Фото: © Собрание А. Добровинского
Фото: © Собрание А. Добровинского

За глаза ее все звали «Любочкой». Ей уже было много лет. И по статусу и по положению ей полагалось быть «Любовью Петровной». Но эта ласковая, милая, опереточная «Любочка» продолжала незримо присутствовать где-то за кадром, за всеми ее званиями, орденами и медалями. 

«Маленькая собачка до старости щенок», — шутила она, когда все удивлялись ее малому росту и моложавому виду. По нынешним стандартам, Любочка была совсем крошка — 1 метр 58 сантиметров. Это Григорий Александров научился так выставлять свет, что на экране она казалась вполне себе высокой. «У Орловой всегда были хорошие операторы», — завистливо вздохнет Рената Литвинова. 

Любочке никогда не могли простить, что у нее все было самое лучшее: и наряды, и операторы, и экранные партнеры, и дача во Внуково, где никогда не пахло едой. Сама она почти ничего ела, а Александрову привозил котлетки в кастрюлях из Москвы персональный водитель. 

Вообще у них был странный, совсем не советский брак. Ни детей, ни близкой родни, ни гостей. Никаких шумных застолий с пирогами и водкой. В центре мироздания были только он и она. Больше им никто был не нужен. Они как будто замуровали себя в своем подмосковном поместье в образе главной пары советского кино. И никого близко к себе не подпускали. 

Все, что мы сегодня читаем о них в мемуарах, это по большей части домыслы и «чаяния народные». Правды не знает никто. Ни про ее прошлую жизнь до Александрова. Ни сколько ей в действительности было лет. Ни почему он решил сделать из нее, опереточной артистки, главную звезду Советского Союза. И как это ему удалось? 

Фото: © Собрание А. Добровинского
Фото: © Собрание А. Добровинского

«Везучая была», — скажет ее родная племянница, литератор и драматург Нонна Голикова. В старину еще говорили с уважением слово «фарт». А Любочка была фартовая. 

Есть женщины, которые умеют себя так поставить — им все на подносе. А дальше только от них зависит, чтобы содержимым этого подноса правильно распорядиться. Любочка сумела распорядиться на все сто: и своим скромным драматическим талантом, и обаятельным, но невеликим голосом, и дворянской благородной породой, и балетной осанкой. Она сумела извлечь из всей суммы данных, поначалу не суливших ей ничего, кроме ролей второго плана, максимум возможного. И даже больше! Но для этого надо было обладать ее стальной выдержкой и невероятным, нечеловеческим честолюбием. 

Маленькая железная женщина, она бесстрашно шла на таран советской системы. У нее не было вариантов: или сгинуть во тьме безвестности, как большинство ее родственников и знакомых, или вознестись на невиданную высоту. 

Она, страшно боявшаяся толпы, будет ее идолом и любимым божеством. Она, физически не переносившая яркого света, страдавшая от светобоязни, полжизни проведет под ярчайшими софитами и прожекторами, демонстрируя чудеса стойкости и выдержки. Она, люто ненавидевшая советскую власть, станет самой главной и самой яркой советской звездой. 

Однажды мне довелось держать в руках ее письма, адресованные известной журналистке Татьяне Тэсс. Это были личные, хотя и довольно сдержанные послания, выдававшие осторожного, застегнутого на все пуговицы человека. Ничего особо откровенного в них не было. Удивил почерк. Абсолютно мужской. Почти без наклона. Идеально подходящий для резолюций на министерских бланках. Женщины пишут по-другому.  

Как говорил Маяковский о Лиле Брик: «Ты — не женщина. Ты — исключение». Любочка тоже была исключением. Александров это понял первым. Впрочем, это знание ему обошлось не так дорого, как Маяковскому. 

Фото: © Собрание А. Добровинского
Фото: © Собрание А. Добровинского

Дальше все слишком хорошо известно. Какой смысл перечислять фильмы, которые и так все знают наизусть! Марион Диксон, парящая под куполом цирка, — это Голливуд чистой пробы. Таня Морозова, готовящаяся сразиться с тремя сотнями прядильных станков, — привет «Триумфу воли» Лени Рифеншталь. Наконец, салонная игра в двойников в «Весне» — чистый сталинский ампир, который и сегодня ошеломляет своей эстетический смелостью и новизной. 

Дальше, правда, пошли провал за провалом, завершившиеся несчастным «Скворцом и Лирой», спрятанными от глаз и всеобщего позора. Когда я поинтересовался, кем все-таки было принято решение закрыть фильм, бывший генеральный директор «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов только развел руками: «Так ведь Люба же и закрыла!» Она и здесь проявила железную волю. Увидела на экране просмотрового зала в Госкино маразм своего мужа, вырядившегося в генеральскую папаху, и себя с забинтованным лицом, и сказала «нет». Как умела говорить это только она, не оставляя ни малейшей возможности ее ослушаться или не подчиниться приказу. 

Фото: © Собрание А. Добровинского
Фото: © Собрание А. Добровинского

Александров ее боялся. Обожал и боялся. Другие трепетали. Все знали, что она может позвонить Сталину. Что у нее есть его прямой номер. Но она никогда ему не звонила. Это Александров придумал, что они с вождем часами говорили по телефону о судьбах мира. На самом деле они виделись-то всего пару раз на официальных приемах в Кремле. Один раз Сталин подвел к ней маленькую девочку-таджичку: «Мамлакат не верит, что я знаком с самой Любовью Орловой». Рысьи глаза весело искрятся от удачной шутки. Толпа прихлебателей угодливо смеется. Орлова лучезарно улыбнулась и пожала влажную от волнения ладошку девочки-стахановки.

Детей Любочка не любила. Своих у нее не было. Она не хотела или не могла. Никто не знает. Но доподлинно известно, что когда умерла первая жена Александрова, Орлова не захотела, чтобы пасынок Дуглас поселился вместе с ними. Официальная версия: Любочке надо готовиться к съемкам, или ей надо отдыхать от съемок — уже не важно…

Мальчика отдали в детский дом. С ним будет все сложно. В конце концов он загремел в тюрьму. И Александров тогда чуть не сошел с ума страха. Боялся, что после Дугласа придут за ним. 

Фото: © Собрание А. Добровинского
Фото: © Собрание А. Добровинского

Говорят, что всю осень 1952 года Любочка методично жгла в камине на даче документы и письма, которые хоть в какой-то мере могли бросить на них обоих тень. Она знала, что неприкасаемых в этой стране нет. Перед ее глазами были судьбы Лидии Руслановой, Зои Федоровой, Татьяны Окуневской. Никакая всенародная любовь и слава не спасли их от ареста и лагерного барака. 

В марте 53-го «сдох тиран» (это цитатно ее слова), и Дугласа выпустили. Правда, ему пришлось поменять имя. Он стал Василием Александровым, каких миллионы. Запоздалый реванш за обиды и травмы, перенесенные им в детстве, возьмут его сын Григорий и жена Галина. Уже после смерти Василия, чтобы без помех получить право на наследство, Галина выйдет замуж за больного, старого, страдающего деменцией Александрова, а внук Гриша, завладев дачей и квартирой на Большой Бронной, будет по дешевке распродавать их архив. То, что с его точки зрения, не представляло никакой ценности, он просто выбрасывал на помойку. Жители элитного дачного поселка Внукова время от времени находили там Любочкины фотографии, письма и почетные грамоты. 

По счастью, сама она до всего этого не дожила. Последние десятилетия Орлова спасалась театром. Можно сказать, откуда пришла, туда и вернулась. Но в Театре им. Моссовета она ощущала себя скорее гостьей. Той самой гостьей, от которой потом долго держится аромат французских духов, дорогих импортных сигарет и остаются недоеденные шоколадные конфеты. 

В театре ее любили. Евгений Стеблов рассказывал, как однажды он проходил мимо цветочницы с букетиками ландышей и вдруг вспомнил, что сегодня у Любочки спектакль. И невольно бросился скупать эти ландыши, чтобы принести ей в театр. Она была тронута его ландышами до слез. Хотя была совсем не слезлива. В Театре им. Моссовета имелась своя хозяйка, народная артистка Вера Петровна Марецкая. Между собой ее звали ВэПэ. Она зорко следила, чтобы Любочке не доставалось больше аплодисментов, цветов и ярких ролей, чем ей самой. Долгое время дамам удавалось сохранять дипломатический паритет. До прямого конфликта дело дошло уже под конец, когда обе были смертельно больны и понимали, что времени осталось им чуть-чуть. 

Последняя битва развернулась за роль «Странной миссис Сэвидж». Общеизвестно, что первоначально ее играла и с огромным успехом Фаина Георгиевна Раневская. Но потом, как гласит легенда, под влиянием минуты и траурного настроения из-за безвременной кончины своего партнера по спектаклю Вадима Бероева, Фуфа шикарным жестом подарила эту роль Орловой. 

Фото: © Собрание А. Добровинского
Фото: © Собрание А. Добровинского

Думаю, подсознательно она рассчитывала, что опереточная Любочка не справится с ролью сумасшедшей старушки, которую родственники отправляют в дурдом. Да и вообще, как можно было играть после Раневской! Но произошло чудо, в которое никто в театре не верил. Орлова сыграла. И сыграла прелестно. Кажется, она была создана для легкой западной комедии и мелодрамы. 

Подростком-восьмиклассником я был на одном из последних ее спектаклей, и могу засвидетельствовать — это была настоящая леди. Хрупкая, маленькая леди в голубоватом парике с детским плюшевым мишкой в руках. Поначалу совершенно потерянная и несчастная, потом как будто немного оттаявшая от холода жизни, чтоб уже во втором акте предстать самой собой — очаровательной, ироничной, блестящей дамой, которая никогда не сдается. 

«Первый раз, когда я увидела своего мужа, я ехала верхом на лошади. И он сказал мне: “Черт возьми! Вы хорошо держитесь в седле!” И я сразу поняла, что он меня любит», — ключевая фраза, на которую влюбленный зал мгновенно отзывался аплодисментами. И я помню, как она уходила со сцены в печальной полутьме под песню Нэта Кинг Коула «There was a boy / A very strange, enchanted boy / They say he wandered very far / Very far, over land and sea». Вся несбыточность американской мечты, весь голливудский сон, который они так хотели когда-то с Александровым воплотить в своих фильмах, на мгновенье оживал в этой мизансцене с одинокой женской фигурой, медленно удаляющейся во тьму.

Фото: © Собрание А. Добровинского
Фото: © Собрание А. Добровинского

Без сомнения это был успех. Последний успех Орловой под занавес огромной жизни и карьеры. Разумеется, ее завистникам с этим трудно было смириться. Вскоре эту роль ВэПэ забрала себе, даже не поставив об этом в известность Орлову. Просто взяла как чужую шубу из гардероба, надела и пошла себе дальше. Такое случается в театре, такое случается в жизни… 

Кажется, я был как раз на том спектакле, который Любочка буквально вырвала у Марецкой, задействовав все свои связи и тяжелую артиллерию в виде звонка от самого министра культуры Демичева. Но силы были неравны. Права на телевизионную версию «Странной миссис Сэвидж», за которую бились обе артистки, остались за Верой Петровной. 

Фото: © Собрание А. Добровинского
Фото: © Собрание А. Добровинского

Все эти борения смешно запечатлел в своей фотографической серии Владик Мамышев-Монро, включая финальную мизансцену с прощанием у гроба Орловой. Он только не слышал слова, сказанные Марецкой почти с обидой, когда провожали в последний путь ее соперницу: «И тут она первая». 

… В тот январский день на площади Маяковского народу было не протолкнуться, как на похоронах Сталина. Движение на улице Горького было остановлено. Очередь к Театру им. Моссовета растянулась вдоль всего Садового кольца почти до площади Восстания. «Мэри верит в чудеса, Мэри едет в небеса»… 

Кажется, Москва так не прощалась ни с одной своей актрисой. Никто этого не ожидал. Никто не думал, что Любочку все еще так любят. За что? Почему? Кто знает! О, если бы кто-нибудь мог объяснить, что такое Любовь! 

Автор и редакция проекта «Сноб» благодарят Александра Добровинского за предоставление уникальных фотографий Любови Орловой из личного архива.