Триумфальная, 31. Митинг без происшествий: задержаны 20 человек
В Москве прошел митинг в защиту 31-й статьи российской Конституции. Разрешенная часть митинга не принесла заметных происшествий. Но рядом задержали Лимонова и 20 его приверженцев. В Нью-Йорке и Лондоне тоже митинговали
-
- Иллюстрация: Cоrbis/Fotosa.ru
Разрешенная часть митинга в Москве состояла из выступлений Людмилы Алексеевой, Бориса Немцова, Льва Пономарева, Владимира Рыжкова и других оппозиционеров.
Участники митинга признали его очень спокойным и даже скучным. Но рядом опять бушевали страсти — лимоновцев «прессовали» и задерживали прямо перед металлоискателями.
Митинг «Стратегии-31» 31 января был согласован с властями — московская мэрия приняла заявку правозащитников Людмилы Алексеевой, Льва Пономарева и координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова. Параллельно с ними заявку на митинг и шествие по Тверской подали Эдуард Лимонов, Константин Косякин и Владимир Буковский — они считают митинг правозащитников «спойлерским», поскольку его организаторы идут на компромисс с властями и сокращают заявляемое число участников. Им в согласовании было отказано.
Накануне митинга в офисе лимоновского движения «Другая Россия» прошли обыски, нескольких активистов задержали — по разным данным, от 7 до 11 человек. Их допрашивают в ОВД «Таганское» «по делу о погромах на Манежной площади», сообщило «Эхо Москвы» со ссылкой на пресс-секретаря «Другой России» Александра Аверина. О том, что организаторы «Стратегии-31» несут ответственность и за выступления националистически настроенной молодежи на Манежной, поскольку они подают пример несанкционированных уличных акций, заявляли многие представители властных структур (об этом — колонка Григория Ревзина «Футбольшисты» в журнале «Сноб»).
В понедельник во время митинга был задержан Эдуард Лимонов, а также 20 активистов «Другой России». И поскольку Лимонова задержали на подходе к Триумфальной, а остальных уже знакомым методом — вырывая из толпы, можно сделать вывод, что альтернативный митинг в каком-то виде, но состоялся.
Непосредственно перед митингом «Стратегии-31» на Триумфальной площади прошла акция по сбору донорской крови, которую организовало прокремлевское движение «Россия молодая».
Как обычно, мы вели прямой репортаж с Триумфальной.
Ставший уже традиционным митинг у российского посольства в Лондоне организаторы решили провести на день раньше, 30 января. А на Union Squore в Нью-Йорке митинговали 31 числа.

Митинг у российского посольства в Лондоне прошел не как обычно, 31-го числа, а 30-го. И в этот раз его инициаторами выступили не частные лица, а общественное движение «Говори громче!», образованное буквально на днях этими самыми частными лицами. Организаторы — 35-летний Андрей Сидельников, бывший лидер молодежного движения «Пора» и инициатор акций 31-го числа в Лондоне, Нью-Йорке и т. д и 24-летний экономист и блогер Илья Файбисович. Движение и сайт www.gromche.org презентовали на пресс-конференции 27 января в журналистском клубе Frontline, где незадолго до этого выступал Ассандж. В движении на сегодняшний день всего около десяти человек, но планы большие — объединить живущих на Западе и неравнодушных к России русских.
Дату перенесли по чисто практическим соображениям: 31-е — понедельник, и вряд ли кто-то смог бы прийти. В результате на митинг собрались примерно человек двадцать — обычно столько в Лондоне к посольству РФ и приходит. В прошлый раз в основном были девушки-студентки, а вчера — молодые юристы, экономисты, аудиторы, с серьезной карьерой, давно живущие за пределами России.
Я спросила у одного из участников нового движения — его зовут Петр, и он работает в юридической компании, — зачем ему все это нужно. Вот что он мне ответил: «Нам важно создать такую ситуацию, чтобы российский истеблишмент чувствовал себя в Лондоне некомфортно. Когда президент Зимбабве Мугабе купил в Лондоне виллу, местные журналисты очень даже заинтересовались этим фактом. Я понимаю, что Зимбабве — бывшая колония, и англичанам это ближе. Но мне бы хотелось, чтобы такое же отношение у британских журналистов было и к русским. Мы, русские, почему-то считаем, что британцы очень хорошо осведомлены о политической жизни в России, о Ходорковском. Это не так. Недавно в журнале The Economist в статье о Ходорковском я прочел отзывы читателей — там так писали: и правильно, что сидит, воровал, значит, пусть сидит».
Петр произнес речь на английском, в которой попросил участников митинга повернуться лицом не к посольству, в котором все равно никого нет в воскресенье, а к прохожим. «Они, — показал он пальцем на посольство, — не начнут нас слушать, если вот эти люди, прохожие, не заинтересуются. Очень важно, чтобы люди, живущие здесь, понимали, что на самом деле происходит в России. А происходит то, что коррумпированное правительство держит здесь, в Лондоне, свои деньги, в Англии их банкиры, в Англии учатся их дети, и, может быть, кто-то, — засмеялся он, — сегодня из них даже здесь с нами».
Акция длилась час. Транспарантов было чуть больше, чем обычно, участники говорили на английском — в результате прохожие останавливались и смотрели, что происходит. Английские дети, которых вели по той стороне улицы на прогулку в Гайд-парк, по слогам громко читали надписи на плакатах и спрашивали у родителей: «Что такое "Ходорковский"?» Кажется, впервые на русский митинг действительно обратили внимание прохожие.
Эту реплику поддерживают: Андрей Сидельников