Соц-арт от его создателя

Виталий Комар рассказал участникам проекта «Сноб», как они с Меламидом придумали соц-арт, над чем работали вместе с Энди Уорхолом, слонихой Рене и народными массами и как он понимает соц-арт сегодня

+T -
Соц-арт от его создателя
От редакции
Поделиться:

Новый символизм

Между разными явлениями проходят границы, которые иногда превращаются в ось симметрии. Иногда граница создает баланс, иногда — нарушает его. Ось симметрии и граница — это очень странная вещь. Когда-то в детстве, чтобы нарисовать горшок, мы рисовали среднюю линию, которую потом стирали. Эта линия существует — когда горшок крутится на гончарном круге, вы можете ее увидеть, — но ее нельзя потрогать. Меня интересует эта граница между словом и изображением. Лучше всего ее видно в визуальных символах. На изображении Моисея с медным змием я создал символ на основе образа «уроборос» (змеи, кусающей свой хвост). Я превратил хвост в ветвь древа познания добра и зла: получается, что змий сам пожирает свое яблоко. То, что Моисей воздвиг медного змия, в каком-то смысле противоречит второй заповеди «не сотвори себе кумира», на которую он указывает на картине, и ниспровержению им же золотого тельца.

В 1986 году Муниципальный музей в Гааге пригласил нескольких художников, в том числе нас с Аликом Меламидом, сделать что-нибудь для города. Мы поставили в районе красных фонарей бронзовый бюст Сталина в специальной телефонной будке, предназначенной для звонков в полицию, «скорую помощь» или пожарным. Какие тут возникают связи? В русском языке «красно» значит «красиво»; район красных фонарей — старый символ свободной любви; вообще, символика красного цвета чрезвычайно разнообразна.

Изобретение соц-арта

У меня есть фотография актового зала в советской школе. На сцене стоит бюст Ленина на фоне красного треугольника. Красный треугольник — символ красного галстука. Но на самом деле это лик бога в треугольнике, икона. На этой фотографии меня интересует совмещение реалистического бюста с совершенно плоским треугольником, относящимся к области наглядной агитации.

Наглядная агитация — единственная ветвь русского авангарда, сохранившаяся не в музеях, а на улице. Эти лозунги и надписи были государственным концептуализмом, на который до соц-арта никто не обращал внимания: многих раздражали эти навязчивые заклинания.

Однажды мы с Меламидом оформляли пионерский лагерь к пятидесятилетию пионерской организации. И во время работы мы стали представлять себе художника, который бы от души, искренне делал эти плакаты. Как бы он это делал? Наверное, он воспринимал бы их как что-то очень личное. Он мог бы их подписать. На следующий день мы поняли, что изобрели новый метод, новое русское течение — возможно, первое после русского авангарда. Мы подписывали лозунги, такие как «Слава труду!», тем более что никто не знает, кто сказал это первым. Конечно, эту подпись можно сравнить с подписью Марселя Дюшана, основоположника поп-арта. Уже в Нью-Йорке мы сделали инсталляцию «История СССР в лозунгах».

Выдуманные художники

В 1973 году мы придумали первого в мире абстракциониста Апеллеса Зяблова. Он был крепостным художником графа Струйского. Сохранилась их с графом переписка. Дата, которая стоит на его картине «Ее величество Ничто» (1741 год), играет ту же роль, что и подпись у Дюшана.

Другой выдуманный художник — Николай Бучумов. Если великий художник — это художник, работы которого сразу узнаются, то Бучумов — гений. В споре с одним модернистом он потерял глаз. Если вы закроете один глаз, то увидите кончик своего носа. Бучумов писал реалистические пейзажи, на первом плане которых всегда есть его нос.

Коды

Работы еще одной серии, с одной стороны, являются идеологической абстракцией. Но их можно прочитать, зная код. В одной работе закодирована статья советской конституции о свободе слова.

В 1976 году, когда нас с Аликом еще не пускали за границу, мы по телефону сделали совместную работу с «Флюксусом», в которой было сразу два кода — цветной и музыкальный: в галерее Рональда Фельдмана были исполнены правила пользования паспортом гражданина СССР, закодированные нотами.

Душа Энди Уорхола

Приехав в Нью-Йорк, мы встретились с Энди Уорхолом. С ним мы сделали одну работу прямого соавторства: мы заключили контракт, по которому он продавал свою бессмертную душу корпорации «Комар и Меламид» за 0 долларов. Потом на аукционе неофициального искусства в мастерской Михаила Одноралова были проданы восемь отборных американских душ, купленных в Нью-Йорке Комаром и Меламидом. Душу Энди Уорхола купила Алена Кирцова.

Слоны

Следующая работа написана в соавторстве двумя разнузданными экспрессионистами. Каждый из них заполнил свою часть холста, не пересекая границы чужого пространства; между нарисованными ими пятнами можно проследить вьющуюся линию. Эти художники, уважающие индивидуальность друг друга, — таиландские слоны. Мы только дали им краски и бумагу.

На одной из фотографий мы с Меламидом рисуем вместе с африканской слонихой Рене. Структура получающейся композиции — руки слева и справа и хобот посередине — напоминает Ганешу.

Выбор народа

Еще одна работа была сделана в соавторстве с массами. Мы провели в России и в Америке опрос: что большинство людей хочет видеть в живописи? В результате самой желанной картиной американцев оказался пейзаж с преобладанием синего цвета, с исторической фигурой (Джордж Вашингтон), диким зверем (гиппопотам) и изображением людей во время отдыха, размером с телевизор или посудомоечную машину. Наиболее желанная русская картина — тоже голубой пейзаж, но вместо исторической фигуры здесь появляется фигура религиозная (Иисус Христос), а также дикий зверь (медведь) и дети за работой. Наименее желанной (или наиболее желанной для меньшинства) картиной и в России, и в Америке оказалась абстракция с острыми геометрическими углами, с оранжевым цветом, размером с книгу.

«Мой выбор — пейзаж с мавзолеем»

Когда мы с Аликом решили начать работать индивидуально, я спросил себя: а какую картину люблю я? Мне с детства очень нравилась картина «Над вечным покоем» Левитана, а потом на меня очень большое впечатление произвело «Еврейское кладбище» Якоба ван Рейсдаля. Я понял, что мне нравятся пейзажи с кладбищем и что я не могу решить, нравится мне абстрактная геометрия или пейзаж — я люблю и то, и другое. В общем, я протиснул себя через все эти вопросы, которые мы задавали людям, и сделал работу «Мой выбор» — пейзаж с мавзолеем и геометрическими абстракциями. С этого пейзажа я отсчитываю летоисчисление своей индивидуальной работы. Но я всегда говорю, что продолжаю соц-арт на каком-то ином уровне и не отказываюсь ни от одной работы, которую сделал до этого.

Читайте также

Комментировать Всего 14 комментариев

очень интересно! Mr. Комар очень приятный

Спасибо, Настя! Лекционный зал "Гаража" не уступает подобному же

пространству в Нью-Йоркском музее Гугенхейма, где я несколько раз

выступал в прошлом.

Как Вы понимаете, я не первый день живу на этом свете, и поэтому

отношу Ваш комплемент на счёт всех организаторов лекции.

Кроме того, мне кажется, что если бы редакционный заголовок звучал:

"Соц-арт от одного из его создателей" -  он был бы точнее.

Юрий Аввакумов Комментарий удален

Спасибо, сейчас исправим

На   архаическую сакралЬность лозунга Слава ТРУДУ  я первый раз обратил внимание когда попытался перевести это на нидерландский  язык...  ( это название одной моей работы) .

 В нидерландском просто нет такой конструкции... так чтоб именно в Этом Смысле.... То есть приходится целую историю рассказывать   про троицу.....   труд- счастливый труд- слава небесная нисходит на счастливый труд....  чтоб им стало понятно что именно за этими двумя словами стоит,  какое  асссоциативное пространство.  

И все равно   как-то плохо доходит....  У них тут Слава происходит из Труда, а не нисходит на него.  Это какая-то совсем другая слава ...

Очень интересное замечание. Вообще, теперь очень хочется жить по вектору ниделандов :)

Владимир, Ваш комментарий кажется мне чрезвычайно интересным.

А что Вы думаете по поводу известного клише: "Труд дан в наказание человеку" ?

Ну вот это легко на нидерландский перевести....

здесь есть такая  религиозная идея что труд - это наказание господне за грехи наши, что это крест который надо нести так чтобы не было стыдно перед всевышним оком  на Страшном суде.... 

социалистические профсоюзы кстати с этим не согласны и есть даже  совершенно официальная профсоюзная группа   Общественный Централ  (  имеется ввиду освобождение рабочих от труда), они борются за радикальное сокращение рабочего дня и  радикальное увеличение количества выходных дней.  Я сам сознательно являюсь членом социалистического профсоюза ,   плачу членские взносы, и  данную политику партии в вопросах освобождения населения от нежеланного труда полностью разделяю.

Впрочем в моих попытках   адекватного перевода Славы Труду  я практически соцопрос провел среди носителей языка....   и обнаружил интересный феномен  связанный с темой труда... оказывается есть некое такое словосочетание которое  люди  здесь произносят как бы нехотя, с подмигиванием,  паузированием  и с понижением голоса...  как некий секретный код .. - Arbeid Adelt  - Труд облагораживает-.  

В 80-е была  в Бельгии даже такая  авангардно-абсурдистская музыкальная группа.    Вот даже интересно нет ли в России или еще где арт-группы  Слава ТРУДУ?   Я бы не только бы присоединился но и манифест бы написал.

Если посмотреть в 80-е   то наиболее наверное похоже бы на группу Слава ТРУДУ была  музыкальная группа АРИЯ... у них многие ранние  тексты про тяжелый физический труд  шахтеров , про кузнецов которые куют металл,   и все это сопровождается музыкой которая как известно и есть земное воплощение  Славы Небесной... которую ангельские хоры в вышине поют....

Вот кстати интересная находка,  на блошином рынке попалась мне  очень старая  книжка на русском языке издательства Московский рабочий.... Поэтический сборник  1963 год... Это же просто кладезь, золотая жила, невероятные тексты.... пытаюсь перевести на нидерландский.  Практически готовый  арт-манифест

.......

Мне шумного цеха  привычен уют,

Здесь печи пылают пожарами,

Железные слитки звенят и поют

Под громовыми ударами.

Жизни и творчеству светлый гимн

Слышу в этом железе я.

Сам убежден

и скажу другим:

В труде родилась поэзия!

Пусть в кузницах наших

грохочет гром

Гордо, призывно, молодо.

Стихи создают не только пером -

Плугом,

Серпом и молотом!

После революции, идея исправительно-трудовых лагерей была

претворена в жизнь. Затем, после Сталина, Хрущёв не только

реабилитировал невинных рабов Гулага, но и узаконил

два выходных, что принесло экуменическое понимание труда

и отдыха, как мирного сосуществования христианского

воскресенья с субботой иудаизма. В одном из своих проектов,

я предсказываю "Три выходных", т.е. будущую  адаптацию

исламской пятницы и изображаю символы этой концептуальной

эклектики.

Кстати, Луначарский считал, что соцреалистические изображения

героического труда впервые появились в оформлении именно

бельгийских профсоюзных клубов.

К сожалению, я никогда не видел ни одной книги на эту тему,

которую было бы возможно назвать "Прото-соцреализмом",  и  не

знаю ни одного исследования очевидных для меня связей

советского искусства с символизмом Декаданса.

Луначарский считал, что соцреалистические изображениягероического труда впервые появились в оформлении именнобельгийских профсоюзных клубов...........С этим трудно согласиться...

по крайней мере то что я видел  на стенах ... там четко прослеживаются две тематики.  Одна - это  изображение ужасов  фабрично-заводского индустриального капитализма,  бесчеловечности его, бездушности.  Вторая тематика - это счастливая  довольная  жизнь мелкого самостоятельного лавочника, пекаря , мясника, портного...., который весь в трудах и заботах по хозяйству.    Так что   тема героического, самоотверженного  труда рабочих на фабрике, в шахте  - это уникальное советское  художественное изобретение,  наше культурное наследие... которое видимо возникло из концепции, что рабочий - это собственник фабрики  и тогда совершенно неепонятно почему он должен страдать от непосильного труда  на своей собственной фаабрике.

 Ох вы себе не представляете сколько тут по всевозможным профсоюзным стенам висит этого искусства..... причем платили художникам явно по твердым справедливым расценкам ... за квадратный метр полотна...  то есть реально за Труд. Вот это полотно например  считается шедевром и висит в музее размещенном в помещении церкви...  между церковными образами...называется   .... что-то типа   - обратвление  или братание  -    какое-то производное от слова братство.  Имеется ввиду  метафорическое  братание   ВЛАСТИ, ТРУДА,  и КАПИТАЛА

Спасибо, Володя, я знаю много подобных работ, но я не знаю

ни одного опубликованного исследования связей соцреализма

с переходными формами символизма.

Это то, что я показывал в начале моей лекции и то, чем я

занимаюсь в последние годы, - новое развитие Соц-арта, как

возвращение к символическим видениям дофрейдистского

понимания Грёзы.

В переводе Бакунина, "Призрак бродит по Европе..." звучит

как Бодлер... "Новый мир" социалистов напоминает мне

декадентскую мечту о "Мире ином".

Вы знаете... у меня вот прямо сейчас техзадание лежит ... создать парадигму  синхроннности в искусстве  с точки зрения  научного подхода к реальности... ни больше ни меньше.... тоже вот подрядился ... подхалтурить.    Сейчас вот изучаю кто это такая - парадигма в искусстве и как ее создают....Так вот вопрос Грез.... здесь трудно оторваться от истории места,  эти самые грезы впечатаны здесь в каждый булыжник на мостовой, они смотрят со стен зданий....это их среда обитания... они вечны наверное... просто в каждом поколении одни и те же ноты обретают новое звучание. Будучи здесь, рассматривать новый мир  тех социалистов  как мир каких-то абстрактных  вечных  грез совершенно невозможно.... они  ведь действительно изменили общественную реальность своей деятельностью.... и сильно ведь изменили...  Мне например трудно представить себе некое общественное движение сюрреалистов которое бы изменило мир.  Хотя можно конечно представить себе что они просто гениально  с опережением  угадали  направление волны и оказались чуть-чуть перед ней  как  удачливые серфингисты .... реальность изменилась сама по себе и они просто присвоили себе плоды этого исторического перехода.

Я вижу сюрреализм как мутацию, как движение

дофрейдистской Грёзы символистов в сторону фрейдизма.

Не забывайте, - Троцкий подписывал манифест сюрреалистов

вместе с Бретоном... Я абсурдно верю, что сознание - это

часть мира и изменив наше сознание, фрейдизм и все его

манифестации изменили наш мир.

Эту реплику поддерживают: Виталий Чирков

Спасибо, очень интересная лекция! Наконец удалось послушать. На iPad видео не грузилось почему-то, а с компьютера получилось.

А вот альбом замечательный когда-то у вас выходил, мне Людмила Борисовна, мама Алика, показывала. Вы не будете его переиздавать? Очень хотелось бы его иметь в своей библиотеке.

PS. Впрочем, тот альбом уже нашел на Амазоне, издание 1989 года. Уже заказал. Но переиздать все равно пора, наверное.

Юрий, альбом, о котором Вы говорите был издан Бобом Абрамсом,

сыном знаменитого издателя, но к сожалению, я не знаю всех тонкостей

в делах права на переиздание.

После лекции, ко мне подходили очень известные в Москве люди и

говорили о возможностях организации ретроспективной выставки

"Комара и Меламида"  с  каталогом. Если все участники этого нового

проекта достигнут договорённости, то подобный каталог может превзойти

всем известный  альбом.

 

Новости наших партнеров