцами всегда разговариваешь, как буд-то знаешь их много лет. Они очень открытые и независимые в суждениях люди. А еще я люблю их называть внуками Леонардо да Винчи и Джордано Бруно.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

Именно так, Млада !

Остаётся непонятным только одно - наличие мощной организованной преступности в этой милой стране Леонардо да Винчи и Джордано Бруно ...

Млада Стоянович Комментарий удален

Я думаю, что любая преступность - и начало ее зарождения,  это ответ на несправедливость и  унижение, это отчаяние, которое толкает людей на выбор "особых действий" для выживания, если это не клиника конечно.

.А что наши немцы? Наши милые фрейлин с вечными кникенсами и данке шён, живущие по правилам? Неужели нет преступности?

"А что наши немцы? Наши милые фрейлин с вечными книксенами и данке шён, живущие по правилам? Неужели нет преступности?"

Есть, конечно ! Во всех своих видах и разновидностях. У полиции тут кадровых единиц не хватает ... Но здешнее общественное мнение уверено: это всё эти гады - приезжие (что на самом деле совсем не так просто !) ...

А я сними бы согласилась)) Потому что я разговаривала с пенсионерами Итальянцами на озере Toblino и они мне рассказали, что раньше они дверей не запирали. А мой коллега, вообще вынужден был перевезти родителей из Италии во Францию. Потому что албанцы попросту пытались заставить их платить за то, что у них такое большое родовое гнездо, и сожгли хозяйственные постройки в ответ на отказ платить за их собственную землю. На вопрос, Роберто, а как же полиция? Он сказал мне - Млада, какая полиция!

Более того, когда я была в Италии первый раз, мне было 23 года. Это было перед рождеством. И весь городок Baselgha  di  Pine был украшен рождественскими елками. Они были у каждого дома.

Знаете, что я подумала? Что если бы такие елки поставили у нас, то их бы украли, а точнее, другое слово, как в анекдоте Игоря Подлевских про армию!

Да-да, это всё так и есть - и в равной мере относится ко всему Старому Свету.

А с "рэкетом" ... Один знакомый, русско-диаспорный бизнесмен, имел как-то дело с Азербайджаном и рассказывал, что поехал однажды (сравнительно недавно это было) в Баку, но не прямо, а через Грузию. На границе - азербайджанские пограничники. "Стой !". Остановился. "Документы !" Дал, стоит спокойно, ждёт - с визой всё в порядке, с собой ничего такого нет. Посмотрели паспорт, возращают ... и вдруг: "Слушай, будь другом - заплати нам !" ... Он опупел совершенно ... "А чего это я должен вам платить ?" ... Отвечают: "Ну, так, из уважения" ... Еле уладил "пограничный конфликт", оперативно позвонив по мобиле какому-то бакинскому пахану ...

... Вот это всё они везут в Европу ... "Из уважения" ... А то их, видите ли, не уважает никто ...

... Но в том-то и дело, что здесь и своих достаточно ... Социальная система в Германии, Скандинавии - и повсюду, где она (хоть в какой-никакой форме) имеется - породила целый "класс" достаточно молодых людей (от 20 до 40 лет отроду), которые нигде (официально) не работают, не платят налогов, получают себе так или сяк пособие от государства - и являются питательной средой для всех и всяческих видов и разновидностей преступности ...

Эту реплику поддерживают: Аркадий Сухолуцкий

Был такой журналист международник, работавший во Франции в пору моего школьного детства по фамилии Зубков, он все время рассказывал о забастовках французов, и о безработице во Франции. Мой тогда детский мозг никак не мог понять, почему французские безработные так хорошо одеты? А еще я задавала вопрос маме, почему их так много и что они другую работу не могут найти? Мама отвечала, что теряя свою работу и устраиваясь на другую, они теряют свою квалификацию. Я не могла понять – как, если нет работы, значит, нет денег на кино (тогда для меня это было важно очень), на булочки калорийные, на фруктовую воду, книги, коньки. Почему же они предпочитают не работать вообще? И когда передо мной встал такой вопрос, правда речь шла не о потере квалификации, а вообще о выживании в 1992 году, я твердо знала, что в случае чего пойду водить трамвай. К счастью не понадобилось. И когда я смотрю на тамошних забастовщиков, мне хочется их переселить к нам) В наш дивный климат, в наш режим работы от 185 до 200 часов в месяц (не о какой 40 часовой рабочей неделе и речи не идет у нас), в наше дивное жилье, с отличными коммунальными услугами. Конечно то, что там – это нормальное отношение к человеку, но вот сейчас они бастуют, даже не желая вникать в экономическую подоплеку повышения пенсионного возраста. Мне это не понятно.

Зубкова я тоже хорошо помню - он, вроде бы, и сейчас ещё жив ... Он же "борец идеологического фронта" ! Ну, чего от него было ожидать, кроме "анализа" ... А Франция - это страна "savoir vivre", причём в это понятие Упорный Труд никогда не входил ... Я уже коснулся этой темы в дискуссии с Анастасией Старовойтовой здесь. Франция - выраженно "элитарная" страна. Идеал в тамошнем общественном мнении - это рантье, все проблемы которого КАК-ТО ТАМ (не важно, как именно !) решены, и можно неспешно насладиться жизнью. Рантье, а-пропо, это по сути-то дела, "пожизненный пенсионер" - не обязательно даже родовой аристократ, с замком и поместьем ... А просто удачливая личность, на которого с небес как-то там валится Благодать ... А тут-то им ещё говорят: сие "благодатное состояние" будет в приказном порядке отложено ещё на сколько-то лет ... Ну, как тут не забузить, спрашивается в задаче ???

Млада Стоянович Комментарий удален

Странно, рантье. Откуда  же это у них? Вспомниая Эмиля Золя - Жерминаль, Западня - как -то странно такое читать. А труд на виноградниках. Прямо все они рантье? Или с сознанием рантье!?

Можно ещё вспомнить "Les Miserables" Виктора Гюго ... Во-первых, я не говорю "все до единого", а нечто вроде одного из важных лейтмотивов общественного мнения ...

У Эмиля Золя у самого было, кстати сказать, довольно трудное детство ... Все писатели этого направления как раз-то и обсуждали огромнейший зазор между "элитой" и "остальными", пытаясь вызвать у читателя симпатию не к "элите", а именно к "остальным", изо всех сил показывая, что ТЫ, массовый читатель, несмотря на все завоевания Великой Французской революции, был, есть и будешь здесь, в этой стране, "остальным" ... Они-то знали сокровенные чаяния родного народа до малейших подробностей, потому-то и старались так страстно и талантливо переубедить, во что бы то ни стало ...

Но вот удалось ли им это сделать ? Думаю, что в общем и в целом - нет. И свидетельство тому, в частности - нынешняя забастовка ...

 Людей можно понять. Бесконечные яхты и бриллианты. Бонусы банковских служащих. Все крутится вокург мифа о демократическом равенстве, которого конечно нет, хотя люди живут там все-таки лучше, чем здесь.

"хотя люди живут там все-таки лучше, чем здесь."

Великая Французская революция потому и оказалась "Великой", что надолго внушила этим самым "бонусникам": раздражать собственный народ до бесконечности не следует. Нельзя вслух предлагать кушать пирожные в то время, когда не хватает хлеба даже детям ... Народ тоже допёр: просто стоять, тупо смотреть перед собой и чесать репу нет резону - под лежачий камень вода не потечёт, хучь лопни. А чтобы дело двигалось с места, надо имитировать подготовку ко взятию Бастилии. Если не выглядит убедительно, то можно взяться и за "оружие пролетариата", поразбивав парочку витрин ... Это-то всегда достаточно веский аргумент ... Но всё должно быть в меру. А русская душа, по всей видимости, слишком уж широка и стихийна для такой "европейской мелочности" ...

Живу в Лондоне последние четыре года. Сказать, что чувствую себя здесь своей пока все еще не могу. Но винить в этом можно лишь себя саму. Даже если не прилагать к этому множество усилий этот уникальный город сталкивает тебя с очень открытыми, приятными людьми со всего света. Вопреки моим старым стереотипам о различиях менталитета, разном чувстве юмора, жизнь принесла на блюдечке англичан, американцев, швейцарцев и итальянцев изворотливого (в самом хорошем смысле) ума, отточенного остроумия, бытовой практичности и, самое важное, - похожих воспоминаний из детства. Теперь я убеждена - твои люди всегда где-то поблизости, надо лишь суметь их рассмотреть.

А ощущение дома - Вы абсолютно правы - стоить всегда ассоциировать лишь с самыми близкими людьми, поскольку даже найдя "свой" круг знакомых, (что обеспечивает душевное равновесие и приятное времяпрепровождение) хорошо понимаешь, что культуру данной страны создавали не твои предки.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh, Надежда Рогожина, Евгений Стариков

Мне кажется, что проблема восприятия человека коренным населением страны, в которую он приехал, зависит от него самого

Млада, можно Вам возразить?  Это коренное наслеление страны выбирает, как ему относиться к приезжим. Русские очень открыты: после стольких лет железного забора, пообщаться с иностранцами - это для нас очень важно. А в Европе с начала ХХ века эмиграция прибывает со всего мира миллионами и люди здесь к иностранцам относятся с некоторой холодностью. Не знаю, как в Бельгии, но во Франции с вами начинают общаться, только когда вы здесь уже пожили и прижились, т.е. когда вы уже "внутри" местной жизни.

У взрослого человека внедрение в "местную" среду и подбор своего круга общения  связаны с работой. С некоторыми профессиями интеграция может проходить легче, наверняка. Но иностранцу, пишущему журналисту не носителю языка, должно быть ой как непросто войти в  свой проф/соц. круг в Бельгии. Поэтому, мне кажется, все вопросы Аркадия, не субъективны, не связаны с именного его восприятием,  а вполне адекватны социуму.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Анастасия: очень важно, прежде чем "окунуться" в чужую страну, знать её язык - в его современном виде. С этого всё и начинается - и на этом всё заканчивается, если языка нет (или мало познаний в нём).

Второй - очень важный, второй по порядку, а не по важности - аспект: не пытайтесь лезть в чужой монастырь со своим уставом. Нужно уметь найти оптимальное соотношение между сохранением основ своей личности и восприятием правил, задаваемых окружающей средой. Это удаётся очень немногим, но это не основание для того, чтобы уклоняться от попыток этот оптимум хотя бы поискать ...

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Очень смешно, Евгений, что Вы этот комментарий адресуете мне. для меня французский - родной, так же, как и русский. 

А про свой устав в чужом монастыре речь в статье не идет.  Если не воспринять правила местный жизни, то иностранцу здесь просто не выжить. А Аркадий, по-моему уже давно живет в Бельгии. Значит и правила этой страны усвоил и применил.

Нет, Анастасия - мой комментарий предназначался в равной мере всем тем, кто захочет его прочесть. А попал он на Вашу ветку, поскольку Вы были единственной участницей здешней дискуссии, кто в своих рассуждениях вплотную подошёл к теме моего высказывания ... так что - "звиняйте, коли что не так" ... 

А поскольку у Вас целых два родных языка - мой "решпект" !

Что же до статьи Аркадия - в ней сквозит какая-то неудовлетворённость, невосполненность, невостребованность, если позволите ... На сей счёт я уже тоже высказался ...

Мне "решпект" не за что - жизнь так сложилась, что здесь с детства, поэтому и язык, как родной.

А я вот тоже испытываю "неудовлетворённость, невосполненность, невостребованность, если позволите". Сдается мне, что дело не в языке и пресловутой интегрированности (не путать с ассимиляцией). Вот и Ангела Меркель, как раз на днях подтвердила, что не получилось в Германии создать многонациональную семью. И видимо, не только у Германии не получилось, но и Франции, и Бельгии...

"А я вот тоже испытываю "неудовлетворённость, невосполненность, невостребованность, если позволите".

Очень жаль слышать от Вас такие признания !

По поводу "интегрированности" и "ассимиляции". На мой взгляд, граница между ними достаточно диффузна, субьективна и определяется тем, насколько Вы остаётесь САМИМ/САМОЙ СОБОЙ в чужом окружении. 

Насчёт языка - понятно, проехали. Следующая "остановка" - работа по специальности (или же конкретная возможность заниматься своим любимым делом). Смею надеятъся, что у Вас это есть, так же, как и у большинства СНОБчан за рубежом. Следующий этап: круг знакомств. Владея языком даже в меньшей мере, чем Вы, можно (и должно !) подыскивать себе "своих людей" любой национальности. Не сомневаюсь, что и это у Вас есть в достаточном количестве. Остаётся проблема связи с "Исторической Родиной", которая с развалом СССР тоже перестала быть чем-то запредельным ...

... В чём же тогда заключаются корни Вашей "неудовлетворённости, невосполненности, невостребованности", на которую Вы посетовали, прошу прощения за столь личный вопрос ? Вы наверняка и сами пытались всё это проанализировать, поэтому не хочу тянуть вас за язык ... но если хотите продолжить дискуссию на эти темы - я с радостью поддержу Вас !

А про Ангелу Меркель и "мульти-культи" скажу так: на тех принципах, которые средний коренной европеец вкладывает в понятие "мульти-культи", "многонациональная семья" не сможет быть создана никогда ... Мы уже обсуждали эти вопросы здесь на СНОБе, тут и тут - присоединяйтесь, если хотите, милости просим !

С удовольствием присоединюсь, я не увидела эту дискуссию.

А по поводу невосполненности и невостребованности - мы очень много обсуждаем это с друзьями, русскими и французскими, и все причины, которые находим, как то несостоятельны. В общем, у всех все хорошо, даже лучше, чем у автохтонов, но все недовольны. Так что надо будет еще подумать.

В свою защиту могу сказать только то, что во Франции своей жизнью и ситуацией недовольны очень-очень многие.Это я об "этнических" французах. Причин много - и экономических и социальных и культурных. Франция очень закрыта для всего нового, инертна, здесь действительно плохо с работой. Здесь не дают развиваться профессионально, здесь не поощряется инициатива, здесь невысокие зарплаты и т.д. и т.п.

Французы поактивней едут работать за границу. Особенно мое поколение - те, кому за 30 и моложе. Например, моя подруга французская фермерша, недавно в таком же "разговоре за жизнь" скзаала, что она кожей чувствует недобрую атмосферу в стране и что им дают понять, что они государству не нужны. а она вполне благополучный местный житель.

  Поэтому, возвращаясь к Аркадию и его ощущением Бельгии, смею предположить, что там такая же рутина, как и во Франции. Может быть я ошибаюсь.

В таком случае, рискуя навлечь на себя обвинения в самоцитировании, вынужден признать, что причины "неудовлетворённости" следовало бы, по всей видимости, всё-таки поискать в САМИХ СЕБЕ ... 

А Франция - она что ? Я с Францией тоже достаточно тесно связан, знаком там с целым ворохом самых разнообразных людей (в основном в академически-университетской среде, правда - в другие "миры" не вхож), а в 2007 году довелось побывать даже приглашённым профессором в Парижском университете ... Моё впечатление от этой страны (сравнивая её с Германией, в которой "интегрирован-ассимилирован"): огромнейший - по сравнению с другими европейскими странами и США, но всё же не до такой степени, как в "наших палестинах" - зазор между "элитой" и "остальными". Исторически - это давняя французская традиция - из-за этого-то самого "зазора", вообще говоря, в своё время Бастилию ухадокали ... "Если нет хлеба, то пусть кушают пирожные !" ... Нечто подобное позволяет себе и современная французская элита (по счастью, покамест не до такой степени) ... Вот именно это как раз и ощущает Ваша "благополучная французская подруга" ... В Бельгии - в результате мощнейшего расцвета возомнившей о себе невесть что "евробюрократии" - та же самая проблема ...

... Но это всего лишь фон ... Он влияет, конечно, на самоощущение каждого, кто живёт в стране ... но не настолько же (при наличии у человека нормальных семьи и работы, достаточно широкого круга знакомств итд итп) ...

Не ошибаетесь, Анастасия, все так и есть....

Спасибо за поддержку и понимание.

Эту реплику поддерживают: Анастасия Старовойтова

Аркадий, я, в сущности, Вас прекрасно понимаю - вокруг меня масса моих диаспорных знакомых (и не только русско-говорящих, к слову сказать !) рассуждает точно так же, как и Вы в Вашей статье. Но вот Ваши выводы я не могу принять: если Вы Ваше состояние рассматриваете, как неудовлетворительное, то надо же действовать, что-то делать, пытаться это как-то изменить ... Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай !

Спасибо, Евгений) Я правда не сижу сложа руки) Местную прессу читаю, много путешествую, пытаюсь расширить круг знакомых ну итд. Это моя вторая эмиграция, поэтому все приемы адаптации мне, конечно, известны))

Со второй эмиграцией - Вы просто герой, Аркадий ! Я, например, не знаю, переживу ли вообще вторую эмиграцию (настолько мне хватило первой) ...

Анастасия, наша открытость и желание пообщаться, увы, не синоним нашей деликатности и уважению к тому народу, в страну которого мы приехали. Конечно, я не имею в виду Вас и Аркадия, но, сколько людей показывали себя, как убогие богатеи, считающие, что за деньги можно всё и везде. Мне кажется, что европейцы чтят уклад своей жизни, основанной на традициях. А у нас и своих-то традиций не сохраняют, а в чужие и вникать не хотят. Поэтому такое отношение. И конечно (надеюсь, меня камнями не закидают) мы в чем-то умнее, разностороннее. Но мы не умеем чтить приватную зону каждого человека, почему? Потому что это право на индивидуальность, а у нас его не было 70 лет, да и сейчас с ним большие проблемы. И еще мне кажется,  менталитет русского человека не всегда включает в себя ответственность. Ответственность за всё: слова, работу, семью, обещания.

Я, честно говоря, отвечала Вам, с позиции русского, живущего в Европе, поэтому видимо больше защищала русское отношение к приезжим, чем отношения европейцев к эмигрантам. Про то, что у нас (в России) граязными сапогами в душу лезут - это факт известный. Зато здесь ваше личное пространство может, благодаря той же "прайваси", увеличиться до размеров киллометра. 

Две крайности. Никому нет до тебя дела. Я часто слышу эту фразу от тех, кто живет за рубежами отечества, как синоним спокойствия. Но видиво, это тоже тяжело.

Согласна. Я где-то прочитала, что Пьер Броше пытается жить в Москве, как во Франции.  Мне очень нравится эта идея создать симбиоз из того, ЧТО тебе больше подходит и применить это ТАМ, где тебе это больше подходит. Надо попробовать.

Да, но построить в России французский мир, мне кажется проще, чем наоборот. Хотя, я помню рассказы одноклассницы Кати Тимофеевой, которая пришла в нашу спец французскую школу в 9 классе и рассказывала, как они отмечали в Париже Рождество, и ходили по парижским улицам, покупая где-то развесные соленые огурцы и ели их прямо на ходу! И я тогда подумала, мы так ходим по Ленинградскому рынку в Москве.

В 48-ой, улица была переименована из 7-ой Песчаной в Сальвадора Альенде в 1976 году ( если не ошибаюсь).

Понятно. Почему то мне казалось, что 48-ая была в Лялином. 

Я подумала, вдруг окажется, что мы с Вами одну школу закончили.  я тоже училась во французской спец - 2-ой, на Проспекте Мира.

Ваша школа известная, им Мориса Тореза кажется?)) В моей учился Певцов, вчера его в  спектакле видела. Еще дети всяких разных актеров и журналистов))

Точно) Я забыла. Таню Друбич я очень люблю после 100 дней после детства.

абсолютно правы.

та же ситуация и в Австрии, и в Англии.  Прожив лет 5 на одном месте в Британии, вдруг обнаруживаешь как по-детски привязанны и бесхитростны соседи. Но вновь прибывший выносит длительную "дедовщину" :)

Эту реплику поддерживают: Анастасия Старовойтова

интересно почему мне все время говорят - "нет, ты не можешь быть русским"

Когда я в конце концов набрался наглости и спросил "почему?" - мне сказали "Ты слишком легко улыбаешься"

Вам это о чем то говорит?

ps по акценту можно сказать, что я не местный, но очень сложно сказать откуда - еще никто из местных ни разу не сказал "Вы наверно русский?"

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

Меня в Италии примали за бразильянку, польку, румынку - но никогда, ни разу не спросили Вы русская? Думаю, мы с Вами в адеквате, не в адеквате те, кто с кирпичными лицами приезжает в Европу.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков

мне как-то перечислили почти все страны в Европе и даже вспомнили Болгарию...

А потом в недоумении спросили - "А какая же страна то?? В Европе же больше ничего нет??!!" - я долго веселился и напомнил, что основная часть населения России живет именно в Европе - сильно удивлялись:)

Ну, это какие-то совсем увлеченные выращиванием кукрузы люди)))

Я Вас прошу!!!:)) Это были две чудесные чистенькие английские бабуськи на вокзале в Дувре!:)))

Млада Стоянович Комментарий удален

Подумаешь! Бабуськи на вокзале. Я Вам скажу, что бабуськи из Суздаля, живущие в начале улицы Ленина, не знают что у них на другом краю собственного города! Что у них там есть старообрядческая церковь, заколоченная! А вы мне про бабусек с вокзала в Дувре! Пудинги то они печь умеют? Умеют! А это в их жизни гораздо важнее. Вот моя мама знает очень многое, и читала всегда много, и сейчас очень современно мыслит. А собеседников ей найти, очень тяжело! ( Готовит, кстати отменно)))

То же самое у меня произошло на раннем этапе жития за бугром (в начале 90-х). Секретарша профессора, в лаборатории которого я начал работать, Фрау Кригл, весьма пожилая дама, "придерживающаяся христианско-демократических взглядов", по её собственному замечанию, однажды сказала мне на полном серьёзе (впрочем, всё, что бы она не говорила, было очень веско, авторитетно и на совершенно полном серьёзе): "Ойген, Вы не русский - хотя у Вас и явно русская фамилия, Вы просто не можете быть русским !". Я удивился - "А кто же я, по-Вашему ?" "Не зная, кто Вы, встретив Вас на улице, я бы подумала, что Вы француз - ну, или же голландец, на худой конец. Но уж точно не русский !" ... Тогда я улыбнулся и спросил: "А как же по-Вашему должны выглядеть русские ? Вы их видели хоть когда-нибудь ?". Она, не меняя ни тона, ни выражения лица, воскликнула: "Ха ! Это я-то не видела русских ? Сразу после войны, когда я была маленькой девочкой, Берлин был наводнён ими ! Нет-нет, нам они не сделали ничего плохого, но всё время беспорядочно бегали туда-сюда и громко кричали: "Давай-давай" !" Эти два последних слова она произнесла, насколько была способна, по-русски: получилось нечто вроде "таффай-таффай" ...

Ну, это мне кажется у тетечки детские воспоминания. В целом, я уверена, что здравомыслящие люди, не важно, кто они по национальной и географической принадлежности, не могут воспринимать всю нацию, как одного конкретного человека. Это неправильно. Не по-человечески это!

Тогда бы получалось, что немцы хамы и зануды, французы жадины, англичане высокомерные снобы и пьяницы, итальянцы бабники и болтуны, а мы, русские, сказочники, лентяи и пьяницы)))

Вы знаете, когда я приезжаю куда-нибудь, я всегда стараюсь сказать что-нибудь приятное местному населению. Вот только на Мальдивах не могла)) Не знала, что сказать, но благодарила за всякую оказанную услугу. Я всегда ставлю себя на место местного населения, и всегда вспоминаю, как хвалил Толстого и Достоевского  Маркес, Толстого и Чайковского Милан Кундера и как мне было приятно это читать. Поэтому, когда ко мне приходят тетеньки из французского  посольства, я им говорю, как я люблю оперу «Кармен» Бизе, Артюра Рембо и Альбера Камю, пейзажи Камиля Коро, когда приходят Итальянцы, я им рассказываю, как я люблю итальянскую оперу, потому что, во-первых, я действительно люблю, и, во-вторых, я понимаю, как им это будет приятно. Потому что каждому народу есть чем гордиться!

"Это неправильно. Не по-человечески это !"

Абсолютно согласен с Вами - но и в Западной Европе, и в США чаще всего встречаешь эти странные, косные стереотипы по отношению к людям из других стран (а особенно из-за "железного занавеса"), которые вынесены из детства, из газет, журналов и телека, где всем вешали лапшу на уши разные "зубковы" - того же самого качества, но только с другой стороны ...

... Когда я начал работать в Свободном Университете Берлина в 1990 году, я понял - какое счастье, что я могу говорить по-английски ! Я был практически "первой ласточкой" - нормальный гражданин СССР, не диссидент, не коммуняка - а просто среднестатистический житель разваливавшейся тогда огромной страны. У моих коллег, большинство из которых были моими сверстниками, возникла масса интереснейших вопросов, из которых я понял, насколько забиты идеологическим мусором их головы (и это же всё были люди с высшим образованием, а многие даже "остепенённые" - то есть не самая дурацкая часть немецкого народа) ... Когда я полностью осознал это, то я пошёл по такому пути - стал сравнивать ихний "идеологический мусор" с "нашенским". Получались интереснейшие дискуссии !

Но и сейчас всё продолжается приблизительно в том же духе (Имею в виду идеологический мусор с двух сторон) ... Поразительно, но факт !

Эту реплику поддерживают: Аркадий Сухолуцкий

Млада Стоянович Комментарий удален

Ну) Я думаю об этом еще Лимонов отлично написал в Эдичке своем))

Ох, Млада, как говорят в Одессе, "За Лимонова я Вам не скажу", потому как не читал (и не тянет как-то, хоть он и мой земляк) ...

Зато в очень интересную тему для наших тогдашних дискуссий с западно-немецкой интеллигенцией вылился вопрос одного коллеги: "А была ли у вас в стране вообще какая-то какая-то жизнь ?" Мне пришлось, разумеется, переспросить, а что он собственно понимает под "жизнью" ? "Ну, было ли у вас в стране свободное время, и чем вы в это время занимались ?" ... Представляете, каков вопрос ?

Я Лимнова прочитала  только через 15 лет после того как его все прочитали.

Он неоднозначен. Да, свободного времени тогда было больше! Это точно!

"Да, свободного времени тогда было больше"

А вот в их искажённом представлении СССР - это такой необъятный ГУЛАГ, где все только вкалывали, немного кушали, на горшок, спали - и опять вкалывать ...

был я в Италии - жадины, хвастуны и трусы:))

я как-то в Генуе припарковался на ночь - выехать он мог спокойно, но очень осторожно нужно было это делать - так он орал минут 15 (аж меня в гостиннице разбудил своими криками), я успел выйти, передвинуть машину и снова пойти в гостиницу - в это время он бегал вокруг меня на безопасном расстоянии (я раз к нему повернулся - так он отскочил метров на пять, при том то, что я очень скромной комплекции:)) и пытался объяснить, что я не должен никуда двигаться, что он уже вызвал полицию и что "сейчас меня проучат". Потом с теми же криками проводил меня до входа в гостинницу и видимо после этого спокойно поехал домой рассказывать друзьям "как он отделал этого русского":))))

Ну, а у н ас, вообще из пистолета стреляют и бьют бейсбольной битой! Дубасят кулаком в лобовое стекло! Так что, все равно не соглашусь)))

Дмитрий, чтоб не повторяться, вот мой ответ Младе, чуть ниже по ветке ...

Да, все именно так. Я недавно прочитал книгу Лилианны Лунгиной "Подстрочник" и она заканчивается как раз такими словами: "...Надо внимательней присматриваться к людям вокруг. Может быть, не сразу увидишь, что они замечательные, - надо дать себе труд разглядеть то, что несет в себе человек. И может быть, это тоже есть маленькая тропинка, ведущая к какой-то радости". 

Очень все точно, Аркадий. Думаю жизнь тех, кто уехал, делится на жизнь ДО и жизнь ПОСЛЕ... и круги общения и воспоминания... Думаю легче будет детям, которые сразу же начнут говорить на нескольких языках и жить в культуре той страны, куда мы переехали. Они станут гражданами мира, а мы лишь проложили им дорожку. 

Хорошо там, где нас нет и там, где сердце.

Эту реплику поддерживают: Анна Полянина, Анастасия Старовойтова

всегда пожалуйста:)

Разговор самого с собой никогда не приведет к какому то результату. Это все равно, что играть в шахматы сам с собой, выиграть невозможно..   Наверное, надо выключить внутренний диалог и сжав зубы пойти дальше не обращая на него внимание.

А уж если и начинать играть в  разговоры с собой, то только за белых..

Согласна с Аркадием и Валерией, но каждый раз когда приезжаю в Россию, как будто душа возвращается на место, но не хочется ломать что построено для себя и своих детей. Я жила в нескольких странах и считаю их своими, так продолжаю их периодически навещать, потому что сердцу так хочется.