Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

В начале нулевых внешний вид дома в массмаркете никак не влиял на решение о покупке — но не из-за вкусов аудитории, а из-за отсутствия вариантов. Выбирать было особенно не из чего: большинство новостроек представляли собой типовые коробки. Решение покупателей определялось другими факторами: ценой, площадью квартиры и районом. И отлично, если у дома был хотя бы небольшой двор, а окна не выходили на стену соседнего здания.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

В элитном сегменте, наоборот, покупатели стремились выделиться: чем вычурнее здание, тем лучше. В архитектуре тогда господствовал знаменитый капром, главными чертами которого были китч, эклектика и избыток украшений. В Москве частным проявлением капиталистического романтизма стала лужковская архитектура (яркий пример — торговый центр «Наутилус» на Лубянке). В такой же стилистике строились и жилые дома для обеспеченных горожан: например, жилой дом «Патриарх» на Патриарших прудах, дом-парус на Ходынке, ЖК «Аврора» в Петербурге или дом «У Троицкого» в Минске.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Дворы и фасады

В масс-маркете первые попытки придать зданиям индивидуальность начались с цветовой отделки фасадов. Опыта экспериментов с архитектурой, материалами, придомовой территорией на территории бывшего СССР еще не было, поэтому самым простым способом привлечь покупателей без значительного удорожания проекта стала яркая расцветка, которая выделяла здание из множества безликих «человейников». Появление таких проектов заставило покупателей обратить внимание на то, как выглядит их будущий дом снаружи. Визуальный облик впервые начал играть роль конкурентного преимущества. 

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Следом появились и другие новшества: в стремлении переключить внимание клиентов на себя застройщики создавали все более продуманную и сложную архитектуру, экспериментировали с отделкой, оформлением входных зон и мест общего пользования. С трансформацией визуального облика зданий усложнялись и требования покупателей. И ключевым запросом нового времени стало наличие благоустроенной придомовой территории. 

Стремление к комфорту и безопасности заставило людей ценить закрытые дворы без машин, просторные детские и спортивные площадки, здоровую зеленую среду. Озелененные пространства особенно актуальны в больших городах, поскольку жители, по сути, получают собственный уголок природы среди каменных джунглей. Очень скоро благоустройство стало одним из главных запросов покупателей во всех сегментах недвижимости — и если еще несколько лет назад зеленый закрытый двор был роскошью, то сегодня это уже фактически стандарт.

Особая атмосфера

Превратившись в норму, зеленый двор перестал быть конкурентным преимуществом отдельных девелоперов: обустроенные площадки появились практически у всех участников рынка. В попытке выиграть у конкурентов с минимальными финансовыми потерями, компании начали вкладываться в благоустройство: даже в экономклассе появились ландшафтные парки с малыми архитектурными формами и дизайнерским освещением, а типовые детские площадки уступили место веревочным городкам и канатным дорогам. Например, на территории комплекса «Саларьево Парк» от ГК «ПИК» появилась детская площадка в стиле оригами с настоящим ручьем, тарзанкой, музыкальной дорожкой и башней с часами.

А в одном из кварталов микрорайона «Академический» в Екатеринбурге есть двор, оформленный с помощью дополненной реальности: если навести камеру на стену с граффити, можно принять участие в виртуальных спортивных состязаниях. Такая тенденция наблюдается и в других странах СНГ. Например, в жилом квартале «Пирс» под Минском мы разместили ландшафтно-скульптурную композицию «Море рядом»: 12 бронзовых чаек расположились на берегах декоративного канала как символ гармонии с природой и морской романтики.