Фото: William Gottlieb / Corbis via Getty Images
Фото: William Gottlieb / Corbis via Getty Images

Буллинг онлайн и офлайн

Когда речь заходит о безопасности в школах, первое, что приходит на ум, — это защита от вооруженных нападений, таких как в Казани. Однако помимо физической существует угроза психологическая. 

Как бы парадоксально это ни звучало, но школьников нужно защищать от самих себя. По данным фонда «Шалаш», 4,5 млн российских детей в возрасте 7–18 лет проявляют так называемое «трудное поведение». За этой фразой скрывается в том числе агрессия в отношении сверстников, которая травмирует их физически или морально.

К началу учебного года опубликована свежая статистика от бывшего детского омбудсмена Анны Кузнецовой: 55% детей в России сталкиваются с буллингом, при этом треть из них не рассказывает об этом. В интернете психологическое насилие тоже распространено: так, 48% детей в возрасте 14–17 лет становились жертвами шантажа в сети, а 44% — получали агрессивные сообщения. За помощью к родителям обратился только каждый шестой.

Медиация и трекинг

Буллинг часто незаметен для взрослых. Если в младших классах агрессия проявляется физически, а значит, родителям и учителям проще обратить внимание на ее последствия, то по мере взросления детей она все больше смещается в психологическую плоскость. Как правило, активная травля в среде сверстников начинается в 11–14 лет. В этом возрасте дети неохотно делятся проблемами со взрослыми.

Жертва часто остается наедине со своими переживаниями, продолжая страдать от травли, в то время как агрессор продолжает прежнюю линию поведения. Проблему пытаются решить разными способами:

  • Детей учат не оставаться в стороне, привлекая к участию в службах медиации, которые активно создают в российских школах. Однако до сих пор эта новая технология решения конфликтов так и не заработала в полную силу, как показала недавняя проверка в регионах. Скорее всего, дело в нехватке профессионалов. За последний год число школьных психологов увеличилось примерно на 5%, но их по-прежнему недостаточно для исправления общей ситуации с буллингом.
  • Для детей проводят антибуллинговые программы (например «Каждый важен»), направленные на потенциальных свидетелей травли: дети осознают проблему, учатся сопереживать, противостоять буллингу и правильно общаться.  Есть также аналогичные циклы для учителей и родителей, которые помогают взрослым осознать свою роль в решении конфликтов и научиться основам медиации.
Фото: Maurice Ambler Picture Post Hulton Archive / Getty Images
Фото: Maurice Ambler Picture Post Hulton Archive / Getty Images

Роль учителя

Буллинг — проблема комплексная, ее невозможно решить механически, например с помощью слежки. Важно, чтобы взрослые выстраивали доверительные отношения с детьми. Как это сделать? Вот несколько практических советов:

  1. Больше говорите о том, что травля — это однозначное зло. Объясните, что конкретно подразумевает под собой буллинг, дешифруйте это абстрактное для детей понятие: это то, что направлено на одного и того же человека; за него редко кто-то заступается, он в меньшинстве против большинства. Не стоит употреблять эвфемизмы: называть травлю «проблемой» или «ссорой с одноклассниками». Буллинг — это насилие, и его необходимо осуждать, как любое насилие. Нужно апеллировать к моральному чувству учеников: задавать им вопросы о том, что они думают о пытках, и ставить боль от травли в один ряд с причинением физической боли.
  2. Четко объясните, где проходит граница шутки. Дети часто не понимают, что шутка — это когда смеются вместе, а не над кем-то. Можно привести несколько примеров шуток и попросить отличить насмешку от безобидного юмора, который, в отличие от травли, не преследует цели причинить кому-нибудь боль.
  3. Разговаривая с детьми, обозначьте проблему как групповую. Например, заметив признаки травли, педагог обращает внимание класса на инцидент, описывая его от первого лица множественного числа: «мы столкнулись с травлей, давайте вместе решим, что с ней делать» вместо «перестаньте обижать Петю, иначе вас накажут».
  4. Вербально обозначьте свою причастность, неравнодушие, говорите о том, что учителю не все равно. Постарайтесь выделить пять минут после урока на то, чтобы любой ученик мог подойти и рассказать о буллинге. Чаще говорите о том, что борьба с несправедливостью — это достойное уважения качество и однозначно хороший поступок, а не донос или ябедничество.
  5. Вовлекайте в обсуждение весь класс. Пусть каждый ученик предложит новые правила, которые позволят группе существовать в безопасности. После можно проголосовать и коллективно принять «законы» класса, оформив их на большом листе и попросив каждого поставить под этим «социальным контрактом» свою подпись.
  6. Ищите позитивные сдвиги в групповом поведении детей и говорите об этом вслух. Например, можно завести еженедельный «термометр группы» с успехами и слабыми местами. Чтобы показать достижения и мотивировать учеников развивать позитивное поведение, можно сравнивать текущие результаты с прошлыми. В этом помогут регулярные обсуждения, были ли на текущей неделе эпизоды травли. Если ситуация ухудшилась, нужна терапия: ею может стать совместный просмотр фильмов «Повелитель мух» или «Чучело» (для младших классов — «Гадкий утенок»). Важно при этом фокусироваться не на жалости к объекту травли, а на ограниченности ее зачинщиков. Дети должны понять, что буллинг — это не круто.
  7. Проблема должна быть видимой. Например, для учеников начальной школы можно придумать особый знак, который будет обозначать, что с ребенком обошлись несправедливо. Когда сказать о буллинге трудно, помогут невербальные сигналы вроде скрещенных над головой рук. Старшеклассникам можно дать отдельную электронную почту, куда они смогут написать об эпизодах буллинга, или завести ящик для анонимных писем.

Не навреди: чек-лист нежелательных действий

Есть несколько стандартных реакций взрослых на травлю, которые только усугубляют ситуацию. Как точно не нужно делать: 

  1. Ждать, что буллинг самостоятельно прекратится. Детям сложно опираться на собственные моральные ориентиры и идти против группового давления. Задача учителя — наставить школьников на правильный путь.
  2. Искать причину психологического абьюза. Дети выдают себе индульгенцию на насилие, просто объявив кого-то «не таким». Взрослые должны фокусироваться только на способах искоренения травли.
  3. Акцентировать внимание на жалости. Это может унизить жертву или подкрепить ее беспомощность. Лучше сфокусироваться на установлении новых правил существования группы.
  4. Побуждать меняться только жертву. Слыша фразы «Научись ладить с остальными», «Подумай, как ты можешь измениться», пострадавший от буллинга ребенок понимает, что он один на один с проблемой, и осознает свою незащищенность.

Буллинг — явление очень распространенное, и как бы ни велик был соблазн закрыть на него глаза или ограничиться наказаниями постфактум, бороться с ним можно только превентивно. Родителям стоит инициировать в школах обсуждение политики и комплекса мер против травли, тем более что соответствующие методические рекомендации существуют, и любое учебное заведение может постараться их внедрить. Домашняя обстановка также имеет огромное значение: необязательно ежедневно обсуждать травлю, но можно в целом учить ребенка принятию.

В материалах Августовки — больше информации по этой теме, а также записи лекций и мастер-классов, посвященных вопросам безопасности школьников. 11 ноября 2021 года состоится Всероссийская онлайн-конференция «Безопасный интернет»: что нужно знать школьникам и учителям», которую проводят образовательная онлайн-платформа «Учи.ру», VK и «Сферум». На конференции эксперты поделятся практическими рекомендациями по безопасной работе с цифровыми ресурсами в интернете и готовыми решениями для устранения кибербуллинга среди учеников. Все лекции будут доступны участникам бесплатно после регистрации на сайте.

Подготовила Мария Сотникова, руководитель онлайн-проектов «Учи.ру»