Москвичи против национализма

Сегодня в 12.00 на Тверской площади прошел митинг против нацизма «Москва для всех»

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Люди вышли на площадь из-за всплеска национализма, который вылился в беспорядки и драки в последний месяц. Среди тех, кто призывал принять участие в митинге, — участники проекта «Сноб» Леонид Парфенов, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов. Вот что они говорят.

Леонид Парфенов: Если люди живут на этой земле, если они понимают, что им жить вместе, они должны вступать в диалог и для начала — прийти на акцию, на Пушкинскую площадь, потому что Москва для всех и Россия для всех, а иначе не будет ни Москвы, ни России.

Чулпан Хаматова: Я не хочу оставаться в дураках. Я хочу жить в мире и дружбе, как и огромное количество людей.

Евгений Миронов:  Я планирую прийти, потому что если не прийти, то все будут думать, что так и положено — Россия для русских, Москва для москвичей. А я не думаю, что так думает большинство.

Среди тех, кто также звал на акцию, — актеры Татьяна Лазарева и Михаил Шац, общественный деятель Евгения Чирикова, режиссер Павел Бардин, правозащитница Елена Боннэр. Вот ссылка на ее призыв, который называется «Спасать Родину».

Комментировать Всего 196 комментариев

Николай Клименюк Комментарий удален

Трудно сказать, состоится ли митинг – в Москве сейчас выходить на улицу опасно для жизни. Всю ночь шел даже не дождь, а средней силы ливень – при том, что температура была и остается ниже нуля. Весь город  покрыт ледяной коркой. На дорогах где не лед, там жидкая каша с реагентами. Деревья ломаются под собственным весом – у меня под окном дерево легло на стену дома. В блогах, кажется, каждый второй пост про это. Главный санитар Онищенко призывает москвичей сидеть дома, на улицу не соваться, гостей не звать, а «запасаться провиантом». Аэропорт «Домодедово» без электричества. Аэропорт, конечно, от Пушкинской площади далеко, но погода там, в общем, такая же.

Эту реплику поддерживают: Альбина Волкова

В сквере у памятника стремительно чистят снег, людей пока не пускают. Милиции много - моей жене это не нравится (она недовольна тем, что они меня иногда винтят); а мне нравится, потому что это охранители порядка - вдруг приедут болельщики? Их же будет двое, а мы будем одни (как в том анекдоте)

Из метро выходит много людей, сейчас на площади около 1000 человек. Сначала играли "Imagine", сейчас - "Осень" Шевчука.

Выступления пока не начинаются, видимо, организаторы хотят дождаться пока все придут.

Выступает Шендерович:

"Когда я кинул клич, то не ожидал, что придет столько людей.Надо помнить, что нацисты не должны говорить от имени народа. Когда в кущевской русская банда убивает кавказцев, не возникает никаких волнений. Поэтому давайте разделять тех, кому просто не дали в детстве правильных книжек и тех, кто специально поджигает фитиль межнациональной розни".

В кущевской русская банда не убивала кавказцев. Она ( банда ) убивала всех. Вы в данном случае являетесь разжигателем национальной розни. И по поводу митинга. А почему не проводится митинг - Грозный для всех или Махачкала для всех. Ну или пусть организаторы хотя бы проведут митинг - Моя жена для всех . Мне с вас смешно.

Максим, если у Вас возникнет желание провести митинг "Грозный для всех" - буду рад Вас поддержать.

И: прошу прощения - я переврал цитату из Шендеровича. Он конечно сказал так: ".... когда русская банда в Кущевской убивает людей - это не вызывает никаких волнений".

Будте любезны , не надо перевирать Шендеровича . И по поводу митинга , да у меня есть желание чтобы такие митинги прошли . Поддержите меня. И главное чтобы жители этих городов поддержали.

P.S. А зачем Шендерович сказал - русская банда. Разве недостаточно просто - банда? Или Шендерович что- то особенное хотел этим подчеркнуть. Он же известный кукловод.

Еще раз спасибо, Максим, что обнаружили этот мой ляп - вот польза того, чтобы писать для социальной сети, - сразу ловятся ошибки.

Я думаю, он имел в виду хорошо известную вещь: разговоры об этнопреступности всегда опираются на вранье, на искажение статистики. Массовое сознание пугается преступлений "чужаков", и не пугается "своих" - хотя этих "своих" - полно.

Хочу в свою очередь задать Вам вопрос. Правильно я ли Вас понял, что на самом деле для Вас важно: Москва - не для всех? пользуясь Вашей метафорой - как жена - только для мужа. Тогда - для кого? Кто достоин быть "мужем" города?

Это хороший вопрос. Например , у Вас есть дочь. Вы уже можете заранее заранее сказать кто будет ей муж? Будет ли это человек который , придя в Ваш дом задушит домашнее животное , прокатится на спор по могиле предков и будет гадить мимо унитаза , а уходя разобьет об Вашу голову бутылку от шампанского. Думаю вряд ли. Но кто-то же будет. Только пока нельзя сказать кто. Надеюсь ответил?

Эту реплику поддерживают: Олег Зубков

Максим,. кстати про мимо унитаза.

Я в один из моих недавних приездов в Россию поехал к приятелю на подмосковную дачу. Дача за забором, как водится, на берегу красивого водохранилища. А рядом--зеленая зона. Зона отдыха. Мой приятель мне и говорит, пойдем мол собаку погуляем по зеленой зоне.

Должен вам признаться, это стало одним из самых сильных впечатлений от родной страны. Это была не зона отдыха, а помойка. На которой, надо отдать ей должное, росли высокие сосны. А под ними чего только не было. Газеты, гандоны, пивные бутылки, ошметки всех физиологических фунций человека и многих функций нелюдей, ржавые коляски и поломанные санки. Частей тела вроде как не было, но я старался не вглядываться. Короче, волосы дыбом.

Так вот когда вам, Максим, доводится прогуливаться по таким очаровательными уголкам родной страны, вы как об этом думаете? Кавказцы засрали? Приезжие? Или как?

Если порода собаки Вашего друга - кавказец, то да. И он приложил к этому не руку. А почему же Вы у своего друга не спросили , зачем они так загадили природу вокруг себя. У моих друзей во Владимирской области ничего такого нет. А видел я подобное в Европе. И представляете местные жители именно так и считали. Приезжие все засрали. Цыгане , арабы , африканцы. Приезжих с Кавказа не перечисляли.

Кавказцы засрали? Приезжие? Или как?

С 2006 года я перестал езди ть на Истру в Аносино купаться - так там замусорено, что больно смотреть. Вычистить самому за всех не получается. 

В процентах не скажу, но мусорят там и местные, и приезжие. Мне в 2005 как-то случилось лично гонять приезжих идиотов, мывших машину на том заливном лужке. Но местные могли бы, думаю, сделать то же самое. Просто не видел.  

Это ужасная проблема - на Чуе (Алтай), приток Катуни такие же горы мусора там, где можно подъехать на машине, как и в Подмосковье. В Борисоглебе (под Ростовом Великим) "простой народ", включая и приезжих, также оставляет мусор после себя. Продвинутые жгут пластиковые бутылки, производя диоксин. 

Так что, увы, провести различие между местными и приезжими по этому признаку невозможно. А вот что возможно - так это сказать, что мусорит преимущественно "простой народ" - люди с недостатком воспитания. 

Ни местные, ни приезжие профессора в этом в целом не замечены. 

То есть корень - социальный, а не национальный. 

Однако  - вопрос к г-ну Байеру: Вы ведь переводите разговор на другую тему? По способу: на себя посмотри. Не так ли? 

Уж если спорить, то по существу поднятого вопроса. 

Максим, спасибо - этот образ очень помогает заострить проблему. Правильно ли я понимаю, что у Вас есть идея, надежный способ, простой критерий - как избежать писающего мимо унитаза зятя?

У меня есть дальний родственник, за которым в свое время будущий тесть гонялся с двустволкой, хотя этот родственник не писал мимо унитаза, но был наоборот врач. Ничего не помогло ...

А Иван который Грозный вообще сына убил. И ?

Так то ж сына. Но прослеживается одинаковый подход к решению проблем, связанным с предыдущими ошибками в воспитании.

Площадь между памятником Пушкину и к\т Россия почти полностью заполнена людьми. Лозунги: "Мы любим рис", "Мы любим плов", "Мы любим шашлык", "Мы любим хачапури"

Толпа апплодирует

выступает летчик-испытатель Магомет Толбоев: "Как человек, принявший присягу, должен сказать: Россия для всех! "

Встретил активистку группы "Война" по имени Коза. Спросил, будут ли сегодня сюрпризы от группы "Война". Она отрицательно покачала головой с видом серьезным и торжественным.

Дмитрий Быков: "С некоторых сайтов и от некоторых каналов мы сегодня узнаем, что нас тут сегодня было 150 маргиналов." (на площади не меньше 3.5 тыс чел). "Но настанет время, когда все будут говорить, что были на этом митинге - как говорили, что были с Лениным на субботнике. Будет получаться, будто тут было 50 000 человек".

"Говорят, нам не очень повезло с погодой. но погода соответствует эпохе, как и всякая дозволенная оттепель: тепло, но противно".

Быков: мы никогда не дадим отождествить Россию с людьми озлобленными, ничтожными и неумными

Скандируют "Фашизм не пройдет"

Шендерович: Да, скандировать получается пока лучше у тех, кто на Манежной....

Вижу лозунги: "Фашизм не пройдет" и "Нашизм не пройдет"

Мариэтта Чудакова: Надо помнить, что мы, москвичи, обрушили режим за три дня!

Скандируют "Россия для всех!!!"

Выходит Павел Бардин, который снял фильм про фашистов. На площажи также его отец, мультипликатор Гарри Бардин.

Павел Бардин говорит, что нас должно быть еще больше. Хочу заметить, что больше на эту площадь не влезет.

"Фашизм не пройдет"

Алексей Симонов. Читает стихотворение Терпенье. http://www.litera.ru/stixiya/authors/sluckij/stalin-vzyal-bokal.html

Встретил Валерия Панюшкина.

Выступает Валерий Тодоровский: "Некоторые мои знакомые в последнее время начали смотреть в зеркало чтобы понять, достаточно ли славянская у них внешность. Я пришел сюда чтобы их защитить"

Эту реплику поддерживают: Лилия Скопинцева

Илья, после событий на Манежной, было бы благородно наоборот - стараться выглядить кавказцем. Помнишь историю про короля Дании Христиана X, который надел звезду Давида, когда гауляйтер приказал, чтобы все евреи выходили на улицу с пришитой звездой. 

На площади примерно три - три с половиной тысячи человек.

Шендерович зовет на сцену бывшего посла РФ во Франции академика РАН Юрия Рыжова. Это очень интересный человек, в блоге Наука был материал о том, как он хлопочет об освобождении из-за решетки российских ученых, севших в начале нулевых по обвинению в шпионаже.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Рыжов: "Дорогие, как хорошо, что вы собрались. В последние годы в Москве собрание такого количества замечательных лиц вещь уникальная. Держитесь вместе, как можно дольше, но не забывайте, что время уходит"

Очень пессимистичное выступление...

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Алексей Байер

Вносят стеклянный куб, собирают деньги на помощь политзаключенным

интересно, каким образом их передадут адресатам

Ну, обычно эти деньги идут на передачи и адвокатов.

Шендерович лично пообещал проследить.

шендерович приводит в пример французов: когда Ле Пен вывел на улицы несколько тысяч националистов, Митеран в ответ вывел 70 000 человек. Рядом со мной стоит французский корреспондент и довольно кивает.

Шендерович: Политики следят за движением масс. Они следуют за движениями толпы. Когда всего несколько тысяч вышло на Манежную - премьер сразу отправился в их клуб, и приготвился возглавить это движение. Они там мыла не кушают - а соображают, что нужно народу.

Надо дать им понять, что мы тоже народ, без меня народ неполный

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Алексей Байер

Выходит Павел Лунгин, организаторы почти не дают людям скандировать.

Просто те, кто сегодня выступал, в основном, люди, которые не ходят на митинги, и тем более не выступают. У них нет практики. Только Евгения Чирикова основательно пыталась, но она почему-то к митингу против ксенофобии опять привязала Химкинский лес, и толпа не поддержала ее, потому что все пришли сегодня по другой причине.

Надо сказать, Чирикова  в целом очень профессионально ведет митинги. Голос и интонация у нее очень подмывают покричать и повозмущаться.

Эту реплику поддерживают: Илья Колмановский

Лунгин: "У молодежи есть чувство обиды, несправедливости, отсутствия будущего. Это очень опасно.

Стыдно быть фашистом в Европе. Я пришел сюда чтобы показать, что Россия это что-то совсем иное. Мы должны создавать чувство стыда за фашизм. Это дело всего общества. Я благодарен всем, кто пришел сюда. Спасибо".

Эту реплику поддерживают: Алексей Байер

Скандируют: ФАШИЗМ НЕ ПРОЙДЕТ

Шендерович: Я не предполагал, что увижу здесь кумиров своей театральной молодости. Генриетта Яновская!

Генриетта Яновская: "Я верю в то, что каждый из нас пришел сюда чтобы сохранить себя как личность, которую можно еще уважать. мы очень много терпим. и от того, что мы часто молчим в ответ на то, за что нам стыдно. Но сегодня я счастлива, что на этой площади моя внучка. Она пришла сама. И это главное. Если нам удастся сохранить свое лицо, принципы и понятия нашей жизни, этот мир дольше продержится человечным"

Эту реплику поддерживают: Алексей Байер

Скандируют "МАША - молодец!"

Маша - внучка Яновской и Кама Гинкаса. Вот она с друзьями - и чудесными плакатами, которые она придумала и рисовала до 6 утра:

Эту реплику поддерживают: Мария Шубина, Елизавета Титанян, Алексей Байер

Елизавета Титанян Комментарий удален

Тимур Шаов. толпа встречает его очень тепло

Я, черкес по национальности, ощущаю себя человеком русской культуры.

Когда я сказал моему русскому сыну (его мама - грузинка), что иду на митинг, он отнесся к этому скептически. Так вот, давайте за уши оттянем детей от поганого телевизора, поставим им хорошую музыку, скотчем к ушам примотаем битлов

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Ксения Чудинова

Странно, что у Тимура Шаова не хватило мужества выбросить телевизор из дома, когда родился ребенок!

Эту реплику поддерживают: Илья Колмановский

В толпе кому-то стало плохо, вызвали скорую

Шендерович: Фашизм не пройдет, а пройдет к микрофону актер Игорь Ясулович

Ясулович: "Я верю, что самое лучшее в человеке - милосердие, великодушие, желание помочь в беде, - это естественные человеческие желания. давайте не будем дожидаться катастроф, давайте не допускать ужаса"

Бывший министр экономики в гайдаровском правительстве Андрей Нечаев: "Гитлер положил десятки миллионов жизни чтоб взять Москву и не взял. А теперь в центре Москвы его последыши. моему деду такое в страшном сне не могло присниться. Мы не должны дать этому повториться. Я русский человек. Но я отказываю в праве говорить от моего имени. У меня есть замечательные друзья среди грузин, евреев, кавказцев. И никогда не будет друзей среди той шпаны, которая собралась на Манежной.

И еще у меня вопрос к власти: Разве не вы пестовали эту шпану?"

Игорь Виноградов, главный редактор журнала "Континент": "Фашистов выращивают с определенной целью - разбить народ на стаи. Стая всегда противостоит другой стае. Когда назначают во враги кавказца, это делают чтобы скрыть, кто настоящий враг. Будет много попыток сделать и нас стаей, сказать, что мы либеральная стая. А мы не дадим этого сделать если не будем забывать, что на манежной не только фашисты, а просто много молодых ребят, у который в голове каша. и эти ребята часть народа, которая пока не с нами. и это еще и наша вина"

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Надежда Рогожина

интересно, что по сути выступление Виноградова противоположно тому, что сказал Нечаев, который отрекся от "шпаны" на Манежной

Сергей гандлевский: "90-е годы были временем сложным, праздничным, несправедливым и трудным. И вся страна с непривычки, испугавшись трудности, подалась назад и попросила упростить ей картину мира. сказала, что затекли руки держать собственную свободу. Власть с охотой эту свободу взяла. но теперь мы дошли до предела, картина стала черно-белой, нашу молодежь делят на наших и не наших. Я за то, чтоб вернуть жизни ее праздничную сложность"

Не знаю, писал ли уже Илья об этом, но милиция прекрасно работает. Мы пришли с двумя детьми -- нам показали как пройти, посоветовали, где встать, чтобы не в давке, как-то так.

Эту реплику поддерживают: Илья Колмановский, Степан Пачиков

Шендерович: мы решили не замораживать вас до смерти. Но такой митинг не может обойтись без Александра Сергеевича: Самостоянье человека - залог величия его

Шендерович напоминяет, что завтра первый день оглашения приговора Ходорковскому

толпа начинает утекать, вижу Подрабинека, Альбац

Такое ощущение, что в какой-то момент людей перестали пускать потому что больше не влезало на площадь

И снова "Осень" Шевчука

Молодежь с плакатами, на которых признания в любви хачапури и Пушкину все не хочет расходиться. Плакат про хачапури держит моя сестра.

Илья Колмановский Комментарий удален

Мне кажется, что народу пришло очень мало. Это обратная сторона фашизма. Фашизм проявляется в равнодушии, в состоянии мелкого трусливого эгоизма в мире, где нет никакой мысли о будущем, никакой идеологии, никакой мечты. И мне кажется, что сейчас один из очень опасных и важных моментов в жизни нашего общества, когда весы могут качнуться в другую сторону. Поэтому необходимо объединяться, говорить об этом, создавать чувство стыда. Быть фашистом – стыдно. И это чувство стыда вообще ушло из общества. Общество не знает.

Конечно, в обществе, где каждый хочет украсть свою банку варенья и сожрать ее под одеялом в одиночестве, образуется среда для возникновения самых тяжелых националистических настроений. Жалко было этих мальчиков, которых какие-то умные, подлые, сильные люди вели на Манежную площадь. У них вообще нет представления, куда им идти, у них нет будущего, нет настоящего. Их настоящее – минуты объединения и крушения. Ненависть, раздражение, чувство несправедливости – они могут идти вовне, а могут внутрь, как раковая опухоль, пожирать общество изнутри. Это тот момент, в котором мы находимся.

О том, почему эта молодежь вышла именно с такими идеями, написано много книг и работ. У них нет нормальной социальной жизни, они будут сбиваться в стаи. От фанатов до фашизма один шаг, от фашизма до подполья еще один шаг. Это люди, которые не понимают жизни и которые в ужасе. Им нужны стаи. По одному – они маленькие, ничтожные, но вместе – «мы банда». А идеологию могут подсунуть любую.

Странно это читать. Очевидно, проблема как минимум в терминологии. Фашизм и эгоизм несовместимы. Фашизм - это, прежде всего, коллектив, ячейка,  fascio. Фашизм - это антииндивидуализм.

Почему от фанатов до фашизма  один шаг - тоже непонятно. О каком переходе в подполье (и о каком подполье?) идет речь - понятно еще меньше. Это же следует отнести к утверждению об отсутствии у тех, кто был на Манежной, представления, будущего и настоящего.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Я ничего не застала, опоздала, пропускать меня не хотели, уже было только на выход. Я даже не видела, сколько было людей.

Я очень надеялась, что в 12.40 буду здесь, к сожалению, задержалась. Я не знаю, почему я должна была прийти. Мне было страшно лень, у меня был выходной день, я хотела провести его с детьми, пойти на елку, и я неполитичный человек. В какой-то момент мне стало очевидно, что так думает огромное количество людей, что у них свои планы, свои дети, и так мы просидим дома, в семье, рядом со своими детьми, что-то важное упустим, а, как показывает история, упускали уже тысячу раз. Страну нашу делаем мы с вами, простые люди.

Действительно, милиция в какой-то момент просто перестала пускать новых людей - чтобы избежать давки. Весь сквер был забит - сколько влезло - столько влезло. Это значит, что если в другой раз попроситься на площадь побольше - будет больше участников.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Виктор Майклсон

да, я приехал в 12.30 примерно и минут 15 гулял - ждал, пока пустят

Эту реплику поддерживают: Феликс Юльевич Ярошевский

Спасибо, Витя, что сходил. И за меня.

Василий Сонькин Комментарий удален

Сразу после окончания митинга я поговорил с организатором Виктором Шендеровичем. Вот что он мне рассказал.

Я доволен, что все прошло без провокаций, без уголовщины. Обещали нацисты, намекали «Наши». Я рад, что все пришли, все живы-здоровы. Моя главная тревога была связана с этим.

Откуда считать. Если бы в Париже вышло шесть тысяч нацистов на  Елисейские поля, прошлись бы маршем, а потом бы Лувр разрисовали свастиками, то я думаю, что через день весь Париж бы вышел. Люди бы не сидели в кафе, не ходили бы на работу, и люди бы раз и навсегда заткнули бы тех негодяев, которые пытались бы говорить от имени народа и рисовать свастики. По московским обморочным меркам последнего десятилетия, те пять тысяч, которые, несомненно, здесь были, – это много. Я это объясняю огромным общим знаменателем. Вы видите здесь людей, которые в жизни не ходили на митинги или лет 20, по крайней мере. Но такой общий знаменатель, который нам дала Манежная площадь, потребовал ответа. Мне кажется, сегодня этот ответ получен. Учтите еще, что это 26 декабря, половины тех, кто поддержал наш митинг публично, просто физически нет в Москве. Чтобы люди прервали новогодний шопинг и пришли, это дорогого стоит. Я очень сильно рад. Потом, лица. Когда стоишь на трибуне и видишь столько лиц вместо рыл, это обнадеживает. Как в песне Окуджавы: «Умный в одиночестве гуляет кругами». Сделать так, чтобы Павел Лунгин пришел на митинг, что должно произойти? Подавляющее большинство людей – не посетители политических митингов.

Отдельно скажу неожиданно приятное: в толпе было некоторое количество миллионеров, пара миллиардеров, какое-то количество депутатов Государственной Думы, руководители фракций, которым было прямо сказано, что они выйдут на трибуну, потому что мы договорились, что это не партийный митинг. Но эти лидеры партий и депутаты просто пришли сюда. Это очень важно. Иногда политику полезно побыть просто одним из. Герой России Толбоев – депутат Государственной Думы. Но он попросил не говорить об этом, потому что он Магомед Толбоев, Герой России, москвич.

Я надеюсь, что мы когда-нибудь подойдем к парижским и испанским нормам гражданского самосознания. Я наблюдал это в Испании, когда молодого судью взорвали, я видел, как Испания вышла на улицу. Это было на моих глазах. Когда хозяин кафе вместе с уборщицей запирают кафе и выходят на митинг, потому что в этот момент они понимают, что они испанцы, которые говорят: «Нет, мы не позволим. Мы народ». Ощущение «Мы народ» очень важное, которое надо возвращать. Политика – производная от нас. Вплоть до Путина. Как замечательно написала Ира Воробьева, когда Путин посетил могилу Свиридова: «Что мы должны разнести, чтобы вы посетили могилу Политковской?» Политики идут туда, куда их ведет масса, им нужен рейтинг. Обратите внимание, что энергию фанатов, энергию протеста пытались последовательно оседлать Жириновский, Лимонов, а оседлал Путин. Нам не нужно оседлать чью-то энергию, нам надо накапливать свою.

Если бы в Париже вышло шесть тысяч нацистов...

"Откуда считать. Если бы в Париже вышло шесть тысяч нацистов на  Елисейские поля, прошлись бы маршем, а потом бы Лувр разрисовали свастиками, то я думаю, что через день весь Париж бы вышел. Люди бы не сидели в кафе, не ходили бы на работу..."

Опять "интеллектуальный онанизм", простите за термин, опять спекуляция. Откуда он знает, что бы вышел народ или бы не вышел и делает это пафосным аргументом в монологе? На "если бы да кабы" история не пишется. История пишется на фактах. Вспомним, что было полвека назад в Германии, в культурном центре Европы, не в какой-то захудалой деревне и не в дикой отсталой стране Сомали, напичканной варварами. Гора университетов, экспорт в своё время интеллектуальных кадров в Россию времен Екатерины II, когда каждый первый учёный был немцем, да что говорить – писатели, поэты, философы, экономисты – к середине ХХ века недостатка в них не было... и кто-то вышел тогда на улицу? Страхует ли культурный уровень среды от чудовищ вроде Адольфа Гитлера? К сожалению – НЕТ. Влияет ли национальный состав на политику относительно той или иной национальности? НЕТ. Влияет ли национальность самого... эээ... чудовища... Тоже НЕТ. Кто в Германии тогда "понаехал" и всё это натворил? Инопланетяне? Таджики? Свои же, все свои.

Вот это самое ужасное. Так что давайте не будем аппелировать к фразам "мы когда-нибудь подойдем к парижским и испанским нормам гражданского самосознания", ибо это же гражданское самосознание каких-то полвека назад породило чудовищный пожар в культурном и образованнейшем центре Европы и совершенно непонятно, где валялось.

Виктор Шендерович делает безусловно правильное и святое дело. Но речёвка к реальной истории местами не имеет отношения. И не надо обманываться про некое мифическое "гражданское самосознание". Могут и не выйти. И фашизм может расцвести в самом просвещенном университете. Горе от ума тоже бывает. Всё может быть. 

Сам же пишет:

"Как в песне Окуджавы: «Умный в одиночестве гуляет кругами». Сделать так, чтобы Павел Лунгин пришел на митинг, что должно произойти? Подавляющее большинство людей – не посетители политических митингов".

Я думаю, народа пришло много, и главное, что это число будет возрастать. Этот тупик будет все очевиднее. И мне кажется, что для этой погоды и для этого времени людей очень много.

Один человек, который хорошо понимал в уличной политике, однажды сказал: «Лучше меньше, но лучше». И это так.

Все, кто сегодня выступал, разные. Собрались люди, у которых много противоречий, мы не едины. С одними я согласен больше, с другими – меньше, но сам факт моего несогласия меня очень радует.

я был на Пушкинской

Я давно уже в разговорах (случайных - в метро, например, или в компаниях) говорю: я - черный, я - хачик, это вы все про меня.... я не сам это придумал. Собезъянничал с насквозь пропагандистского фильма Спайка Ли "Malcolm X", который заканчивается патетической сценой черных детишек, встающих по очереди в классе, и говорящих: I am Malcolm X!

Вот на площади я это и почувствовал: я - чеченец, я - армянин, я - таджик, я - Ходорковский. Это очень важно чувствовать, хотя бы иногда... спасибо...

Эту реплику поддерживают: Мария Шубина

Очень красивая история про датского короля Христиана Х который вроде бы надел желтую звезду когда германское коммандование приказало всем евреям в Дании носить желтую звезду, вроде бы является легендой. Не знаю, это красивая история. Но когда власти надевают фанатские регалии, честный человек всегда хачек, какой бы он национальности не был и осознает ли он это сам или нет.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Феликс Юльевич Ярошевский

Кстати про регалии, забыл сказать: в толпе было 2-3 ребят с фанатскими шарфами (Спартак, Динамо) - они, похоже, хотели этим сказать, что не все фанаты - нацисты. Это приятно.

Эту реплику поддерживают: Виктор Майклсон

Леонид Гав Комментарий удален

)тогда уж весь текст стихотворения Поэты-жиды

Эх, проигранное Дело, господа!

Все-то - пригороды!Где же города?!

Рвет и беситсяДождь. Стоит и рвем.

За три месяцаПервое вдвоем!

И у Иова,Бог, хотел взаймы?

Да не выгорело:За городом мы!

За городом! Понимаешь? За!Вне! Перешед вал!

Жизнь, это место, где жить нельзя:Еврейский квартал...

Так не лостойнее ль во сто кратСтать вечным жидом?

ибо для каждого, кто не гад,Еврейский погром -

Жизнь. Только выкрестами жива!Иудами вер!

На прокаженные острова!В ад! - всюду! - но не в

Жизнь, - только выкрестов терпит, лишьОвец - палачу!

Право -на-жительственный свой листНогами топчу!

Втаптываю! За Давидов щит! -Месть! - В месиво тел!

Не упоительно ли, что жидЖить - не захотел?

Гетто избранничеств! Вал и ров.ощады не жди!

В сем христианнейшем из мировПоэты - жиды!

Нажмите на мою ссылку - Поэты - там весь текст.

Хочу подытожить некое впечатление. Было очень много людей, особенно если учесть погоду. Средний возраст – средний, в основном профессионалы, интеллигенция. Молодежи мало, что жаль, но, с другой стороны, это делает толпу очень весомой, элитарной. Важные, уважаемые люди пришли, потому что возмущены и потому что хотят поправить случившееся.

И вот на этом фоне мне не понравилось настроение выступавших, организаторов. Для меня общая интонация звучала так: "Мы сдали все позиции, сдали всё, что должна держать в руках элита: национальное лидерство, публичность, наблюдение за этическими стандартами, собственно, сдали власть. Мы непубличные люди, мы не любим митинги. Но всё-таки..." – и дальше всякие "но всё-таки": "всё-таки это перебор, всё-таки стыдно перед дедом, который воевал с фашизмом" и прочее.

Люди явно хотели скандировать, и даже делали это самопально, но организаторы их не поддерживали. Мне было перед ними неловко: они пришли, мерзнут, но им не дают ощущения, что есть лидеры, есть борцы, есть хозяева страны, с которыми нестыдно себя идентифицировать. Которым можно отдать свой голос – и рассчитывать, что они его не потратят зря, отстоят их позицию.

Надеюсь, в другой раз будет более драйвово.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

А мне показалось,что драйв был,но ровно на столько,чтоб не чувствовать себя толпой.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Феликс Юльевич Ярошевский

Буду считать, что правы Вы, Сергей - это поднимает мне настроение.

Я из знакомых, кроме выступавших, встретил Рубена Варданяна, Гора Нахапетяна, Сергея Гуриева и Валеру Панюшкина. Из таких людей довольно трудно собрать толпу, их в принципе не много. Как-то не хватает профсоюзной тетеньки, что ли. Я думаю, если бы Рубен и Гор издали приказ по "Тройке-диалог", мол всем сотрудникам на антифашистский митинг, а Гуриев бы еще студентам велел, так глядишь -- уже пять тысяч человек бы было. Они-то молодцы, Гор вообще с больным зубом стоял, видно было, что больно. Но может не стоит вот так, исключительно в личном качестве? Фашисты-то не по одному ходят. Да и Миттеран, когда выводил свои 700 тысяч против Ле Пена, тоже на какие-то организованные формы жизни опирался, а не так, что на один призыв по "Эху Москвы".

Эту реплику поддерживают: Мария Шубина, Виктор Майклсон

Рядом со мной стоял Александр Починок

Да, спасибо Виктору, митинг прошел отлично. Давно не был в такой изысканной компании. Как же нас все-таки много и как это здорово!

Спасибо. Замечательный митинг, прекрасный репортаж.

Захотелось быть в Москве, захотелось хачапури.

Эту реплику поддерживают: Мария Шубина, Ираклий Бузиашвили

Приезжайте, мы Вам всего этого навалим.

Эту реплику поддерживают: Алиса Маннанова

В любом народе есть гонители, а есть гонимые. 

Я - против фашизма, нацизма, фобий и неправды.

Спасибо за репортаж. Прочел все комментарии. Рад тому, что всего лишь один участник проекта прокомментировал этот митинг с шовинистических позиций. 

Осторожно, откровенная пошлость!

Степан, а мне как-то муторно...

Я не могу представить на антифашистских митингах в Европе плакаты с выражением любви к шаверме или люля кебабу.

Надо полагать, что сегодняшние митингующие, проголодавшись, в знак солидарности, заходили исключительно в кавказские рестораны и со стойким  выражением лица мужественно отгрызали лаваш. И дружно скандировали "Свободу Боржоми!"

Степан, я не верю митингующим с подобными плакатами - пошлые люди не могут быть искренними!

Не верю! Вчера они протестовали против ритуального убийства барана, а сегодня выражают аппетитную любовь к шашлыку...

Эту реплику поддерживают: Мария Ваняшина, Светлана Хвостова

Самвел, мне тоже показалось, что это не самые сильные доводы, так как нет никаких сомнений, что большинство митинговавших на Манежной тоже любят шашлык и плов. Но я не думаю, что эти три (или дюжина) гастрономических лозунгов бросают сильную тень на 3500 тысячи человек, которые поддержали призыв Шендеровича. Если бы я был в этот день в Москве, то я бы точно пошел. 

Эту реплику поддерживают: Феликс Юльевич Ярошевский

Несогласен: зоологические расисты не любят шашлык и плов. Для них ненавистны любые проявления чужой клуьтуры. "Ты же будешь в израИле, сволочь, жрать свою мацу" (с)

 Илья, к сожалению ты не прав. Любят они шашлы, любят. Можешь провести среди них опрос. Кроме того, на Манежной были не только зоологические расисты, но еще и просто глупые люди, фанаты, для которых быть в своей стае, вести себя "как все" важнее, чем нелюбовь к инородцам. 

Яндекс не согласен с тобой. Я ввел "чурки"+"шаурма". Вот мой улов:

"Шаурма – ЗЛО! Её готовят фих знает из чего, и грязными руками. (Сам лично видел как чурка грязными руками её накладывал кому-то, сразу расхотелось)"

"Еду сегодня в метро. Сижу в вагоне, а напротив меня села парочка: чурка-мама и чурка-сын. По амбразурам, вроде бы казахи, но может и ошибаюсь. Но чурки это точно. Чурбанёнок лет 5-6 грыз шаверму. Эту хрень по разному называют: шаверма, шаурма, шаварма, но суть одна – это лепёшка с завёрнутым в неё мясом неизвестного происхождения, салатом и соусом. Чурбанчик запихивая в себя шаверму измазал себе соусом всю мордочку, но эту хрень загрыз."

"В Москву я езжу с сожаленьем. На чурок жуть как не могу смотреть. Везде шавермы, чебуреки. Нормально б где-нибудь поесть…"

Я то, вообще, про шашлык писал (и хачапури) :)

Я Яндекс придумали евреи! А они - те же чурки! :)

(Надо бы спросить у Аркадия - из каковских он будет) 

Ага, вот и ты тоже - расист и шаурмоненавистник.

Не только! Я еще и тюрю ненавижу! И клёцки! И бурито! Требую их запретить!

Илья, а Вы шаурму, приготовленную грязными руками, будете есть из солидарности?

Тут важно, что шаурма автоматически считается грязной - какие бы перчатки человек не надел.  Он грязен с ног до головы - потому что Чужой.

Где это следует из текста приведенной цитаты?

Илья, оттого, что Вы с коллегой Вашим Алексеем передергиваете и обобщаете, причин для солидарности больше не становится

Меня, честно говоря, смутили именно лозунги "я шашлык". Они демонстрируют не столько интернационализм, сколько восприятие бывших союзных республик в качестве кулинарного придатка. Этот митинг противостоит устойчивым умонастроениям, изначально неодобряем обществом, и, как говорят спортсмены, "если тебя засуживают, выигрывать надо с явным преимуществом".

Почему шашлык? Почему не Шота Руставели, Атом Эгоян и Зейнаб Ханларова? Почему рис? Почему не Авиценна? Я могу понять среднеарифметического жителя Бирюлево, который о Таджикистане знает из программы "Наша Раша". Но образованный человек с высоким гуманитарным стандартом должен если не знать, так хотя бы подозревать о существовании персо-таджикской культуры, нартского эпоса, et cetera.

впрочем, сам факт того, что люди все-таки вышли, перевешивает неудачные лозунги.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Надежда Рогожина

Алмат,

а это и есть фашизм - опускать культуру другого народа до уровня ЖКТ и бравировать этим. 

Меня больше удручает не сами плакаты, а то, что на Снобе некоторые, казалось бы, высокообразованные либералы, знающие несколько европейских языков, цитирующие наизусть любого западного автора, не видят всей этой кулинарной пошлости. 

А не видят, потому что невежественны! И в своем невежестве ликующе снобствуют!

Самвел, я бы разделил по приоритетам. Первично в данной ситуации то, что люди все-таки вышли. И спвсибо им за это. Обесценивание культуры соседних народов хоть и неприятно, но вторично. И началось это обесценивание не вчера. еще с советских времен: Грузия - вино и пожрать, Узбекистан - хлопок и "у узбечки двадцать пять".

Это более тонкая работа - знакомить с культурой. Поэтому безоговорочно осудить этот желудочный позыв я не готов.

Алмат, а Вы внимательно взгляните на снимок ниже, где плакат "я люблю Пушкина" зажат плакатами "я люблю хачапури", "я люблю плов"...

Боюсь, эти бестолочи имеют в виду кафе "Пушкин" поблизости

Да, я сразу увидел. Но, повторюсь, я бы не оценивал месседж однозначно негативно.

:) В "Пушкинъ" самый вкусный борщЪ в Москве, конечно:)

то, что на Снобе некоторые, казалось бы, высокообразованные либералы, знающие несколько европейских языков, цитирующие наизусть любого западного автора, не видят всей это

А вот так и начинался фашизм в середине 20-го века – в культурном центре всей Европы. Где концентрация образованной и культурно-просвещенной среды была достаточно высокой, плюс к этому и самих евреев было крайне много, какого геноцида можно было ожидать? Да не... О сплетнях о национальности самого великого вегетарианца умолчу. Не стоит думать, что это удел "понаехавших" гопников и неграмотных скинхедов, "разрушивших Рим". Посмотрите на нацисткую элиту – чуть ли не каждый второй – просвещённый интеллектуал и философ. 

Так что не туда смотрим: не обуздывать "стихию" (пролетариев и "шпану"), а бояться бы нам своего же высоколобого ума.  Ибо чаще всего вершат ужасные дела такие же "снобы" как и мы, – история нам который раз это демонстрирует, а мы всё также брезгливо обсуждаем ужасы непросвещенных "фанатов".

Эту реплику поддерживают: Самвел Аветисян

Принижение чужой культуры и культ избранности своей - источник ксенофобии и расизма

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Алексей Воеводин

Возможно. Азбучные истины. Еще бы и подпись "так говорил великий Ххх".

Не нравится только какая-то партийная заезженность фразы. Чем больше она заезженная, тем более она "обтекаемая" и не дает себя раскрыть. Ты их "глотаешь", не вникая в смысл.

"существовании персо-таджикской культуры, нартского эпоса, et cetera. "

а существовании советского эпоса?

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Примкнувшие к центру республики и были придатком. Отдавали и получали от старшего брата блага за это. И по прежнему хотят получать, потому что едут и "понаезжают".

Спасибо, Степан!

Интересно, что эти самые хачапури вызвали множество коментариев - слева и справа; на разных сайтах мою сестричку ругают как националисты, так и анти-националисты. Похоже, она попала в нерв.

Илья, а как Вы по комментариям к хачапури определяете, кто националист, а кто нет?

Очень легко. У националиста хачапури - и эти плакаты - вызывают зоологическую ненависть, как всё чужое. Это вполне ожидаемо.

Удивительно, но у некоторых людей из противоположного лагеря плакаты тоже вызвали недовольство - как что-то, что принижает высокую идею борьбы за равенство народов. Большинству окружающих плакаты понравились, но был и недовольный комментарий.

Илья, эти плакаты и у меня вызвали ненависть  - физиологическую! Я, по-Вашему, физиошист?

Гораздо действенней было, если б Ваша сестричка вышла с плакатом  из "Вепхвистхаосани": "Надругательство над дружбой - это с мудростью разлад"

Эту реплику поддерживают: Леонид Гав

Самвел, моя сестра обязательно спросит Вашего совета в следующий раз. Но и Вы уж не обессудьте, если она предложит Вам табурет - для чтения стихов вслух. Это будет сильный ход для митинга на морозе.

Илья, для пущего удовлетворения ее интернациональных чувств пусть она предложит мне тахту, а чтоб было не жестко, мутаку и халичу.

Еще сильнее. Армянский физиошист возлежит на тюркской тахте посередине русской столицы и поет Сулико. Это будет хит сезона. И, главное - Кантор похвалит.

Кантор не похвалит - Гессен не оценит

Илья, я засим прекращаю полемику, потому что с Вашей решительностью и глубокими познаниями чужой культуры, точно, "шашлык не пройдет". 

Тюркскими могут быть языки, но тахта - турецкая. А точнее, тахта по происхождению  - персидская (с перс. доска)

если она предложит Вам табурет

Стоять на табурете – более продвинуто. Слово французское, tabouret. Долой тахты!

националиста хачапури - и эти плакаты - вызывают зоологическую ненависть, как всё чужое

ВЫ намеренно отождествляете национализм с нацизмом?

Или по незнанию?

намеренно

Как свидетель митинга, можете ли сообщить примеры, чтобы кто-то выступил в защиту убитых граждан, расследование дел которых было так ил иначе приостановлено - что и послужило поводом для событий на Манежной?

Не помню

Хотелось бы знать, что и как говорили. Жаль, что не помните.

(Не имел возможности лично послушать выступающих - не было электричества, пришлось провести воскресенье в пробках в поисках  "движка", чтобы не замёрзла вода в трубах: котёл без электричества не работает).  

А Вы там были и вели репортаж - у кого же спросить, как не свидетеля?

Не выкладывал ли кто видеозапись в Сеть? Поищу. 

Вот еще плакат из ФБ, по моему отличный:

папа любит мамбу

мама любит мамбу

деда любит мамбу

А МАМБА ВАС ВСЕХ НЕНАВИДЭТЬ

не надо забывать в порывах любви о разнице менталитетов, о границах стран, о ситуации Россия-Осетия-Грузия недавней.

Пока Вы всех  любите, расслабляетесь и пытаетесь снять напряжение, на рынках, в метро и по стране не любят русских. Не так надо делать, не так...

Степан, вот эта реакция подтверждает правоту девчонок - их месседж работает ровно на этой радиочастоте.

любите играть в игры, Илья?

Да, нет, Илья. Можете спросить у Леонида и я уверен, что он тоже любит кавказскую или среднеазиатскую кухню. Шашлык от уж точно любит.

Расовая и религиозная нетерпимость всегда уживалась с любовью к "местной кухне и прочей экзотике". Любят же расисты слушать черный джаз и смотреть как черные играют в баскетбол. 

возможно умеренный националист но я не расист. Просто к некоторым чеченцам у меня есть "такое чувство". А может я эмпат еще более сильный? Ну, а вы и Ваши дети их просто боитесь и пытаетесь любить. это тоже Ваш выбор, Ваше право, я его не осуждаю.

У меня есть друзья, но я за русский язык в своем дворе у "понаехавших", я за сохранность территории, традиций и уважения друг к другу как по одиночке так и группа группа. Те, кто приехал может быть горячей крови, но он гость, он в большинстве другой веры, более молодой веры.

Надо признать проблемы и начать их обсуждать и искать пути решения - я с Самвелом в этом согласен.

"Просто к некоторым чеченцам у меня есть "такое чувство". "

Я Вас понимаю. У меня есть "такое чувство" к некоторым русским, евреям, неграм, латиноамериканцам, китайцам, армянам, азербайджанцам, грузинам, итальянцам, немцам, украинцам, китайцам, православным, католикам, буддистам, мусульманам, атеистам и арабам. Не знаю, есть ли к удинам, но по логике должно быть. 

"Коренные" американцы, то же может быть хотели бы, что бы на Брайтон Бич звучала английская речь, но погромов не устраивают и с плакатами "Русские и евреи, убирайтесь к себе в Россию и Израиль" на улицы не выходят. 

Но, опять же, Вы правы: ксенофобы есть везде. Россия в этом смысле не уникальна, но важны, ведь, еще и масштабы ксенофобии. 

Леонид, что есть "разница менталитетов"? Почему он должен быть одинаковый? Самвел и я - кавказцы. Чем наш с ним "менталитет" хуже Вашего? Да, они разные, это правда. 

"В метро и по стране не любят русских"

Ксенофобия выражается не в ненависти к русским, а в ненависти к инородцам. В метро и по стране не любили и евреев, и черных, и чукчей, и очкариков. Ненависть пораждает ненависть и ничего больше.  Будет случай, почитайте "Неукротимую планету" Гаррисона. Он там все понятно объясняет про ненависть. 

Полукавказец Степан.

)и в чем разница менталитетов? вы мусульманин? верите не Бога, а в инопланетянин? и те, и другие есть. )

Степан, я надеюсь тоже ) Вам не должен?

Планета моя любимая книга. База колонистов осваивала территория техноцивилизацией всесьма активно. Чем больше давления, тем больше обратно...  Хорошее сравнение. Процесс этот необратим. На это помножен капитал и желание перебираться дальше и из нелюбимой России.

Вы давно не ездили по Москве, Степан. Какое количество необразованного, криминального количества людей,сколько чеченского менталитета как горный менталитет вбивает законы мафии 90х на рынках, как пропадает русский язык...

Я понимаю, я сам переживаю за своих друзей. Но не надо путать ситуацию в СССР и в России 2010

Русские на Брайтоне чувствуют себя по другому?

"Русские на Брайтоне чувствуют себя по другому?"

Я не понял вопрос. В каком смысле Вы употребляете здесь слово "русские"? В энтическом или в гражданском? 

Если уж проводить сравнение с Брайтоном, то "защищать" (проводить параллель с москвичами) надо коренных (урожденных) американцев, которые относятся к "понаехавшим" и "дурно пахнущим" "русским" примерно также как русские относятся к "понаехавшим и дурно пахнущим кавказцам". 

Если же Вы имеете ввиду, что русские на Брайтоне находятся в таком же положении, что и кавказцы в Москве, то это - вряд ли. Я давно не слышал о том, чтобы "коренные" отлавливали и избивали или убивали русских за то, что они русские. 

"Я давно не слышал о том, чтобы "коренные" отлавливали и избивали или убивали русских за то, что они русские." 

)То есть прецеденты были?

Мне они неизвестны, но я допускаю, что прецеденты были. 

У нас в городишке Монтиселло полно хасидов. Я подозреваю, что местные их  не любят, но тщательно это скрывают. 

Спасибо всем организатором и всем пришедшим на митинг. Мне очень жаль, что я лишь сегодня узнала о нем и не смогла присоединиться. Я рада, что так много людей в  такую непогоду вышли на улицу, выступив против нацизма.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Мне сложно поверить в искренность митинга, когда такая пошлость на плакатах.

Толпа, которая была на Манежной, думаете, не любит хачапури или лаваш?

Я вот люблю помидоры и что с того? 

Я считаю, что вы не правы, Самвел.

Это шутка. Нацизм, расизм всегда оперирует одинаково: он разделяет людей на "нас" и "их", на стаи, как было сказано на митинге. А потом обесчеловечивает "их". Тогда "их" легко бить. Они хачики, они не люди. Поэтому еврейских детей можно было сажать в газовую камеру или травить выхлобным газом в грузовике. Это--зверьки. И на Манежной, тоже самое. Потому что люди для того, чтобы уничтожать и ненанидеть других людей как класс, группу, расу, должны прежде всего лишить их человеческого облика.

И поэтому важно показать, что мы все люди. Такие же как мы. Так же любят детей, так же любят шашлык. Поэтому это крайне важно напомнить о такой простой вещи, как принадлежность "хачиков" к человеческому сословию.

How can I save my little boy

from Oppenheimer's deadly toy

There is no monopoly in common sense

On either side of the political fence

We share the same biology

Regardless of ideology

Believe me when I say to you

I hope the Russians love their children too.

Алексей,

так это была шутка, а митинг, выходит, был перфомансом?

И надо ли понимать Ваши слова ("Так же любят детей, так же любят шашлык"), что те, кто не любит детей, просто не умеет их готовить?

Какая связь между любовью к шашлыкам и антифашизмом?

Или, если я люблю песни Элтона Джона, то я - гей?

Почему нельзя было выйти с плакатами "Я - грузин!" или хотя бы "Я - Хачик!"? Почему? 

Алексей, гораздо действенней было бы искоренить из лексикона слово "хачик". Хачатур, или уменьшительно Хачик - это имя собственное...

Я, по-прежнему, не верю митингующим, ибо если в мыслях разруха, то и действия - разрушительны! 

Эту реплику поддерживают: Леонид Гав

Хорошие слова Стинг когда-то написал. И все это на музыку Прокофьева...

Проницательный взгляд; Вы раскусили автора идеи с плакатами, неискреннюю 20ти летнюю девочку по имени Ася Цатурян (по совместительству - мою единоутробную сестру), которая, конечно же, терпеть не может приезжих, но, будучи человеком неискренним, решила прикинуться овцой и поклясться в любви к пищевым продуктам.

Если же серьезно: еда, одежда, язык - все эти простые материальные вещи, конечно же являются важными символами для ненависти. В Германии националисты называют турков "поедатели шаурмы". В СССР для КГБ было крайне важно задерживать посылки с мацой. Сегодня в России людей раздражает именно лезгинка и гортанная речь. Поэтому я думаю, что есть лаваш и пить вино - это отличная демонстрация протеста против ксенофобии.

Илья, трудно с тобой согласиться. Как в том анекдоте: "Душой чувствую, что - литр, а доказать не могу" :) 

Сравнение шашлыка или шаурмы с мацой не очень правомочно. Для КГБ маца - это не блюдо национальной кухни (вроде штруделя или фаршированная рыба), а религиозный символ. Можно не любить латиносов и прекрасно поедать такос и запивать все это текилой. Поедать лаваш и запивать это вином это примерно такая демонстрация протеста, как смотрение "мексиканского мыльного сериала" в качестве демонстрации своей терпимости к латиноамериканцам :)

Я вот так вижу ситуацию:

были, видимо, и фашисты на Манежной. Были, точно, вокруг те, кто использует обиду русских парней на то, что их сейчас называют фашистами и нацистами

причина "бунта" - действия власти. А не нацизм. Другое дело, что определенные представители именно диаспор с большой готовностью сотрудничают с властями против активных "местных", чувствуя свое неустойчивое положение и желая получить гарантии привилегий.

Насколько я слышу, читаю, это кавказцы высказываются "фашистски" - превознося себя над славянами.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

Алексей Байер Комментарий удален

Юлия, давайте все-таки мух от котлет потытаемся разделить.

Власти вслястями, а фашисткие, или скорее нацистские, настроения люмпенизированной российской молодежи совсем другое. Власти в Англии ведут себя по-иному, а нацисты в тех же кругах у них есть тоже. Такие же уродливые.

И потом, зачем такое стремление людей в стада сгонять? Вроде мы эволюционно по другой ветке от овчарок развивались. Кто эти "кавказцы", которые себя превозносят над "славянами"? Где вы такие стада видели?

Алексей, давайте лучше зерна от плевел отделим )

А также паршивых овец от доброго стада.

Хотя замечу мимоходом, что упоминание "стада" в ответе на мой пост непонятно: я о "скотах" не писала.

Я "стада" живьем вообще не видела, не присутствовала лично на собраниях русских "нацистов", не слышала лично высказывания представителей кавказских национальностей о своем расовом превосходстве над славянами, не была на Манежной. Но ведь и Вы, скорее всего, тоже. Доверяем источникам.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

Знакомы ли Вам

1. Фотографии, где на бритых головах стоящих в ряд запуганных по виду солдатиков неказказской внешности написано, у каждого по букве, Д, А. Г, Е, С, Т, А.Н, - а перед ними демонстрирует тоже солдат, но внешности иной,  своё полное над ними торжество и превосходство

2. Лозунги типа:

Кто нас не уважает, пускай ежа рожает

и

Кто не с нами - тот под нами. 

Известны ли Вам  истории, как кавказские землячества берут власть в армии над неказказцами, и обходятся с ними унизительно, если не сказать резче? И даже офицеры поелать с этим ничего не могут?

Это только три сюжета из ЖЖ, о которых немедленно вспомнил, за последние два года.  

Эту реплику поддерживают: Mix Tarshis, Леонид Гав

Самвел,

Повторюсь частично, а частично разовью эту несложную мысль.

Это--противостояние силам расизма путем гуманизации--очеловечивания--"чужих".

Вы несомненно не гей, если вам нравятся песни Элтона Джона. Или это не факт, что вы гей, если вы их любите. Любить песни Элтона Джона не достаточно (и даже не необходимо), для того, чтобы быть геем. Но если песня Элтона Джона про любовь вас затрагивает, вы чувствуете, что этот человек, несмотря на то, что он гей, может чувствовать и любить также остро и глубоко, как вы, то вы уже не сможете обесчеловечивать геев и их презирать с той же легкостью, как раньще. Вы с ним найдете общность человеческого опыта. Что нам необходимо если не для братства всех людей, то для уважения их. Их человеческой сущности.

Совсем не случайно, что расовые барьеры в Америке начали рушится с музыки. Причем с музыки о любви. Когда Дайана Росс поет: "Stop in the name of love before you break my heart" ее уже как-то язык не поворачивается назвать обезьяной, вчера слезжей с дерева. Скорее о себе так начинаешь думать, если такие мысли вдруг в голову придут.

И про то, что любят детей и любят хачапури, это то же самое, Самвел. Общность человеческого опыта. Я понимаю, вы это для красного словца сказали, очень красиво вышло, но вы свой же собственный анекдот, на который ссылаетесь в предыдущем посте, как-то не восприняли. Я имею ввиду про то, что вы любите помидоры, если чтобы кушать.

Их человеческой сущности

Человеческая сущность никак не относится к половым пристрастиям. 

И более того, выпячивание этих пристрастий на первый план и вынос их в публичную сферу суть умаление человеческой сущности, как выносящих, так вольных или невольных свидетелей. 

Мне вообще нет необходимости знать - и тем более обсуждать - половые пристрастия для общения с человеком. 

Алексей,

видимо, мы говорим на разных языках. Я хочу лишь сказать, что любить хачапури - это не гражданская позиция, а всего-навсего нетрадиционная гастрономическая ориентация. Не чревоугодием надо выражать солидарность!

Заметьте, король Дании и Исландии Христиан I не выражал любовь к цимесу или кугелю, а пришил к рукаве могендовид...

Опять мы про помидор.

Да, прийти в расторан, заказать себе чубурек и чувствовать, что ты исполнил гражданский долг смешно. А с такими лозунгами ходить на демонстрацию--нацизму нет!--это вполне приемлимо. Остроумно даже, и по-молодежному. Как знаете такой был лозунг--Make Love, Not War. Его против войны во Вьетнаме использовали. Тоже непаханое поле для ханжества--зачем низменные биологические функции приплетать к высокому антивоенному пафосу.

А как насчет Сулико любить? Чтобы петь, конечно, не просто так.л Если бы они Сулико спели, вы бы тоже так их критиковали? Или репродукции Пиросмани принесли? Или стихи Гамзатова читали? А песню "Журавли" пели? Вы как к этому относитесь? Или тоже не причем?

Или это все же разрешается? А другие человеческие проявления, культурные проявления--почему не надо? То есть вы так решили, что национальные блюда нельзя? Правильно? А стихи можно. А почему?

Алексей,

Вы занимаетесь подменой. Согласитесь, есть разница между "Давайте любить, а не воевать!" и "Давайте любить помидоры, а не воевать!"

Алексей, а если б я вышел с плакатом "Не люблю саперави!", Вы бы меня в фашисты записали?

Эту реплику поддерживают: Леонид Гав

Смысл лозунга Make Love Not War--который, кстати, стал одной из из немногих вещей, что сохранились от антивоенного движения 60х и начала 70х--не "давайте любить" а "давайте трахаться". В данном конкретном случае. Хотя у Джейн Остин, конечно, когда Мр Дарси makes love to Елизабет Беннетт, то конечно речь идет о флирте, держании руки, проникновенном взоре и вздохах. Но тут эпоха сексуальной революции.

Но не будем вдаваться в детали, тем более что мы не сходимся в принципе. Тут я вижу два вопроса:

1. Вам кажется, что стихотворение выше чем сациви. И поэтому любить Руставелли это хорошо. А любовь к лавашу вас коробит. Хорошо. О вкусах не спорят. есть более важный вопрос.

2. Нужно сильно заморачиваться и вовсе не обладать чувством юмора, чтобы предполагать, что эти дети, молодежь эта, вышла на демонстрацию с такими плакатами потому что они делят людей на полном серьезе на фашистов и нет по принципу, любишь ли ты кинзу. Это не так. Они во первых вышли с юмором--и юмор отличает нас от фашистов, потому что фашисты всегда серьезны, а мы умеем смеяться, причем даже часто над самими собой. Поминте гениальный фильм "Кабаре"? Там не только что шашлыками, а просто площадной похабщиной высмеивался deadly serious Hitler. А во-вторых, как я уже 3 раза вам писал, эти лозунги показывает нашу человеческую общность. Мы все одинаковы. И многие из нас умеют улыбаться, даже в невеселой стране и в печальной ситуации. 

Не знаю. Мне эти лозунги показались трогательными, ироничными, смешными. Совсем не покоробили. И если бы вы вышли с плакатом "Я ненавижу лобио" никто бы вас помидорами не закидал бы, уверяю вас. Посмеялись бы, я уверен. И вы бы улыбнулись вместе с ними. А Кантор что? Кантор серьезный мужик.

Алексей, 

меня сложно обвинить в серьезности. Я люблю шутки и сам нередко "дурака валяю". Но в данном случае удручает уровень и предмет, с позволения сказать, шутки. Удручает, что познания митингующих о Грузии или Армении ограничиваются шашлыком и хачапури. Никто ведь не спел "Сулико"? Никто ведь не прочитал стихов Бараташвили, Важа Пшавелы или Севака и Шираза.

Вот и Вы умудрились неправильно написать фамилию великого поэта... 

Поэтому не вижу связи (в отличие песен и стихов, где чтобы любить, надо знать) между любовью к лобио и любовью к грузинам.

Согласитесь, подобного рода "шутки" - это от скудости познания и невежества. А фашизм начинается с невежества, с пренебрежения, нежелания знать другую культуру

Эту реплику поддерживают: Любовь Вагина

Неа. Это не был марш об'яснения в любви к кавказцам, будь они грузины, армяне, российские граждане с Северного Кавказа или россияне, чьи семьи давно осели в России и которые не менее русские чем любой Иван Петрович Сидоров. Это не вечер грузинской культуры. Разговор не о любви--ни к людям какой-либо национальности, ни национальных блюд. И не о досканальном или поверхностном знании. Разговор о нацизме, расизме и фашизме, кто бы ни был их об'ектом, включая совершенно несомненно и русских. Люди пришли на площадь не из любви к Руставелли, как бы его фамилия не писалась, а из любви к собственной стране. Потому что разговор идет о России. И о Москве, а не о Грозном, где как тут один комментатор заметил выше, негров линчуют.

Алексей, разрешаю Вам из-за нетерпимости к нацизму, расизму и фашизму коверкать мою фамилию. И позволите из солидарности к Вам коверкать Вашу?

Я бы не акцентировала внимание на таких деталях, как  "гастрономические" лозунги или возможная неискренность участников  митинга. Безусловно, цитата из песни Стинга ("How can I save my littlу boy

from Oppenheimer's deadly toy..." ), написанной аж в 85 году, а столь актуальной в данной ситуации, была бы уместнее. Но для меня является знаковым сам факт этого митинга. На фоне тенденции к расколу общества по национальному признаку и ,возможно, даже гражданской войне, попытки урегулировать конфликт подобным образом достойны уважения и поддержки. Если бы я знала о его проведении, я бы обязательно бы присоединилась. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Байер

Вера,

дьявол в деталях! Ты же музыкант? Ты должна понимать, одна фальшивая нота может убить доверие ко всему опусу...

Или вот, если я хочу выразить свою солидарность с евреями против антисемитизма, должен ли я делать обрезание? А чтобы не было ни у кого сомнения в моей однозначной позиции, может обрезать совсем?

Эту реплику поддерживают: Леонид Гав, Кристина Арутюнян

Н-да, как в том анекдоте : деревню терроризировали два еврея, вооружённые обрезами...

Самвел, предлагаю организовать митинг в поддержку единства многонационального российского народа. При этом, форму проведения и лозунги придумать самим - только в таком случае всё получится искренне!  

Прочитав хирургически точное мнение Максима Кантора вот здесь

http://www.snob.ru/profile/messages/all/thread/812182

я тоже пожалел, что поздно узнал о митинге и не смог поучаВствовать (от глагола "чавкать"). 

Я бы обязательно бы вышел с плакатом "Шашлык не пройдет!"

Эту реплику поддерживают: Олег Зубков

Самвел, ссылка на мнение Кантора не открывается, к сожалению.

Возможно продублировать? 

Зайди в "Накопилось" на страницу 6

Ну тут уже всё в кучу свалили: нацизм, национализм, фашизм, холокост, кулинарию и гражданскую войну.

Вы уж, граждане, определитесь что ли. Определился по-моему только Самвел с обрезанием. :-)

Интересно, на Википедии нашёл:

"Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоратизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма, открытый террор против рабочего движения."

Ничего не напоминает?

(Исключая рабочее движение, конечно)

Расскажите, Олег, как Вы видите этот ландшафт - между Манежной площадью 15 декабря и Тверской площадью 26 декабря?

Здравствуйте Илья, прошу прощения за запоздавший ответ. Мне трудно определять "ландшафты" - слишком далеко всё это от меня географически и информационно.  Для того, чтобы можно было определить  "ландшафт" нужно владеть информацией - а я ей не владею. Да и пока не вижу, того, кто владеет. Я привык доверять (относительно) непреложным фактам и (или) собственным ощущениям. Когда собираются на люди митинг , или собираются в виртуальном пространстве, то они должны, как минимум понимать цели и темы собрания. Кроме эмоций и мнений основанных лишь на дилетантских умозаключениях я не вижу ни на митингах , ни на обсуждении на Снобе.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

Я не люблю хачапури, а шашлык не переваривается моей психикой.

Отличная идея митинга, прочитала все комментарии: просто приятно, что люди готовы на порыв души. Я бы всё равно не пошла на этот митинг, если бы мне сказали заранее, потому, что не люблю противодействовать, а люблю действовать (это чтобы частица "не" "не" доминировала в образе).

Думаю, искренность души зависит не только от пристрастий желудка, но и немного от знаний (уровня образованности?). За всё время "послеманженых" событий в попытке понять мнения и "за" и "против" идеи национализма, я постоянно натыкалась на совершенно приблизительную структуру мыслей, которую довольно сложно развивать...Подмена понятий стала какой-то чумой времени. Псевдоценности царят во всем и везде. Кульминацией была фраза: "мы со своими друзьями договорились рожать по 5-6 детей на семью, чтоб вам мало не показалось", излишне говорить носителю таких заявлений, что дети рождаются в любви, а не "на зло кому-нибудь"...

Самвел Аветисян Комментарий удален

Самвел, Ваше, по существу справедливое, но, к сожалению, несколко упертое, в результате, замечание, переросло в довольно бессмысленный спор.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

К сожалению, согласен с Вами, Феликс Юрьевич.

Поздно до меня дошло, что невозможно незрячему объяснить, что такое закат. Не столько печалит невежество, сколько упоение этим невежеством...

Вся великая персидско-таджикская культура на Снобе "свернута" в шаверму. 

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

Сообщество везде всякое. На Снобе не сразу заметили то, на что Вы, по понятным причинам, обратили внимание. У большинства превалировали положительные эмоции по отношению к группе людей собравшихся на Тверской. Тоже по понятным причинам. Поэтому на Тверской была "группа", а на Манежной - "толпа".

Стакан не наполовину пустой, ИЛИ наполовину полный. Он и там, и там был и остается И наполовину полным, И наполовину пустым. А точнее - на столько-то тем и на столько-то другим. И, без всякого сомнения, реакция на погромное настроение на Манежной было направлено на те национальные признаки, которые им доступны. Естественно, что на Тверской отвечали на лозунги с Манежной. Это и объяснение, и оправдание.

Феликс Юльевич, почему-то ваш ответ  Самвелу пришел в мою почту...

Эту реплику поддерживают: Феликс Юльевич Ярошевский

Откажусь я от такого смысла. Найду то, что ближе к сердцу...

"Так как истина вечно уходит из рук, Не пытайся понять непонятное, друг. Чашу в руки бери, оставайся невеждой, Нету смысла, поверь, в изученьи наук".

Омар Хаям.

Эту реплику поддерживают: Феликс Юльевич Ярошевский

Не одним Хаямом, правда, единым.....

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало ешь,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Он же.

Эту реплику поддерживают: Юлия Побитова, Кристина Арутюнян

конечно же... коллективные смыслы всегда чудовищны последствиями реализации...
Есть надежда, что люди делают время, и не наоборот...
"... оставь надежду... и т.д"

люди могут только соответствовать или нет...

Соответствовать себе, точнее своим принципам...

Анатолий, Вы знаете, мой клиент, довольно взрослый (годится мне в дедушки) подарил мне сегодня сборник стихов Омара Хаяма, со словами: "подумал, что  Вам будет приятно - это же стихи Вашего Земляка":) Можно подменять понятия, чтобы не выходить из зоны комфорта?

   

соответствовать мироустройству, как мы его ощущаем... результаты будут говорить о правильности ощущений...

а вы  землячка тов.О.Хайяма по образованию, месту проживания ? подмена понятий мир не меняет - меняется  - коверкается - понимание...

А в чем смысл коверканий? Зачем нужно покрасить лепестки цветка в синий цвет, если они рано или поздно всё равно будут красными?

Я не являюсь Землчкой О. Хаяма. Просто, видимо, мой клиент подумал, что фамилия заканчивается на "ям" - значит армянин, а армянских фамилий с окончанием на "ям" просто нет в природе... чаще на "ян", есть и другие, не часто встречающиеся...

Интереснен мотив (совершенно безобидного действия), вместо того, чтобы узнать истину в данном конкретном случае, подгоняются какие-то знания к каким-то желаниям...

подмена дает ощущение возможности изменять мир... гордыня , кажется, называется...

это  желание побыть  господом богом, хотя бы и у дверей ресторана, жэка, страны и т.д.

Эту реплику поддерживают: Кристина Арутюнян

ну если это последний шанс - то обязательно нужно воспользоваться им!
вот и пользуются... результат - как всегда...

Эту реплику поддерживают: Кристина Арутюнян

Сколько было - столько было. Главное- что было. И было не быдло.
Если не быдло начинает обзывать быдло быдлом оно само невольно им становится.
Это вы меня, г-н Жуков и вас поддерживающие?

Кроме того - я никого не называл быдлом. Технически - если бы я сказал, что вы не то-то и то-то, то это бы не означало, что я кого-то чем-то назвал. Просто я бы обозначил. что вы не то-то и то-то.

А быдло, к сожалению, существует и определяет слишком многое в тех обществах, в которых его, быдла, к тому же сожалению, большинство.

Эту реплику поддерживают: Кристина Арутюнян

я небольшой поклонник Милова, но на сей раз в его колонке есть явное рациональное зерно:

http://www.gazeta.ru/column/milov/3470929.shtml

Ну то есть ясно, что он просто пытается очередной раз оседлать хоть какую-то волну, чтобы хоть в какое-то публичное пространство на ней выплыть (то есть что это очередная пиар-попытка, а не реальная позиция), но тем не менее в тексте - заметное количество здравых суждений.

Мне в этой статье Милова понравилось следующее:

"Нужны программы социально-культурной адаптации и социализации мигрантов. Нужна декриминализация мигрантской среды и целевая борьба с этническими преступными группировками. Наконец, нужна внятная политика в отношении Северного Кавказа, ограничивающая экспорт культуры вседозволенности, культа силы и тотальной коррупции на остальную территорию России."

По-моему, разумные практические меры.  Намного полезнее, чем рассуждать про высокие ценности "вообще и в целом" и спорить о роли шаурмы в национализме.  При этом путая национализм с нацизмом, а фашизм с расизмом.   Гоголя с Гегелем, а Бабеля с Бебелем.