Семь олигархов, которые решали судьбу России
Где теперь те семь банкиров, семь братьев-олигархов, которые, согласно определению одного из них, Бориса Березовского, правили страной? У которых когда-то все было схвачено. И правда, где?
-
- Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
- Слева направо: председатель совета директоров «Столичного Банка Сбережений» Александр Смоленский, председатель совета директоров банка «МЕНАТЕП» Михаил Ходорковский, глава холдинга «Медиа-Мост» Владимир Гусинский в главном офисе банка «МЕНАТЕП»
В середине 1990-х Россия стояла на коленях. Список всемирных миллиардеров журнала «Форбс» казался недостижимой для страны вершиной, госчиновники донашивали костюмы с лейблом фабрики «Большевичка», и даже милицейские чины рассекали на «Жигулях». Кризисы 1998 и 2008 годов были еще впереди. Страшно подумать: никто не сидел в тюрьме по высочайшему повелению и впервые со времен князя Курбского политическая оппозиция не чувствовала нужды скрываться за границей.
Тогда-то, в то ужасное время, и появился термин «семибанкирщина», главным образом благодаря интервью Березовского лондонской Financial Times, опубликованному 1 ноября 1996 года. Там он хвастнул, что более 50% российских экономических ресурсов находятся в руках всего лишь семи финансовых олигархов, которые не только контролируют экономику, но и решают политические проблемы страны.
Эти семеро смелых выросли из банковского сектора, возникшего еще на закате СССР, но реальные активы они получили во владение в результате программы залоговых аукционов (или, как ее более точно называют по-английски, loans for shares). После 1995 года в их руках оказалась существенная часть природных богатств страны, в частности нефть и цветные металлы, хотя до поры до времени, благодаря отсталости советской промышленности и низким ценам на нефть и сырье, это не было так важно. Олигархи начали активно создавать диверсифицированные деловые империи, а также скупать и строить медийные холдинги: ТВ, газеты, журналы и эту странную новую сферу влияния на мозги — интернет.
Историческое предвидение Владимира Ленина, с таким треском провалившееся в отношении западного капитализма, в новорожденном российском сбывалось прямо на глазах. Финансовый капитал срастался с индустриальным, все богатство страны концентрировалось в руках малочисленной элиты, народные же массы беднели и роптали. Поскольку в марксизме экономика всегда главнее политики, и олигархи политиков не только должны были покупать, но и назначать и смещать по первой прихоти, никакого выхода из этого тупика не предполагалось — кроме, конечно же, пролетарской революции под руководством коммунистов. Коммунисты и правда чуть было не победили на президентских выборах 1996 года, но тут, опять же прямо по Ленину, банкиры раскошелились на массированную предвыборную кампанию Ельцина, используя все финансовые и пропагандистские ресурсы, имевшиеся в их распоряжении, и жуткая картина президента Зюганова растаяла как дым. А вот не будь этих банкиров, лежать бы Зюганову в Мавзолее.
Тем не менее железная хватка олигархов на горле страны вскоре ослабла, но уже благодаря другому президенту. Многие из этих семи банкиров теперь оказались не у дел. Полтора десятилетия спустя из тех самых главных банкиров в списке миллиардеров «Форбса» осталось двое — Владимир Потанин и Михаил Фридман. Остальных судьба разбросала далеко. От Читы до Лондона.
- Фото: Сергей Воронин/Коммерсантъ
- Борис Березовский. 1996 год
Борис БЕРЕЗОВСКИЙ. В 1996 году это был банкир №1. Он был также самым старым из семи банкиров. В 1996 году ему как раз стукнуло 50. «Крестный отец», как его назвал покойный Пол Хлебников в своей знаменитой статье в «Форбсе». С «Форбсом» у Березовского отношения не заладились. Теперь в знаменитом списке миллиардеров он уже едва фигурирует, пропустив вперед аж 62 бывших соотечественника. Этот когда-то богатейший в России человек — теперь рядовой житель Лондона, где у него есть политическое убежище и где дороговизна жизни постепенно съедает его состояние. К тому же он беднеет еще и благодаря таким проектам, как финансирование Оранжевой революции, которые стоят недешево, а прибыль приносят ничтожную.
Березовского хорошо помнят его соотечественники, и когда память о нем несколько стирается, власти спешат напомнить о его существовании, обвиняя его во многих бедствиях страны, от техногенных до природных. Он же приложил руку к развитию розничной торговли автомобилями «АвтоВАЗ» в условиях рыночной экономики и к назначению Владимира Путина премьером Российской Федерации в 1999 году. Ранее у Березовского были хорошие отношения с Путиным, а теперь, когда они испортились всерьез и навсегда, он подружился с лидером соседней страны, президентом Лукашенко.
- Фото: ИТАР-ТАСС
- Михаил Ходорковский. 1996 год
Михаил ХОДОРКОВСКИЙ, насмотревшись на своих западных коллег, первым из олигархов понял, что если из доставшейся ему на залоговом аукционе компании ЮКОС воровать нефть, то можно быстро стать миллионером. Но зато если тот же ЮКОС превратить в открытую, современную, продуктивную компанию, то финансовые рынки еще быстрее сделают тебя миллиардером, подняв рыночную стоимость твоих акций. Не зря он, наверное, учился в Менделеевском институте. ЮКОС вскоре стал международным эталоном по-человечески управляемой российской компании. Однако российский суд это не обмануло. Суд недавно решил, что Ходорковский украл всю нефть, которую когда-либо произвел ЮКОС. Благодаря этому суду, местонахождение Ходорковского до 2017 года можно будет легко установить. Что же касается его состояния, то даже вездесущие исследователи «Форбса» не знают, как там может все повернуться. Например, российская госкомпания «Роснефть» недавно получила во владение 5% английской фирмы BP в результате сильно разрекламированного обмена акциями. А вдруг какой-нибудь суд решит, что экспроприация активов ЮКОСа в пользу «Роснефти» была делом криминальным и, следовательно, недействительным?
- Фото: РИА Новости
- Владимир Гусинский. 1996 год
Владимир ГУСИНСКИЙ владел МОСТ-Банком, но запомнился соотечественникам МОСТли как основатель прекрасного телеканала НТВ. В отличие от активов ЮКОСа, которые канули в черную дыру «Роснефти», его детище живет под своим брендом и процветает. Или во всяком случае транслирует. Жив и основанный им журнал «Итоги», хоть и выпускает его совсем иной редакционный состав. В 2000 году Гусинский стал первой жертвой перетасовки российской деловой колоды. Уже в июне того года он провел три дня в Бутырке, но был опрометчиво выпущен за границу в обмен на НТВ. С тех пор в руки российского правосудия он попадать остерегается. Гусинский, который в 1980 году окончил ГИТИС, был банкиром скорее поневоле и всегда тяготел к более творческой деятельности, например журналистике. Сегодня он владеет каналом RTVi и новостным ресурсом NEWSru. Латинскими буквами эти ресурсы пишутся неслучайно, потому что существуют они за пределами России. В 1994-м, еще до того как он стал президентом Российского еврейского конгресса, Гусинский был отмечен орденом Дружбы народов. С тех пор других российских орденов ему не давали, но и этот не отняли.
- Фото: ИТАР-ТАСС
- Александр Смоленский. 1996 год
Александр СМОЛЕНСКИЙ создал банк «СБС-Агро» и оказался единственным, наверное, чистой воды банкиром среди прежних «хозяев страны». Во всяком случае, когда в 1998 году грянул финансовый кризис, уничтоживший его банк, у него не оказалось никаких «реальных» активов, на которых он смог бы возродить свое состояние. После 1998 года он как-то сдулся. Если другие бывшие крупные банкиры остались на слуху, его как-то не видать, хотя он даже книги писал с названиями типа «Заложник» и «Зона “Рублевка”». Он остался скромным банкиром: согласно имеющейся информации, он входит в совет директоров банка «Движение». Хотя именно движения в его карьере после кризиса 1998 года и не заметно.
- Фото: ИТАР-ТАСС
- Михаил Фридман. 1996 год
Михаил ФРИДМАН — человек еще очень и очень молодой. Настолько молодой, что в 1996 году ему было всего ничего, 32 года. Его банк, «Альфа», пережил кризис 1998 года, а его нефтяная компания, ТНК, пережила слияние с BP. У Фридмана поэтому все очень и очень хорошо. От дел он не удалялся, и его от них никто не удалял. Среди российских олигархов он далеко не последний человек. Точнее третий, согласно рейтингу «Форбса». И всего лишь 42-й самый богатый человек на свете.
- Фото: ИТАР-ТАСС
- Владимир Потанин. 1996 год
Владимир ПОТАНИН основал Онэксим Банк, где, по свидетельству современников, и придумали идею залоговых аукционов. В результате которых Потанин получил компанию «Норильский никель», самого крупного на свете производителя этого металла. Сегодня Потанин владеет холдингом «Интеррос», что тоже совсем неплохо, потому что «Интеррос» в свою очередь владеет различными дорогостоящими и прибыльными активами, которые позволяют Потанину войти в эксклюзивный список журнала «Форбс». Из тех семи банкиров там находятся он и Фридман — раз-два и обчелся. Он всего лишь седьмой среди российских миллиардеров, но состояние у него нешуточное и превышает 10 миллиардов долларов. Просто сегодня, для того чтобы занимать даже вонючее 61-е место среди миллиардеров мира, нужны вот такие вот огромные деньги. Ничего не попишешь. Наследникам Потанина можно только посочувствовать. Миллиардер придерживается строгих правил и считает, что большие деньги, особенно не заработанные своим трудом, могут оказать тлетворное влияние на души его наследников. Поэтому свое состояние он намеревается целиком пожертвовать на благотворительные нужды.
У Потанина денег меньше, чем у Фридмана, у которого «Форбс» насчитал целых 13 миллиардов долларов, но зато у Фридмана нет ни одной приличной правительственной награды. А у Потанина их полная грудь. Включая орден «За заслуги перед Отечеством», которого он был удостоен за то, что помог Отечеству выиграть право на проведение зимних Олимпийских игр в Сочи. Насколько велика эта заслуга, посмотрим в 2014 году.
- Фото: ИТАР-ТАСС
- Владимир Виноградов. 1996 год
Владимир ВИНОГРАДОВ. Мнения о том, кто был седьмым в этой великолепной семерке, разделились, и некоторые утверждают, что на самом деле семерых банкиров было целых девять. Мы выбрали Виноградова, президента Инкомбанка, обанкротившегося в 1998 году. Виноградов работал в банковском деле еще в советское время, правда, в Промстройбанке СССР, который был банком довольно специфическим. Активный общественник, он создал как Московский банковский союз, президентом которого был целых 10 лет, так и Российский банковский союз. Виноградов тяжело пережил крах 1998 года, слег. Попытки вернуться и восстановить былое богатство ему не удались, и умер он десять лет спустя в возрасте 53 лет. По слухам, в бедности.

Хорошая книга на эту тему. Кроме нескольких красавцев из Вашего списка, Хофман описывает еще Лужкова и Чубайса.
Эту реплику поддерживают: