Виталий Комар представил «Выбор народа»

19 ноября в «Новом музее» в Санкт-Петербурге Виталий Комар показал прекрасную и ужасную живопись с точки зрения петербуржцев и пермяков

+T -
Поделиться:

Проект «Выбор народа» был придуман Виталием Комаром и Александром Меламидом еще в 1995 году: тогда художники провели среди американцев и русских опрос, на основании которого были нарисованы два диптиха — «идеальная» и «ужасная» картины. С тех пор проект разросся, и сейчас в создании работ принимают участие многие страны и города. На третьем этаже «Нового музея» — первого частного музея Санкт-Петербурга — висят четыре картины, которые, по идее, воплощают представления жителей Санкт-Петербурга и Перми о хорошей и дурной живописи. Рядом на стенах — диаграммы, поясняющие, что именно нравится и не нравится питерцам и пермякам. Эта небольшая выставка «Выбор народа» завершает проект «Культурный альянс» — большой цикл гастролей Перми в Санкт-Петербурге.

У картин стоит камера Санкт-Петербургского телеканала и снимает посетителей, которым задают один и тот же вопрос: «Как вам выбор народа?» Все в едином порыве говорят, что предпочтения большинства (пейзаж в голубых и зеленых тонах: на берегу озера стоит конь, срисованный с «Медного всадника», в ярко-красной попоне) им не нравятся. А вот «худшая» картина (расходящиеся в разные стороны розовые, серые, золотые лучи, а в центре — баббл с надписью «Комиксы») нравится. «Большинство очень часто хочет оказаться меньшинством», — комментирует это Виталий Комар.

При подготовке выставки был заказан социологический опрос (очень дорогой, говорит Комар), в котором было около 40 вопросов, призванных выявить художественные вкусы граждан: спрашивали, например, какие цвета они предпочитают видеть на полотне, желательно ли наличие людей или животных (и если да, то каких именно: диких или домашних?). И даже о размере картины: большинство ответило, что его эстетическим представлениям соответствует картина размером с телевизор и не отвечает полотно размером с книгу (подробнее о проекте можно узнать из лекции о становлении соц-арта, которую Виталий Комар прочитал участникам проекта «Сноб»). Затем на основе полученных данных местный художник (Комар считает, что именно местный художник точно чувствует и понимает своих земляков) рисует две картины — лучшую и худшую.

Питерский «выбор народа» писала художница Ирина Дрозд. Она присутствует на выставке и рассказывает, что высылала Комару множество эскизов работ, и он между ними выбирал. «Так все-таки это не только выбор народа? — восклицаю я и бегу к Виталию: — Расскажите, так это не чистый эксперимент? Здесь мы видим еще и волю художника?» Комар улыбается и говорит, что для того, чтобы сделать этот проект безупречным, нужно, чтобы все люди приняли в нем участие: любой желающий интерпретирует в рисунке полученные цифры опроса, затем собирается огромная выставка, и у картин стоят урны, в которые посетители бросают бюллетени, голосуя за лучшую и худшую работу.

«Было ли хоть когда-нибудь так, — спрашиваю я Комара, — что вы увидели эскизы какого-нибудь города и воскликнули: “Ай да Шанхай, ай да сукин сын”?» Такого, по словам художника, не было ни разу.

 

Комментировать Всего 18 комментариев

А если мне обе не нравятся, то что это значит? Чем или кем я хочу казаться?

Катерина, по-моему, так и должно быть).

Но с другой стороны, тут вообще странна оценка. Критерий этих работ в другом — это же пародия. 

Ксения, а почему пародии не могут нравиться или не нравиться? Я вообще-то очень люблю этот жанр - на мой взгляд, пародии иногда бывают чуть ли не талантливее, и уж во всяком случае остроумнее того, что пародируют. А вот эти - не нравятся. Обе.

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Елизавета Титанян

Конечно, могут. Не сразу поняла, что вы имеете в виду, когда сказали, что вам не нравится.

Хотя, признаться честно, мне было очень смешно, когда я увидела коня.  

Прошу прощения, что с запозданием принял участие в этом разговоре.

Думаю, что те, кому не нравятся обе картины, просто "выпали" из статистики

как Пермского, так и Петербургского опросов .

В своё время, в Москве, наш с Аликом Меламидом проект опроса  был

организован Маратом Гельманом и мы договорились тогда - в будущем,

повторять этот проект в других городах и странах, привлекая к выполнению

картин региональных авторов.

Я надеюсь, что со временем, методы статистических опросов станут

совершеннее и результаты "Выбора Народа" будут разнообразнее отражать

взаимодействие индивидуального и коллективного вкусов.

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Виталий, расскажите, пожалуйста, а вы к этому проекту относитесь серьезно или с большой долей иронии?

Сделать зримыми представления большинства о наиболее

желанной картине, - это попытка - весьма серьёзная. Улыбку

может вызвать не отношение людей к живописи, а наше

слишком серьёзное отношение к статистике.

Было бы смешно поставить маленький эксперимент: плохая и хорошая картина по версии участников проекта "Сноб". Виталий, может быть, повесим здесь анкету, чтобы ни у кого не было чувства, что "без него народ неполный"?

Варвара, я думаю, что Ваша идея очень интересна, но для меня

она противоречит изначальной концепции. Надо немного

подождать и, когда статистическое большинство русскоязычного

населения станет подписчиками "Сноба", начать осуществление

этого эксперимента

Знаете мне кажется тут срабатывает психология толпы в чистом виде, такой замечательный и тонкий эксперимент.  Не устаю Вами восхищаться, Виталий.

Толпа она как леминги, ее движение синхронизируется. Когда большиству наедине самому с собой в момент ответа для опроса нравилось, " березки, лужочки. животные, дети и тд." ну что услаждает зрение обычного обывателя. Когда его на этом грубо говоря ловят. он стесняется и тут же отказывается от своего мнения, это как знаете управлять модой, вот вчера все носили длинные юбки в пол ,к примеру, а на подиуме для единиц  стали показывать что надо носить короче некуда.и вот уже все города мира носят нечто короткое. Так и тут подходя к результатам опроса люди говорили, да мне нравится то что нравится меньшинству. Ой а знаете для чистоты эксперименты хорошо бы поменять результаты, и посмотреть на реакцию еще раз.

Спасибо, Марина, Вы очень тонко почуствовали главную

психологическую проблему в отношениях  между демократией

и статистикой.

Виталий, расскажите пожалуйста о выставке которая сейчас в Лувре проходит, какие Ваши работы там представлены? Вам понравилось работать с Лувром? Вы видели выставку?

Луврская выставка мне очень понравилась, экспозиция была

инсталлирована среди исторических руин средневекового Лувра

и куратор сказала мне, что видит выставку, как метафору

"руин социализма"...

Тем более, нельзя забывать, что это первая в истории музея

групповая выставка современных русских художников.

Для меня, всё это связано ещё и с очень личными

воспоминаниями о первом посещении Парижа .

Об осени 1985-го года, когда в правом крыле Лувра, там где

сейчас Музей Декоративного Искусства, открылась наша

с Аликом первая передвижная выставка, приехавшая из

Оксфордского Музея Модерн Арт.

Виталий, у меня есть еще один вопрос, если позволите. "Выбор народа" везде страшно анекдотичен и понятно считывается, но вот Италия потрясла мое воображение:

 

Можете помочь расшифровать работу? 

"Наиболее желанная картина Италии" соединяет любовь к пастозной

живописи и голубому пейзажу с  любовью к изображению воображаемымых

(почти абстрактных) форм .

Как в Италии, так  и в Нидерландах (где большинство голландцев предпочло

голубую абстракцию) история искусства является очень важной частью

национальной  истории и идентификации, изучается с детских лет и,

вероятно, поэтому их "массовый вкус" развивается в сторону более

очевидного сближения с, так называемым, "вкусом элитарным".

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Да, Голландия, действительно поражает:

Это самая желанная картина

 

А вот то, что голландцы не любят

Мне кажется, я хорошо понимаю, почему именно Голландия

произвела такое сильное впечатление на юного Петра Первого.

Разве можно не любить Рембрандта, каналы и

малосольную селёдку ?

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова