Эдуард Бояков и Алексей Паперный: Десять пьес из живых людей

16 ноября начался большой совместный проект Эдуарда Боякова и Алексея Паперного «Человек.doc». В течение девяти дней на двух театральных сценах — в «Практике» и «Мастерской» — пройдет десять спектаклей, посвященных десяти героям современной культуры. Герои пьес играют самих себя

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

«Это горизонтальный вербатим — это когда интервьюер, он же драматург, не спускается с диктофоном на дно общества, а берет интервью у представителя того же социального слоя, что и он сам», — говорит Бояков. И поясняет, что были выбраны десять человек (философ Олег Генисаретский, художники и перформансисты Олег Кулик, Гермес Зайготт и Александр Петлюра, музыканты Владимир Мартынов и Смоки Мо, писатель Александр Гельман, китаевед и переводчик Бронислав Виногродский, поэт Андрей Родионов и журналист Ольга Дарфи), с которыми были проведены интервью. Затем записи были расшифрованы и переработаны в пьесы-монологи. В получившихся пьесах герои играют самих себя. Только в двух случаях задействованы актеры — вместо Александра Гельмана и Олега Кулика. Объясняется это просто: обе постановки получились чересчур личные, и героям тяжело в них самостоятельно играть (расписание спекраклей смотрите здесь).

«С этим проектом я носился почти три года, — говорит Эдуард Бояков, — пока не встретил Алексея Паперного. Мы вместе нашли деньги для реализации "Человека.doc" — их дал предприниматель Андрей Чеглаков».

Продюсеры по-разному относятся к проекту. Паперный с самого начала был убежден, что люди, когда рассказывают про себя, чаще всего врут: «Врут о себе даже больше, чем когда говорят о других. Но все равно интересно посмотреть, как они о себе говорят». Бояков уверяет в обратном: «Это честная, искренняя история, почти исповедь героев. Это не вранье, а способ перепросмотра собственной жизни». Несмотря на это разногласие, оба считают, что получился живой и интересный эксперимент. И предостерегают от желания сходить на одну пьесу: надо смотреть все постановки.

Комментировать Всего 39 комментариев

А вы бы хотели, чтобы о вас были сделаны спектакли?

Мне было бы интересно, если бы обо мне написал Довлатов или Сэлинджер. 

Эдуард Бояков Комментарий удален

Я страшно хотел участвовать. Нашелся даже драматург, который хотел со мной работать. Но есть две причины, по которым я отказался. Первое — люди, задействованные в проекте, настолько замкнули на себе какие-то важнейшие конфликты, важнейшие портретные характеристики целой судьбы, целой эпохи, что их можно назвать прямо-таки главными из главных. Я, к счастью, каким-то образом имею отношение к этому кругу, но представлять себя наравне с ними было бы нескромно. Второе — если бы я занялся этим проектом, у меня бы попросту не хватило времени на других участников.

По какому принципу вы искали героев? Все ли согласились? И как проходил процесс согласования текста?

Трудно. Не все герои дошли до конца. Кого-то, разумеется, смутил конечный текст. Но мне важны не те, кто не дошел. Мне важны те, кто остался.

Например, категорически отказалась в этом участвовать Людмила Петрушевская. Ее доводы звучали так: получится слишком наигранная и одновременно высокопарная история.

Эту реплику поддерживают: Юлий Либ

Можете ли вы оценить, что получилось?

Я пока видел мало: только репетиции Гермеса Зайготта и Смоки Мо. Но я убежден, что спектакли в проекте «Человек.doc» будут очень разными. Во-первых, всегда интересно, как человек себя видит. Даже если все, что он сказал, от первого и до последнего слова, — вранье.

Во-вторых, я думаю, что не может Петлюра плохо сыграть Петлюру. А если это случится, то все равно будет Петлюра. хорошо играющий плохо играющего Петлюру.

В-третьих, "правда" в привычном смысле слова в этой истории вообще не так важна. Ведь то, как человек танцует, закуривает сигарету, смотрит, кашляет, двигается, или врет, говорит о нем не меньше  текста, который он произносит. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Для меня в этом проекте важна честность и искренность героев, готовность каждого из них исследовать мир до конца и предъявить свой опыт, свой конфликт зрителю. Я уверяю, что для этих людей, каждый из которых сделал черт знает сколько и добился огромных вещей, это был очень сложный опыт. И очень рискованный. Невообразимо трудно сказать что-то, что объединяется под зонтиком целостного высказывания «я вот такой». Эти люди глубоки, противоречивы, они понимают, что жизнь сложнее, чем 20-страничная пьеса, но это их жизнь и их пьеса. И это то, что остается после их жизни. И мы должны понимать, что очень редко бывает, когда человек начинает отвечать на вопрос, что главное в его жизни и в его биографии тоже.

Двоих героев играют актеры — это нарушение правил?

Мне нравится, что в двух случая играют актеры, а не сами герои. Таким образом мы ступаем на территорию художественной правды, которая иногда оказывается сильнее правды документальной.  Я об этом же говорю чуть выше.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Да, художественная правда -- сильная штука. Особенно в комбинации с документальной. 

Когда люди с серьезным выражением лица говорят или пишут о сортах вина, как это частенько бывает на «Снобе», имитируются душевные страдания, душевная включенность — люди не хотят с собой разбираться. Они не хотят элементарные вещи про себя сказать и узнать. А есть такой уровень откровенности, когда человек решается поведать про себя самое глубокое. Как, например, он был в гетто. И из 15 человек семьи — мама, папа, тетя, дядя, дети — погибли 13. Он был один из двух выживших. Или как он обрек себя на страшные мучения, отправившись в наказание в пустыню, где он на 30-градусном морозе пытается посрать, а у него не получается, потому что дикий запор... И про гетто рассказать, и про запор — очень тяжело. Возникает вопрос деликатности и то, что называется конфликтом с светско-социальными правилами. Вот поэтому Александра Исааковича Гельмана и Олега Кулика у нас играют актеры.

Действительно, надо понимать, что самое глубокое откровение бывает очень сложным. Люди могут просто не поверить в твою искренность. (К тому же, у нас есть примеры, когда люди профанируют откровенность — тот же Говард Стерн.) И у каждого из нас есть такое, что человек не может произнести публично вслух.

Во всех десяти случаях были вещи, про которые люди сказали: «Нет, туда не надо. Это слишком». У всех. И во всех десяти историях есть момент, факт огромного события, преодоления. И то, что человек об этом говорит, очень важно. Будь то еврейское гетто во Вторую мировую войну, будь то запор при минус 30 в пустыне или будь то белая горячка. Но именно эти вещи делают человека человеком, в отличие от рассуждений об итальянском вине.

Hе очень поняла почему вино -- не spiritual topic. У меня есть друзья в Эльзасе, Тримбахи. Kогда члены их семьи говорят о вине, производством которого Тримбахи занимаются с 1626 года, хочется плакать. От счастья. 

Моё убеждение, что вино такая же Великая Антропологическая Ложь, как и весь остальной алкоголь. Потому что ложь в девятиатомной молекуле этанола.

Крен Сноба в сторону алкоголя мне неприятен.

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

"И пьяницы с глазами кроликов "In vino veritas!" кричат." ;-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Так зачем напиваться??!! К тому же напиться гораздо проще водкой, чем вином. 

Так я о не напиваться, я о том что любой алкоголь, даже в минимальных дозах -- Зло. Вот он -- истинный Дьявол, а не тот с копытцами.

Боюсь, это тема отдельной дискуссии с самогонами Акимова и коньяками Самвела.

Не хочется засорять хорошую тему. Мечтал вчера выбраться на спекталь про Олега Генисаретского, но сил не нашёл. Кстати, раз уж в тему: насколько раздута в Снобе алкогольная тема, настолько же в полном умолчании философия.

К сожалению, не могу согласиться. Я выросла в культуре вина и наверное поэтому мыслю по-другому. Но здесь разговор, действительно, не об этом. 

Алексей, не расстраивайтесь! 18 декабря "Генисаретский. Внутренняя одиссея" будет в нашей любимой Мастерской снова. Только там вчера был биток-биток! Так что может быть, стоит прямо сейчас купить билет. 

Эту реплику поддерживают: Варвара Турова

Спасибо! А как и где его лучше купить?

Я вас сейчас познакомлю с гениальной, просто мировой девушкой Варей Туровой, которая про "Мастерскую" знает все, потому что "Мастерская" — ее детище;). Думаю, что Варя поможет сориентироваться, и еще очень надеюсь, что вы подружитесь. 

Насколько

Насколько я знаю - "Мастерская" совместное детище с Алексеем Паперным.

Алексей, все справки про билеты в "Мастерскую" по телефону: 6256836

вся информация о проекте есть на сайте: http://mstrsk.ru

также она есть на сайте театра "Практика": http://www.praktikatheatre.ru/

Наш адрес: Москва, театральный проезд, дом 3, строение 3. М.Лубянка, Театральная, Кузнецкий мост.

Наш электронный адрес, на случай, если будут вопросы: [email protected]

Приходите.

А без телефона никак? Я люблю голосовую связь в той же степени, что и Марина Ивановна.

Без телефона можно написать имэйл. Или конкретный вопрос задать мне - здесь.

"Игра на барабанах" великолепна! В театре меня всегда больше всего поражает, когда без дорогих костюмов, декораций и спеэффектов, одной только силой человеческого таланта на сцене возникает волшебство. "Из неживого получается живое".  Искренне, тонко и светло. Очень забавно наблюдать, как через Антона Кукушкина проступает Кулик, который, кроме того, появляется на видео, а также сидит в зале, хохочет громче всех и аплодирует себе в исполнении Кукушкина.

Спасибо "Снобу" за наводку ))) и создателям за блестящую драматургию и мощный позитивный заряд, в котором все мы так нуждаемся.

Друзья пишут в фейсбуке: "Спектакль про кулика из серии "человек.doс" — это что-то невероятно мощное и прекрасное! чистая энергия. strongly recommended". Я же сама смотрела Кулика в Екатеринбурге и была под таким сильным впечатлением, что еще долго ходила, как в тумане, и говорила: "Ребята, это что-то необыкновенное".

 

Очень интересна идея проекта, и Бояков большой молодец, что придумал такие инновационные спектакли. Я пока видел только один — "Кулик. Игра на барабанах", но все задействованные лица в "Человек.Док" интересные. 

Так как я Кулика знаю лично, то для меня самым интересным в спектакле стала пьеса Евгения Казачкова. Она хитроумно и сложно поставлена, задумана и написана. Это цепь парадоксов и обманок, логических задачек. Ты смотришь и думаешь, вот теперь я знаю, как работает в голове художника концептуальное восприятие мира. И каждый раз, каждый следующий поворот сюжета, понимаешь, что обманулся. 

Сначала мне показалось, что текст чем-то похож на "Москва-Петушки", потом на спектакли Евгения Гришковца — это когда идет чистое обаяние, а затем сюжет снова нырнул и вышел на какой-то принципиально новый уровень.  Сейчас я понимаю, что "Игра на барабанах", разумеется, каким-то образом растет из "Петушков", а гришковецкие интонации идут от актера, который страшно хотел быть обаятельным. Он прямо боялся, что его не полюбят и поэтому ведрами лил обаяние. А ведь Кулик, напротив, никогда не хотел быть обаятельным, никогда не думал о том, чтобы нравится людям. И здесь в некотором роде я увидел расхождение между слишком милым актером и безжалостным текстом. 

В зале много смеялись, не всегда в тех местах, где хотелось смеяться мне. Но так уж устроено в мире, что зал обычно смеется над любовной линией и над какими-то очень уж простоватыми казусами. 

Резюмируя, хочу сказать, что то, что я увидел далеко от личного переживания. Это не был сеанс психоанализа. По сути, нас позвали в музей, где представили новый тип восприятия жизни, действительности и себя. 

"представили новый тип восприятия жизни, действительности и себя."

надо лететь в Москву, смотреть. 

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Варвара Турова

Катерина Инноченте Комментарий удален

Ксения Чудинова Комментарий удален

Друзья, не пропустите следующий спектакль проекта! 19 ноября, 20.00, Театр "Мастерская".

ЧЕЛОВЕК.DOC: ГЕРМЕС ЗАЙГОТТ

Удивительное путешествие Гермеса Зайготта в Америку, рассказанное им самим

Копродукция: Театр и клуб "Мастерская" и Театр "Практика"

Герой спектакля – поклонник игры в бисер, об этом говорит уже сам выбор им творческого псевдонима. Гермес, как всем известно – это посланец богов. "Зай Готт" в переводе с немецкого означает "Будь Богом!", а в переводе с английского звучит как "зигота" – то есть, клетка, образующаяся в результате слияния яйцеклетки и сперматозоида, с которой начинается процесс рождения нового организма. 

Владимир Забалуев: Во время многочисленных интервью я, как "злой" следователь на перекрестном допросе, постоянно сбивал Гермеса с толку, уводил его от главной линии рассказа второстепенными, подчас идиотическими вопросами, но он, как и полагается человеку, стойко отсидевшему в застенках американских тюрем и психушек, отбивал мои наскоки и возвращался к сакраментальной фразе: "Итак, мы прервались на том, что я..."Спектакль идет на сцене театра и клуба "Мастерская"Адрес: Театральный проезд, дом 3, строение 3

www.mstrsk.ru

Ксения, я понимаю - у Вас была очень трудная задача. Я говорил много и путано. Поэтому мой текст, записанный Вами (практически человек.doc) получился не совсем моим. Спасибо Вам большое, если Вы не против, я поправлю "свои" реплики.

Да! С радостью! Простите, если где-то заплутала.

Эту реплику поддерживают: Алексей Паперный

Алексей, а можно уточнить один маленький момент? То есть вы бы не отказались участвовать в проекте "Человек.Док" и готовы были бы сыграть самого себя?

Долго думал, что ответить. Кажется, нет, я бы не смог играть самого себя.