Фото: Киселев Сергей  / Агентство «Москва»
Фото: Киселев Сергей / Агентство «Москва»

Аргументы властей

1 июня 2013 года в Москве была введена платная парковка внутри Бульварного кольца, тариф на нее составлял 50 рублей/час. В декабре того же года зону расширили до Садового кольца, причем между ним и Бульварным установили 60-рублевый тариф, а внутри бульваров подняли ценник до 80 рублей. 

Летом 2014-го платную зону распространили до Третьего транспортного кольца. В 2015-м улицы с платной парковкой появились между ТТК и МКАД. В 2016 году был введен дифференцированный тариф — от 50 до 200 рублей в час, причем максимальный ценник действовал на улицах, где днем отсутствовали парковочные места. Тариф менялся еще несколько раз. С 5 апреля 2021 года минимальная стоимость дневной парковки в ЦАО составляла 80 рублей, на наиболее загруженных 492 улицах города — 380 рублей в час.

С 24 декабря стоимость дневной парковки повышается на 53 локациях Москвы. Например, на Большой Никитской, Новом Арбате и Театральной площади дневной тариф составит 450 рублей. Дептранс утверждает, что это «необходимая мера», так как текущий ценник почти не оставляет на этих улицах свободных мест для стоянки. Чиновники оправдывают повышения ценника на 70 рублей и тем, что введение платной парковки в Москве уже разгрузило дороги центра, так как среднее время стоянки на одном парковочном месте сократилось в шесть раз. Власти города говорят, что платная парковка помогает расставить транспортные приоритеты в Москве: на первом месте — комфорт пешеходов, на втором — общественный транспорт и только затем автомобили.

«Ущемление прав автомобилистов»

«Про транспортные приоритеты я слышал еще 10 лет назад», — сказал в беседе со «Снобом» координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. Он отметил, что еще до введения платной парковки в ЦАО было меньше автомобилей, чем за его пределами. И это связано не с тарифами за стоянку, а с тем, что «людям просто удобнее добираться до центра города на метро, потому что туда ведут почти все его ветки». Шкуматов отмечает, что предыдущие повышения цен на парковку еще больше вытеснили личные автомобили из центра Москвы. «Обратите внимание: на большинстве парковок по 380 р/ч большая часть машин — это каршеринг. Причем некоторые парковки заполнены машинами каршеринга на 100%». Люди, которые пользуются сервисами краткосрочной аренды автомобилей, за парковку не платят. При этом годовой тариф в приложении «Парковки Москвы» для личных автомобилей составляет 370 тыс. рублей в год. Он позволяет парковаться бесплатно в течение года на всех улицах города.

Координатор «Синих ведерок» говорит, что из-за высоких цен на стоянку центр Москвы становится местом не только для арендованных машин, но также для такси и владельцев «ультрадорогих» автомобилей. «Последним на 450 рублей [тарифа за час] — пофигу», — считает Шкуматов. 

Таким образом, по его словам, многим москвичам центр города нужен все меньше и меньше — часть компаний переводят свои офисы в район ТТК или за его пределы, а сам ЦАО превращается в округ для чиновников и в «бухачечную» — люди, которые выпивают, не пользуются личным транспортом, они садятся в автобусы или метро, вызывают такси или арендуют самокаты (за езду на самокате в состоянии алкогольного опьянения штрафуют.Прим. ред.)».

При этом Шкуматов отмечает, что высокий ценник на парковку является ущемлением прав многих автомобилистов, но большинство из них не готовы отстаивать свои права. «В 2016 году на митинге против платных парковок на Пушкинской площади было всего две тысячи человек. Это при том, что в городе примерно три миллиона активных автомобилистов». 

Фото: Киселев Сергей  / Агентство «Москва»
Фото: Киселев Сергей / Агентство «Москва»

«Вытесняют халявщиков»

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор ВШЭ Михаил Блинкин в разговоре со «Снобом» призвал не ориентироваться на мнение Шкуматова. Профессор уверен, что платную парковку ввели не для вытеснения автомобилистов, а для того чтобы приучить москвичей разумно пользоваться транспортом: «У меня вызывает большие сомнения, что для человека, который платил 380 рублей [в час], ценник в 450 рублей станет пугающим. Но платной парковкой можно регулировать транспортное поведение людей». Блинкин говорит, что, когда стоянка в ЦАО была бесплатной, ездить на машине на работу было дешевле, чем на метро, — до 2013 года, когда в городе стали вводить плату за парковку, 15-километровая поездка на автомобиле стоила дешевле, чем два билета (туда и обратно) на наземном транспорте. По данным мэрии, с 2012 по 2018 год благодаря платным парковкам средняя скорость автомобилей увеличилась на 12%, а машин в пределах Садового кольца стало меньше на четверть.

По мнению профессора, с введением платной парковки москвич подумает, каким транспортом ему выгоднее добираться до центра: «Если у человека запланирована деловая встреча, то 450 рублей за час — это нормальная трата. А если человек собирается в центр на весь день, то он даже за 30 тысяч в месяц не будет машину там весь день держать, — поясняет Блинкин. — Поэтому вытесняют не владельцев личных машин, а скорее халявщиков — людей, которые не могут заплатить за парковку, но которым понты не позволяют сесть в метро».

Другие изменения

Кроме парковок, в Москве с нового года подорожает проезд на общественном транспорте. Разовая поездка по «Тройке» вырастет с 42 до 46 рублей, а цена безлимитной «Тройки» на 30 дней поднимется с 2245 до 2360 рублей. Кроме того, после 1 января может подорожать и бензин — по данным РИА «Новости», его цена может вырасти на 12–15 копеек за литр.

Подготовил Алексей Синяков

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь