Фото: Sung Shin/Unsplash
Фото: Sung Shin/Unsplash

О планах создать во Владивостоке городскую агломерацию с населением более миллиона человек в интервью РБК рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По его мнению, это позволит сделать Владивосток третьим по привлекательности городом в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Создать первый в регионе город-миллионник Чекунков предложил, комментируя похожую идею Сергея Шойгу — ранее министр обороны заявил, что считает необходимым строительство пяти новых крупных городов в Сибири.

Чекунков отметил, что в правительстве бизнес-модель создания города-спутника сейчас «просчитывают всерьез». Назвать его планируют «Спутник». Министр объяснил это тем, что во всем мире слово ассоциируется с «моментом высочайшего триумфа советской науки», и напомнил, что в английском языке есть выражение Sputnik moment. В 2020-м такие же доводы были у разработчиков российской вакцины от Covid-19, объяснявших выбранное для нее название — «Спутник V».

Проект по созданию города-спутника планируют реализовывать при поддержке ВЭБ.РФ, соответствующее соглашение будет подписано на Восточном экономическом форуме, который пройдет во Владивостоке с 2 по 4 сентября.

Как напоминает Максим Перов, бывший директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования РФ, идея объединить Владивосток с Артемом обсуждается уже не первый год. При этом речи о городе-спутнике раньше не шло, но его строительство, как и план по созданию агломерации, собеседник «Сноба» называет «логичным»: «Миллионник — это совсем другой уровень организации городской среды. В городах такого масштаба можно использовать пассажирский рейсовый транспорт, развивать разные отрасли экономики и бизнеса, при этом “акцентируясь” на узких специализациях».

Рассуждая о том, кто захочет, а главное, будет жить в агломерации, Перов отмечает, что в регионе уже сейчас создаются комфортные экономические условия: «относительно приличные заработки, возможность купить или арендовать нормальное жилье». Здесь же, напоминает он, находится один из сильнейших российских вузов — Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Все это, как считает собеседник «Сноба», вероятно, поможет привлечь в агломерацию людей, которые захотят здесь учиться, работать и развиваться. «Предпосылки для создания миллионника безусловно есть, но надо понимать, что на это уйдут годы. Мне проект кажется интересным, сейчас дело за местными властями», — заключает Перов.

При этом именно на этапе обсуждения проекта местными властями и могут возникнуть сложности, считаетруководитель Института подготовки кадров высшей квалификации Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, профессор Александр Латкин: «Думаю, что власти и думы обоих городов будут против. Артем не донор, а дотационная территория. Неслучайно долго дискутировали, но города так и не объединили». Кроме того, Латкин сомневается, что на созданную территорию удастся привлечь людей: «Из края жители уезжают, продолжается отток населения, в том числе из Артема. <...> Сейчас во Владивостоке в лучшем случае 550 тысяч человек постоянного контингента, и то многие отсюда уехали, живут в других странах, а числятся жителями Владивостока».

В разговоре со «Снобом» экотренер, координатор проекта «Фудшеринг Владивосток», эксперт движения «РазДельный Сбор» во Владивостоке Мария Прус отмечает, что сама по себе идея создать город-миллионник может способствовать развитию инфраструктуры, росту предпринимательства и «притоку» в регион новых культурных, научных и экологических проектов. При этом, по ее мнению, есть «ряд сложностей, которые опасно не учесть», именно из-за них местные жители относятся к предложению министра с опаской: «Владивосток расположен на берегу моря. Каким образом такое сильное расширение скажется на нашей природе? Что вообще от нее останется после такого строительства? Даже если у авторов проекта получится все построить и сделать хорошо, то какая нагрузка на местные экосистемы будет в будущем? Готов ли вообще край к такому потоку жителей? Мне кажется, очень важно смотреть на это не только с точки зрения развития инфраструктуры и денег, но и с точки зрения того, что ждет природу Приморья после такого строительства».

Подготовила Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь