Иллюстрация: Мария Аносова
Иллюстрация: Мария Аносова

Инвесторы обращают внимание на рынок предметов роскоши (включая коллекционный алкоголь) не в первую очередь, однако они охотно вкладывают в него деньги для балансировки своих портфелей. Понятно, что прежде всего этот рынок несопоставим с фондовым или финансовым по масштабам. Именно поэтому инвестиции в этот сектор относят к так называемым «альтернативным», наряду с недвижимостью или венчурами. И тем не менее из всех альтернативных инвестиций именно сегмент коллекционного алкоголя показывает в последние годы наиболее бурный рост. К примеру, согласно отчету Knight Frank за 2020 год, продажи элитного виски за десятилетие выросли на 564%, значительно опередив по темпам автомобили, сумки и предметы роскоши, вместе взятые. В том же самом году на аукционе Sotheby’s в Лондоне бутылка The Macallan 1926 года ушла за 1,5 млн фунтов, поставив таким образом мировой рекорд цены на виски. Инвестиции в вино также вошли в пятерку мировых лидеров (+120%).

Инвестиции в коньяк замыкают тройку инвестиционных алкогольных продуктов, и тому есть несколько причин. Связаны они прежде всего с модой на потребление: долгие годы здесь безусловным лидером было вино (в конце прошлого века в Лондоне появилась даже специальная винная биржа — The London International Vintners Exchange), но в последнее время, благодаря рынкам Азии, его все увереннее теснит виски: подарок в виде дорогой бутылки этого напитка стал чуть ли не обязательным атрибутом деловой жизни в Китае и других странах этой части света. Кроме того, здесь особенно ценится продукция прекративших работу вискикурен — а таковых сотни в одной только Шотландии. Популярность крепких напитков, по мнению амбассадора российского коньяка «Коктебель» Дмитрия Чаплыгина, дополнительно обусловлена еще и тем, что они, в отличие от вина, не требуют особых условий хранения (главное — исключить попадание прямых солнечных лучей) и перевозки: известно, что самые дорогие сорта вина даже не рекомендуется перевозить в самолете из-за перепадов высоты и давления.

Иллюстрация: Мария Аносова
Иллюстрация: Мария Аносова

С коньяком ситуация сложнее. Да, рекорды есть и здесь, но связаны они чаще всего не с самим напитком, а с его внешней оболочкой. Например, стоимость одной коллекционной бутылки Henri IV Dudognon Heritage Cognac Grande Champagne доходила до 3,4 миллиона долларов, но в эту сумму входит и стоимость самого графина в 8 килограммов весом, из которых половина приходилась на платину и золото высшей пробы. В целом, помимо моды, в этом сегменте нет каких-то закономерностей в прогнозировании цены и спроса, причем для инвестиционного коньяка важен задокументированный рост цены на протяжении нескольких лет. Инвесторов также привлекает, что в коньяке для инвестиций купажи исключены, такой коньяк должен быть произведен желательно из одного сорта винограда (в случае с Францией — сорта Ugni Blanc). Традиционно популярными считаются напитки из винограда урожайных годов XIX века, особенно произведенные до середины столетия, когда большинство французских виноградников было уничтожено филлоксерой. Однако практически все аналитики рынка обращают внимание на недооцененность коньяка и, в силу этого, на перспективность для вложения в него денег, поскольку уже в рамках десятилетия можно ожидать выравнивания ценовой диспропорции с «конкурентами».

Важно подчеркнуть еще один аспект. В отличие от инструментов традиционных рынков (тех же «голубых фишек» — наиболее ликвидных и надежных компаний со стабильными показателями доходности, или нефтяных фьючерсов), объекты инвестиций в раритетный алкоголь можно просто употреблять по их первоначальному назначению. Эксперт алкогольного рынка, автор книги «Новейшая истории России в 14 бутылках водки» Денис Пузырев рассказал «Снобу», что в Европе и США это достаточно распространенная практика, результатом которой является «вымывание» с рынка определенного количества дорогого алкоголя из лимитированных партий, в результате чего сразу возрастает стоимость оставшегося на рынке. К тому же таким способом можно инвестировать в собственный имидж и авторитет в деловых кругах. Представьте себе лица партнеров по бизнесу, на вечеринке с которыми вы непринужденно ставите на стол тот же самый коньяк, который пил последний (до революции) французский монарх Людовик XVI или первый французский же император Наполеон. И все это за «смешную» сумму — 10–20 тысяч фунтов. Можно предположить, что такое party через какое-то время принесет вам сумму, несопоставимую с первоначальными вложениями в его организацию. В этом смысле на первый план выходят не инвестиционные (в классическом понимании этого слова), а коллекционные свойства напитка. Что выглядит особо привлекательным для российских инвесторов.

Иллюстрация: Мария Аносова
Иллюстрация: Мария Аносова

Дело в том, что в России запрещены продажи алкоголя одним физлицом другому, его можно только коллекционировать, дарить или употреблять самому. Продажа — прерогатива исключительно юрлиц при наличии лицензии. Вот почему инвесторы из России, которые решили вложить деньги в коньяк или вино, вынуждены делать это на иностранных торговых платформах, без какой-либо перспективы ввезти приобретенный ими напиток сверх таможенных норм (без специальной лицензии и уплаты пошлин, делающих такую инвестицию просто нерентабельной). Если же речь идет о коллекционировании, то здесь запретов нет. Но что выбрать? Обычный коньяк или виски для коллекции не годятся, ценятся специальные лимитированные серии, а сам напиток до своей продажи должен выдерживаться в определенных условиях и при определенной температуре.

Дмитрий Чаплыгин рассказывает, что в России производятся собственные сорта коньяка, сопоставимые с французскими по способу их производства, качеству и органолептическим показателям. «Речь идет о продукции предприятий полного цикла — от выращивания собственного винограда до выпуска конечной продукции — к примеру, российский коньячный дом ”Коктебель”, старейший в России. Производственные процессы на российском заводе не отличаются от европейского: дистилляция коньяка производится методом двойной перегонки на французских аламбиках, а особенности местности (вулканические почвы) благоприятно влияют на вкус винограда. Благодаря этому, — говорит Чаплыгин, — “Коктебель” создает в том числе и эксклюзивные коньяки, например, из спиртов 60-летней выдержки».

Есть еще одна возможность для инвестиций и коллекционирования, популярная за рубежом, но практически неизвестная в России, о которой «Снобу» рассказал Денис Пузырев: бочка коньяка покупается в момент закладки в нее спирта, напиток выстаивается нужное число лет (хоть три, хоть 50), по прошествии которых разливается по бутылкам. Понятно, что инвестиционная стоимость такого коньяка будет несоизмеримо большей, чем на начальном этапе. Главное, чтобы к моменту реализации российские коллекционеры или инвесторы получили законодательную возможность свободно продавать и покупать такой продукт на рынке.