Вечер пятницы собрал профессиональное художественное сообщество на «Винзаводе». Художники, галеристы и коллекционеры пришли взглянуть на выставки сразу двух интересных художников — Ростана Тавасиева в «Айдан-галерее» и Константина Звездочетова в XL-галерее. Выставка «Милки Вэй» Ростана Тавасиева в «Айдан-галерее» представила новый образ молодого художника-концептуалиста. Пока зал галереи был почти пуст, можно было вдоволь насмотреться на игру звезд, ракет и глубокой синевы космоса во всех одиннадцати работах Ростана. Хозяйка галереи Айдан Салахова время от времени исчезала в запасниках, где показывала что-то клиентам. В сопровождении ее правой руки Миши Хоукмана я поднялась на второй этаж галереи, в офис, где мы увидели Айдан в телевизоре. Здесь же стоят некоторые любимые вещи Айдан, в том числе старые работы Тавасиева, запомнившиеся всем, кто хоть раз их видел.

Ростан встречал гостей и охотно рассказывал идею выставки. Почти все отмечали, что знаковых для Тавасиева улыбчивых игрушек уже нет, но дело не в этом, утверждал Ростан, да и игрушки на самом деле есть.

Вскоре на выставке появились первые посетители. Член клуба «Сноб» Емельян Захаров отозвался о выставке и об Айдан исключительно в превосходной степени. Другой член клуба, продюсер Александр Роднянский, рассказал, что у Емельяна Захарова есть и критические наблюдения по поводу «Милки Вэй». Роднянскому выставка Ростана понравилась. Сам он собирает современное искусство по знакомству: многие известные сейчас художники учились с Александром в киевской школе.

В этот самый момент, неподалеку, в XL-галерее открывалась выставка Константина Звездочетова «Нормальная цивилизация». На фоне иллюминации звучала приятная музыка. Снаружи мелькали огни рекламы. Внутри живопись, яркая, как реклама «Кока-колы», украсила стены XL с пола до потолка. Одна картина даже примостилась сверху на лесах, так что увидеть ее можно только по специальному запросу. Владелица XL-галереи Елена Селина сказала, что Звездочетов называет стиль своей работы «инвайромент», и пояснила, в чем отличие экспозиции Звездочетова от традиционных в XL видео и других инсталляций.

Елена Селина рассказала, что работ могло быть еще больше, и показала картины, которые уже купили. Многие говорили, что Звездочетова имеет смысл покупать, потому что работы не очень дорогие, а художник известный. Дизайнер Ольга Солдатова, к которой я забежала в «Аксессуарную», вспомнила полумифическую историю о том, как некогда мозаику Звездочетова «Вицин, Никулин и Моргунов» галерист Владимир Овчаренко выменял на квартиру. «Вот это я понимаю! Настоящий художник, настоящие цены, настоящее искусство!» — восхищалась Солдатова. Среди тех, кто приобрел свеженького Звездочетова прямо на вернисаже, была и Айдан Салахова: она, как известно, не только галерист, но и страстный коллекционер. Новое приобретение она показала своему другу Евгению Митте.

Евгений Митта, член клуба «Сноб» и владелец галереи Paperworks, прошелся по «Винзаводу» и признал, что здесь есть что посмотреть.

Герой дня Звездочетов, которого все ждали как Деда Мороза, отправился переодеваться и должен был появиться с минуты на минуту. Наконец пришел «Дед Мороз» Звездочетов с дочкой. «Снегурочка» сразу попала в лапы «серого волка» Олега Кулика. Вокруг толпились герои современного российского искусства — Сергей Шутов, Олег Кулик, Валерий Чтак, Сергей Шеховцов.

Константин Звездочетов опять попытался было исчезнуть, но был пойман «профессиональными поклонницами искусства» и эстетично зацелован. Сохраняя присутствие духа, он наконец рассказал своими словами идею выставки, объяснив, почему не стал делать еще больше работ, как поначалу планировалось.

«Винзавод» готовился к грядущей Ночи музеев — в кассу стояла очередь, во дворе собирали некие конструкции, в одних галереях танцевали, в других картины ожидали своих почитателей, а неподалеку от «Винзавода» чуть было не случилось ДТП. Но обошлось.

Марина Федоровская