Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

У «омикрона» 50 мутаций

Такого количества мутаций не было ни у одного другого штамма — даже у «дельты», которая ранее считалась самой заразной. Более 30 мутаций ученые квалифицируют как «очень опасные» — они «атакуют» важнейший для защиты организма ген S-белка (спайк-белка).

Как «работают» эти мутации? Чтобы защитить организм от вируса, антитела прикрепляются к спайк-белку. Но из-за того, что мутации меняют форму этого белка, антитела «путаются» и даже «теряют свою липкость». Поэтому, считают ученые, против «омикрона», вероятнее всего, неэффективна большая часть антител, которые выработались у человека после перенесенной болезни или сделанной прививки.

Некоторые мутации, которые выявили у «омикрона», раньше напрямую связывали с ухудшением «работы» антител при заражении другими вариантами COVID-19.

Риск повторного заражения при омикроне выше вдвое

Под повторным заражением в исследовании понимается ситуация, когда человек получает положительный результат ПЦР-теста через 90 дней и позже после прошлого заражения. При этом ученые оценивали не то, насколько часто «встречаются» такие повторные заражения, а вероятность повторного заражения тем или иным штаммом.

Исследователи пришли к выводу, что вероятность повторного заражения «омикроном» оказалась выше, чем другими штаммами — причем как минимум в два раза. О чем это говорит? Ученые напоминают, что чем чаще в популяции заражаются повторно, тем быстрее распространяется вирус.

Что еще известно об «омикроне»

4 декабря вышел еще один отчет об «омикроне» — его подготовили в больнице Стива Бика округа Претории, где случилась первая вспышка этого штамма. В исследовании говорится, что:

  • летальность (процент умерших от количества заразившихся) в больнице снизилась в 2,5 раза: с 17% до 6,6%;
  • 80% госпитализированных — люди моложе 50 лет, при этом 19% — дети в возрасте до 10 лет;
  • в больнице они проводят меньше времени, чем раньше: около трех дней вместо прежних девяти;
  • «кислородная поддержка» понадобилась 33% госпитализированных.    

При этом к отчету у социологов осталось много вопросов, связанных, например, с «недостаточностью данных» и «нерепрезентативностью выборки». По мнению аналитика данных Александра Драгана, исследование «обнадеживает лишь поначалу — если сильно не вчитываться». Например, как отмечает эксперт, заболевшим «омикроном» кислород требуется почти в два раза чаще, чем тем, кто болел другим вариантом COVID-19 (33% против 18%).  

Подготовила Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь