Механизмы рынка должны работать примерно так: если растет цена на некий продукт Х, то потребители стараются по мере возможности потреблять его меньше и переключаться на некий продукт Y. Например, с кофе на чай.

С бензина и мазута особенно никуда не переключишься, но цены на них тоже меняются по законам рынка. Может быть, не так быстро, как цены на другие товары. Но тем не менее цены на нефть колеблются очень ощутимо, и периоды высоких цен сменяются длительными периодами падения.

В США рынок бензина относительно свободный. На нем присутствуют многочисленные ритейлеры, не только американские и британские, но и такие, например, как российский «ЛУКойл» и венесуэльский Citgo. Заправочные станции в основном работают по франшизе, то есть ими владеют независимые операторы, которые стремятся привлечь как можно больше клиентов. Ну, а федеральный и местные налоги на бензин в США, как известно, относительно низкие, а это значит, что бензин здесь по сравнению с Канадой или Западной Европой относительно дешев. Но и амплитуда колебания цен достаточно широкая.

В последние три года цены на бензин в среднем по Америке колебались очень значительно. С трех долларов за галлон в начале 2008-го (75 центов за литр) до рекордных 4,1 доллара за галлон в середине года, когда цена на нефть поставила абсолютный рекорд. Все эти годы американцы покупали главным образом огромные внедорожники, и в результате более половины частного автопарка в стране составляли именно такие крайне неэффективные автомобили. С ростом цены на бензин американцы стали ездить значительно меньше, а заодно и покупать намного более экономные авто. Продажи маленьких легковушек и гибридов резко подскочили еще до финансового кризиса в сентябре 2008 года.

Кризис резко уменьшил цены на нефть, а цена на бензин в США упала больше чем вполовину. К декабрю галлон уже стоил около 1,75 доллара за галлон (примерно 40 центов за литр). С тех пор экономика стала вновь расти, и американцы уже год как вновь покупают свои любимые внедорожники. Хотя и значительно меньше, чем до кризиса. Спрос на гибриды остается высоким, а, например, компания GM перестала выпускать свой похабный Hummer, расходующий галлон бензина на восемь миль пути (литр на три километра).

Теперь же цены на нефть вновь выросли, хотя баррель стоит всего лишь около половины рекордной цены мая 2008 года. Но цены на бензин в США подскочили довольно сильно, до 3,15 доллара за галлон. Явно настало время более экономных машин.

В России мало кто из частников обращает внимание на эффективность потребления бензина. Хотя бензин в России стоит примерно как в США, а зарплаты все же не дотягивают. Мне кажется, что в стране бытует такое мнение: мы, мол, производители нефти, и бензин у нас должен быть дешевым. А дорогой он потому, что нефтяные компании «задирают» цену. Это, конечно, может быть лишь временным явлением, до тех пор пока их не приструнят. И премьер публично и резко их иногда приструнивает. Но, понятное дело, цены ни на какое топливо в стране не упадут, пока не будет настоящей конкуренции и не улучшится инвестиционный климат, позволяющий строить в стране нефтеперерабатывающие заводы.

А этим премьер озабочен меньше всего.