Перед торгами и Christie’s, и Sotheby’s соревновались за внимание потенциальных покупателей: пресс-показы и аудиенции устраивались каждый день.

В основном разговоры велись о лотах стоимостью более миллиона долларов. Одним из таких лотов стала картина Ивана Айвазовского «Отплытие Колумба из Палоса», проданная в итоге за 1,6 миллиона долларов.

Фото: Катя Кибовская
Фото: Катя Кибовская

Незадолго до начала аукциона мне удалось поговорить с Соней Бекерман (Sonya Beckerman), которая отвечает за отдел русской живописи аукционного дома Sotheby's. Подумав, она сказала, что помимо Айвазовского на аукционе есть и другие менее очевидные фавориты.

Чуть позже на предаукционном показе Sotheby's я встретила коллекционера Александра Герцмана. В скором времени он планирует открыть галерею русского искусства в Нью-Йорке, а пока просто рассказал о своих впечатлениях от аукциона.

Современное искусство на аукционе было представлено группой скульптур Birth of a Hero: 15 Sculptures давно уже обосновавшегося в Нью-Йорке Гриши Брускина.

Когда начались торги, на которых участникам предстояло в общем-то бороться друг с другом, выяснилось, что все коллекционеры прекрасно знакомы. Один из коллекционеров, пожелавший остаться неизвестным, рассказывал мне, кто есть кто: «В том углу князь Голицын собственной персоной, а вот там — архитектор Александр Нератов, чей дедушка, между прочим, был и. о. министра иностранных дел при Николае II». Помимо представителей аристократии, о которых в Нью-Йорке принято говорить «старые деньги», мелькали и просто солидные бизнесмены — «новые деньги». И те, и другие категорически отмахивались от фотокамер и не были настроены давать комментарии. Впрочем, они охотно делились опытом: на русских торгах лучше всего продаются полотна на духовные темы, а также — по терминологии солидных бизнесменов — обнаженка.

Теория о духовности была мгновенно подтверждена главной сенсацией торгов: картина Святослава Рериха, на которой изображен его отец в тибетском монашеском одеянии, ушла за три миллиона долларов.

Многие коллекционеры были представлены здесь своими агентами, которые, слушая по телефону указания, делали соответствующие ставки. Поэтому после окончания торгов среди коллекционеров распространилась шутливая версия, что покупатель просто не расслышал по телефону имени Рериха — и заплатил за работу Святослава Рериха рекордную сумму.