Убийство в Кущевской — закономерность или пережиток 90-х?
Губернатор Краснодарского края сохранит свой пост даже после признания, что преступные группировки контролируют весь регион
-
- Иллюстрация: РИА Новости
- Фрагмент репродукции картины художника Рубена Адаляна
Президент Медведев не будет увольнять губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Об этом он сказал 24 ноября во время встречи с лидерами парламентских партий. Вопрос о возможной отставке губернатора был поднят в связи с событиями в станице Кущевская, где были убиты 12 человек, четверо из которых — дети. Следствие установило, что преступление совершили члены местной преступной группировки, которая действует с 1995 года и тесно связана с правоохранительными и властными органами станицы. Выступая в законодательном собрании Краснодарского края, губернатор Ткачев заявил, что такие группировки существуют практически во всех районах края, и обвинил в сложившейся ситуации правоохранительные органы.

Поскольку вслед за этой страшной историей вскрылась и похожая проблема в Гусе-Хрустальном, я бы сказал, что это бесспорно системная проблема. Там сохранилось то, что что в центре приняло цивилизованный характер, как в свое время в Америке, где бандиты перешли в легальный бизнес и перестали творить жестокость. Это мировая практика, можно привести пример Чикаго, Лас-Вегаса, чего угодно.
Но я вовсе не согласен с той политической оценкой, которая приведена в предыдущем мнении, что власть в Москве за поддержку на выборах позволяет губернаторам и местным властям творить любые безобразия. Я уверен, что это последствия разгула бандитизма, который начался в 90-х годах. С заметных мест бандиты были вытеснены правоохранительными органами, экономической системой. А в тихих местах, откуда еще не доносится голос обычных людей, или он затруднен, потому что милиция подкуплена теми же бандитами, рэкетирами - они сохранились и теперь их надо выкорчевывать оттуда. Вот в этом я систему вижу.
А то, что центральная власть сознательно допускает организацию подобного - это безумная точка зрения людей, которые демонизируют власть ради продвижения своих политических убеждений и используют любое чудовищное происшествие, а может даже иногда и плохую погоду, для того, чтобы гневно указующим перстом ткнуть в сторону Кремля.

17:55
25.11.10
СсылкаВсе говорят сейчас о станице Кущевская. Поражающее бессмысленной жестокостью преступление было очень быстро раскрыто — и оказалось совсем не бессмысленным, а наоборот, системным. Организация общества и система власти, которые руководство России выстраивало в течение последних 10 лет во всей стране, дошли в 30-тысячном городе на Кубани до своего логического предела.
Что произошло в Кущевской? Масштаб кровавой бойни привлек к ней внимание федеральных властей. При участии федералов быстро обнаружилось, что с середины 90-х в станице всем заправляет банда, которая давно и прочно срослась и с милицией, и с местной администрацией. Главарь банды был депутатом муниципального совета и чуть ли не лучшим другом главного станичного борца с оргпреступностью.
Нет смысла в деталях описывать устройство кущевского мафиозного гнезда — нормальное такое гнездо. Точно такое же, как в любой другой точке России. Кущевская в идеальной форме воплощает построенную в стране псевдофеодальную модель управления. Федеральные власти отдали страну на откуп «местным элитам» и силовикам, которым позволили абсолютно все, а в обмен требуют самую малость — рисовать правильные цифры на выборах, подавлять народное недовольство, если таковое случается, и, в случае необходимости, обеспечивать выполнение простых решений — ну там, провести дорогу через лес или освободить от местных жителей олимпийские стройплощадки. Эта система идеально описывается формулой «лояльность в обмен на покровительство», в которой покровительство — это полная безнаказанность и защита от любого преследования. В декабре 2004 года в башкирском Благовещенске местная милиция в полном составе пять дней громила и винтила весь город, в 2010 году ответственные за погром начальники получили смешные условные сроки. Естественно, что рано или поздно такая безнаказанность должна превратиться в звериный произвол. Что и произошло в Кущевской.
Про то, что творится в станице, известно давно. Мирные жители, в равной степени страдающие от бандитов и властей, пытались найти справедливость в Москве. В 2005 году студенты кущевского Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института писали в «Российскую газету» о массовых изнасилованиях, избиениях и связях криминала с милицией. Главным результатом публикаций стал арест ректора института, поддержавшей студентов, — в СИЗО она, как это принято в России, стала глубоким инвалидом.
В договоре между местными элитами и федеральной властью не был предусмотрен пункт о том, чтобы не раздражать народ. Поэтому, когда в Кущевской случился перебор с насилием, федералам пришлось действовать.
Сейчас в Кущевской прошли массовые аресты, под следствие (но не под арест) попал даже местный борец с оргпреступностью. Очень, кстати, симптоматично, что Управление по борьбе с оргпреступностью переименовали в 2008-м в Управление по борьбе с экстремизмом. Вероятно, федеральным властям кажется, что все фигуранты кущевского дела — мелкие местные деятели, за которыми не стоят большие люди из Кремля, правительства или кооператива «Озеро». Нет никаких причин, чтобы их всех не пересажать. Не жалко даже губернатора — его, скорее всего, даже не снимут, зато теперь у федералов есть против него большой козырь. Сложность, однако, заключается в том, что разгребание кущевского гадюшника — это удар по самым основам власти, грубейшее нарушение договора со стороны федерального центра. Это может остаться единичным эпизодом («Покажем им, как надо себя вести!»), а может привести к цепной реакции. «Вертикаль власти» — такой же фантом, как и «торжество порядка» после «лихих 90-х». Региональные и локальные группировки, которые и представляют собой «власть на местах», в действительности никак не управляются и никому не подчиняются.
Краснодарский губернатор, когда под ним всерьез закачалось кресло, быстро перешел в контратаку — от разговоров о том, что банды правят на Кубани, он переключился на обобщения, что во власти криминала вся страна. А федеральные каналы вдруг начали рассказывать про кущевский произвол в забытом Богом и центром городе Гусь-Хрустальный. Система Кущевской в России везде, только ее лютость зависит исключительно от характера местных боссов. В Гусь-Хрустальном грабят бизнесменов, в Химках убивают и калечат тех, кто повышает голос на городскую администрацию, а в Кущевской насилуют и убивают всех без разбора.