28050просмотров

Карен Шаинян: Молчание от всех болезней

Випассана — это когда ты молчишь, медитируешь и от этого становишься здоровее. Я разделял это заблуждение, пока не прошел десятидневный курс, на котором заболел, не научился медитировать, но сделал главное открытие в своей жизни

Фото: Burt Glinn/Magnum/Agency.Photographer.ru
Фото: Burt Glinn/Magnum/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

Здесь дают вегетарианскую еду, и ту всего дважды: в семь и одиннадцать утра. Будят в четыре часа ночи. Здесь нельзя разговаривать. Совсем. Весь день нужно сидеть, фокусируя внимание на участке под носом.

Я приехал сюда главным образом для того, чтобы удовлетворить любопытство. У знакомой после курса випассаны прошел тяжелый псориаз. Другой приятель излечился от язвенного гастрита. Словом, я знал, что тут происходят чудеса. К тому же меня давно и всерьез интересует буддизм.

Оказалось, что ни чудес, ни буддизма, каким мы его знаем по ламе Оле, здесь нет. Випассана — это подозрительно простая техника самосозерцания и короткий свод правил поведения: не убей, не укради, воздерживайся от секса и наркотиков, молчи.

Каждое утро мы рассаживаемся на полу в спортзале и делаем то, что говорит голос учителя из динамиков. А говорит он одно: наблюдайте дыхание.

На второй день я понял, что безнадежен. Мне никогда не давались медитации: мысли расползаются, повторять мантры и рисовать в уме божеств не позволяет здравый смысл. А здесь и этого нельзя! «Только наблюдайте дыхание, больше ничего, это заострит ваш ум».

Мой ум лишь тупел и закипал. На третий день я твердо решил уехать. Тем более началась эпидемия. Утром я заметил, что кругом все кашляют и шмыгают. «Естественно, — запаниковал я, — почти не топят, общая посуда. Вчера болели двое, сегодня двадцать, завтра все двести. Нужен срочный карантин!» В перерыве помчался бить тревогу к организаторам (это единственное исключение из обета молчания: с учителем и служащими курса можно разговаривать, но тихо, кратко и по делу).

Менеджер курса выслушал меня с деликатностью психиатра:

— Мне кажется, у тебя начался процесс.

— Но мы едим из общей посуды и моем ее в одном тазу! Это антисанитария, а не процесс!

— Процесс начинается у всех по-разному. Кто-то кашляет, у другого боли в спине или газы. Но если продолжать работать, все проходит. А посуду служащие перемывают за вами, не волнуйся.

Моя паника обернулась чудовищным неукротимым насморком, который отрезал последнюю надежду на успех. Какое уж тут дыхание, когда тебя трясет и нос заложен! Я начал собирать вещи.

Но уехать отсюда непросто: в первый день мы сдали телефоны и ценности на хранение, и получить их можно, только если Йорган, учитель, отпустит. А он не отпускает. Говорит, just keep trying.

Я саботировал и оставался в кровати — за мной приходили и вежливо просили пройти в зал. Когда к вечеру я пытался тупо отсидеться в туалете, менеджер предложил прийти на последнюю медитацию: четверть часа — и завтра я могу ехать. С легкостью свободного человека я вернулся в зал, спокойно и радостно провел в звенящей тишине пятнадцать минут. А когда встал, отчетливо понял, что буду жалеть, если уеду.

На следующий день началась новая техника. Мысленным взором проходить тело от макушки до пят, наблюдая ощущения, которые появляются и исчезают.

Это «появляются и исчезают» — ключевой момент. Сначала болит то там, то здесь, адски затекают ноги и устает спина. Но если не реагировать эмоционально и наблюдать эту боль, она притупляется и тает. «Наблюдайте ощущения объективно, — говорит голос из динамиков, — не оценивайте их, просто замечайте и мысленно двигайтесь дальше».

Раз за разом перебирая свое тело, я заметил, во-первых, что во время практики насморк затихает. Во-вторых, что я осел: никакой эпидемии нет, болею я один. Но главное, в какой-то момент оказалось что «тонкие вибрации» — это не затертое выражение из эзотерических брошюр, а реальный процесс в моем теле. Более того, со временем блаженное ощущение, простите, тонких вибраций охватывает тебя целиком и усиливается так, что ты в них полностью растворяешься. Как какой-нибудь пелевинский герой, ты понимаешь, что вот тебя сейчас почти не существует.

И тогда нужно сделать следующий невозможный шаг — не подсесть на это сахарное ощущение. Научиться одинаково беспристрастно наблюдать неприятные и приятные ощущения — главная цель визита, идея буддизма вообще и випассаны в частности.

Из вечерних лекций следует, что випассана — это медитация, которой учил сам Будда. Жизнь есть страдание, обусловленное загрязнениями ума — влечениями и отвращениями, поэтому, чтобы быть свободным и счастливым, нужно прекратить привычный процесс их порождения.

«Когда ты, испытывая ощущения, перестаешь создавать новые привязанности, старые комплексы поднимаются из глубины подсознания, — объяснил мне Йорган. — Это может проявляться в виде боли и тяжести в теле. Но если не реагировать, они исчезают. Так ты постепенно освободишься от всех».

К середине курса до тебя все это доходит, будто складывается пазл фантастической простоты и гениальности. Собственное тело оказывается не только сложной системой потребностей и инструментом их удовлетворения. Неподвижно сидя в тишине, наблюдая изменчивые боль и наслаждение, ты физически переживаешь пресловутый принцип непостоянства и пустотности, о котором тысячу раз читал, но не осознавал.

Плохая новость состоит в том, что полное освобождение от комплексов занимает жизнь, и, как говорят буддисты, не одну. Хорошая — в том, что легче дышится уже на четвертый день практики. И не только дышится. Шестидесятилетний старик, после трех лет випассаны отказавшийся от костылей. Мужчина, поборовший мучительное заикание. Индийскому миллионеру Гоенке практика помогла избавиться от тяжелейшей мигрени и зависимости от морфия, которым врачи лечили эту мигрень. Под впечатлением он начал открывать центры по всей Индии и миру, в том числе 15 лет назад випассана по Гоенке появилась и в России.

Все эти примеры излечения, рассказанные организаторами, не кажутся мне чем-то сверхъестественным. Напротив, я понимаю, что связь психики и «физики», а также способность организма к самовосстановлению могут быть значительно глубже, чем мы думаем. Но не это главное.

— Да, встречаются поразительные случаи. Но мы не делаем на них акцент, потому что випассана не для того, чтобы лечить болезни, — строго ответил Йорган, когда я попросил рассказать еще пару историй чудесного исцеления.

Действительно, не для этого. Это ты понимаешь, возвращаясь к обычной жизни. В которой ты теперь высыпаешься за шесть часов, успеваешь вдвое больше за единицу времени, становишься чувствителен на всех уровнях: получаешь невиданное доселе удовольствие от разговоров, катания на велосипеде и секса. Но главное, обнаруживаешь в себе такое необъятное спокойствие, какого не было отродясь. И желание практиковать, как положено, каждый день: час утром, час вечером.

Как-то на вечерней лекции нам сказали: «Истинный метод легко отличить: он так прост, что его легко объяснить, и так эффективен, что им хочется делиться со всеми». Вот со всей ответственностью хочу сказать: чистая правда.

Комментировать Всего 49 комментариев

Убедительно написано.

Спасибо, Степан. На самом деле, очень убедительна сама эта практика. Знаете, меня всегда раздражали разглагольствования инструкторов по кундалини-йоге или, скажем, холотропному дыханию о "теле как источнике самопознания. По мне, это все фокусничество, спекуляции на эйфории и "кислородном отравлении". В випассане ничего этого нет. Здесь ты с кропотливостью ученого наблюдаешь за собственным телом, и оно действительно становится источником понимания того, как устроена твоя жизнь, и что в ней устроено не так. Очень бодрит)

Хорошая практика для перенасыщенного шумами и эмоциями а также общением и информацией мира.

Абсолютно! Это было особенно диковинно, когда на десятый день нам раздали мобильные телефоны и позволили разговаривать друг с другом. Первые минуты, учишься артикулировать, как ребенок. На следующий день, уже в Москве, я в метро мог ездить только с закрытыми глазами - слишком много информации. Оно, конечно, проходит на второй-третий день, ты становишься совершенно социален, просто начинаешь точнее фильтровать  - что тебе нужно слышать, видеть и замечать, а что - нет.

Эту реплику поддерживают: Маргарита Краснопольская

Карен, а как сейчас? ушел ли навык видеть и пропускать через себя только важное.

Вы знаете, нет. Может быть, прошло не так много времени. Может, дело в том, что по утрам я все же выкраиваю час на то, чтобы "посидеть". С другой стороны, ничего выкраивать и не нужно, потому что теперь спать хочется ровно на час меньше. И в смысле того, что важно, а что нет - очень четкое понимание осталось до сих пор.

Причем интересная вещь. Я наивно опасался, что практика приведет к тому, что я просто стану меньше чувствовать, ведь ты учишься понимать пустотность позитивных и негативных эмоций. Но ничего подобного: ходили на выходных на Крымова и потом на Роджера Уотерса, впечатлений ярче я не испытывал много лет. Но прикол в том, что ты можешь наблюдать эти впечатления в себе и диссоциироваться от них.

Привет, Карен. Я пару лет назад тоже прошел такой курс и прекрасно тебя понимаю. Меня шестидесятитрехлетнего "старика" долго отговаривали, но я прошел весь курс со всеми его непривычными трудностями, без колебаний и сомнений. Ты в своем рассказе все время делаешь акцент на некоторой пользе - вылечился, сумел организовать свое время, стал больше успевать, тоньше чувствовать радости жизни. Но самое главное в Випассане, не это. Главное, что человек овладев относительно простой техникой, и не обязывая себя верой в божественное и в необходиость следовать религиозным ритуалам, научается освобождаться от ложных представлений индивидуального эгоистического ума и начинает осознавать безграничное пространство ума в себе и через себя, а также безграничную, ни с чем не сравнимую радость такого осознавания. Но это видимо еще придет, если не откажешься от медитации. Успеха тебе!

Здравствуйте, Павел! Да, вы абсолютно правы, и, конечно, главная польза випассаны не в немедленном практическом выхлопе. Но то, о чем вы говорите, это не так наглядно и очевидно, это слишком сложно описать. А все примеры, которые я привожу, хоть и не главное, но очень яркое впечатление. А безграничное пространство ума - это важнейшая категория, которую, увы, невозможно описать вот так, в посте, ее можно только опытным путем осознать самому.

Кстати, Павел, насчет  ежедневных медитаций. Вы после курса  как долго медитировали ежедневно утром и вечером? Просто большинство моих знакомых держатся максимум пару недель, и я вот боюсь, что меня тоже надолго не хватит. А ваш опыт что подсказывает?

Я продержался пару месяцев, то есть исполнял все предписания после курсов. Но перестав медитировать регулярно и целенаправленно, я могу медитировать постоянно в процессе будничной жизни. В машине, в ожидании деловой встречи, во время пеших прогулок. Курсы позволили освоить технику обуздания собственного ума и для этого не надо создавать особые условия или особое настроение. Когда живешь в гуще социума и активно занимаешься текущими бизнес-делами, то в отличие от монаха в храме трудно соблюсти регулярность практики.

я могу медитировать постоянно в процессе будничной жизни -  это здорово. Но что-то мне подсказывает, что это Вы могли делать и без формальной буддистской подготовки...Это некий склад ума, которому за две недели не научишь .

Абсолютно точно, Иосиф. Но курсы были нужны, чтобы понять и удивиться как одному из героев Мольера, что оказывается ты разговариваешь прозой. Курсы позволили освоить технику и понять цель медитации. Ведь писателей-прозаиков в литературных институтах тоже учат не духовным прозрениям, а технике литературного труда.

Вы правы. Техника нужна. Не обязательно в рамках этой  "вазисубаны"

И аналогия с литинститутом совершенно правильна. По видимому, пропорция писателей среди тамошних выпускников наверно так же мала, как пропорция людей, продолжающих медитировать и после окончания соответствующих курсов.

А почему, кстати, Вас - в Вашем возрасте - отговаривали этим заниматься ?

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Все таки ВипАссана, Иосиф (Vipassana). Эту технику медитации Гоенка считает первоначальной, то есть именно той медитацией, которую практиковал Сидхартха и благодаря которой он стал Буддой. Гоенка ее очень хорошо структурировал, обеспечил методически, технически и организационно. При этом курсы обучают только технике не вербуя в какие-либо религиозные секты и почти не обязывая к каким-либо ритуалам поклонения. Во всем мире постоянно действуют десятки тысяч таких курсов, на которых обучаются миллионы людей. И во всем мире курсы работают на добровольной волонтерской основе и абсолютно бесплатно для практикующих. От "новых студентов" не принимаются даже благотворительные взносы. Что касается моего опыта, то организаторы увидев в анкете мой возраст всячески пытались препятствовать мне в зачислении, объясняя крайней физической сложностью, невозможной для людей "преклонного" возраста. Но я настоял. И на самом деле из полутора сотен студентов я был самый возрастной. Другие самые старые были лет на двадцать моложе меня. Это действительно было трудно. По 12-13 часов ежедневной медитации в непривычной позе, двухразовое вегетарианское питание, подъем в четыре часа утра и при полном "благородном молчании". Но я выдержал, хотя, как и у Карена были мысли все бросить. Некоторые бросали.

Спасибо, Павел. Да, поза лотоса - это серьезно ... Хотя наверно есть альтернативные мнения насчет того, благодаря чему Будда стал Буддой ...

Иосиф, никакого лотоса! В первый же день нам сообщили: seat in every comfortable posture. Единственное условие - прямая спина, потому что иначе просто существенно труднее сосредоточиться. Вообще, сосредоточение - это единственное, что важно. Все правила, включая режим питания и обет молчания - это не дань традиции или эмитация монашества, это очень рациональные, проверенные эмпирически условия для единственной цели - достичь максимального сосредоточения. А лотос - это скорее для йогов штука, и то, больше для того, чтобы покрасоваться.

Сосбтвенно, поэтому и считается, что именно такой технике учил Гаутама Будда - в ней нет ничего, кроме сути медитации - самосозерцания.

А вы знаете еще какие-то альтернативные мнения? Поделитесь пожалуйста, действительно интересно!

...никакого лотоса... так что, Павла мучили зря?

... альтернативные мнения ? Нет, Карен, не знаю. Я , правда, невежда в этом вопросе, и надеюсь что инициированные люди мне расскажут .

Карен, а лежать с прямой спиной считается? или только сидеть с прямой спиной?

Павел, это поразительно, то, что вы рассказываете. На нашем курсе были очень разные люди, в том числе человек пять-шесть точно за шестьдесят. Явно родственники тех, кто уже испробовал випассану, и как-то изменился. Некоторые женщины, которые по состоянию здоровья не могли сидеть на полу, сидели у стены просто на стульях. В конце концов, главное - это прямая спина и ровное положение головы. 

Еще у нас была девушка на шестом месяце беременности. Словом, никаких ограничений по здоровью и возрасту, кроме тяжелых психических расстройств, как написано в правилах.

Вот! Спасибо большое, вы подтвердили мои мысли. Я заметил, что непроизвольно начинаешь медитировать, сидя в ожидании в стречи или в такси. Кажется, Ошо писал что-то про "превратите всю жизнь в медицию"?

А вот скажите, Павел, изменилось ли что-то в ощущениях после того, как вы перестали практиковать час утром ичас вечером?

Павел, так Вы два года - с тех курсов - занимаетесь медитацией ?

Иосиф, я чуть раньше ответил на такой же вопрос Карену. Но сейчас я постепенно  отхожу от активного бизнеса и снова прихожу к регулярной практике.

Спасибо за интересный пост. Давно интересуюсь практикой молчания. Пожалуйста, поделитесь, где вы проходили свой курс?

Я выбрал самый простой вариант - Подмосковье. Еще в России проводят курсы, кажется, под Екатеринбургом и, если не ошибаюсь, под Питером. По всему миру есть около сотни центров этой медитации, как ее преподает Гоенка, но в Индии, я слышал, есть и другие учителя, которые дают немного другую технику. 

Знаете, до того, как ехать, я слышал, что, мол, в Подмосковье все не то, нужно ехать в Индию.... Но, по-моему, это ерунда. Тут весь смысл в том, чтобы отказаться от шаблонов и представлений о святых или сакральных местах. Когда едешь максимально отрешиться от окружающего мира и погрузиться в себя, не так важно, какой конкретно мир тебя окружает - долина Ганга или город Ковров владимирской области)

Ну и, конечно, поездка в Индию дороже, ведь здесь - все совершенно бесплатно.

Если всерьез собираетесь, нужно буквально дежурить на сайте в день открытия регистрации на новый курс, потому что заявки заполняются там моментально.

Я уже посмотрела сайт - следующая группа будет только 1 сентября :( Но может, это и к лучшему.

Вы, наверное, что-то перепутали. Судя по расписанию, ближайший такой курс начинается 21го июня, регистрация на него будет открыта 14го мая. Но, конечно, если вы не уверены, что хотите, то не стоит. Или...?

С нашего курса, не окончив, уехали четыре человека - просто не выдержали.

Возможно.  Я поняла,  что в Москве следующий курс только 1 сентября. Посмотрю еще раз расписание.

Я уверена в своих силах пройти этот курс. Меня смущает только одно обстоятельство - мне будет сложно вот так взять и прервать свясь с близкими людьми на 10 дней - все же есть несовершеннолетний  ребенок, пожилые родители... Если не дай Бог что-то случается, они могут как-то "достучаться" до меня? Например, через менеджеров? Существует вообще связь с внешним миром на экстренный случай?

Про расписание, то, что в нем называется Дхамма Дуллабха - это тоже в Подмосковье. Так называется первый собственный центр випассаны в России, его еще только строят (точнее, перестраивают из старого пионерского лагеря), и летом в основном курсы будут там. А то, что называется "Москва" - это курсы в арендованных помещениях неподалеку от Москвы. 

Что касается экстренной связи с внешним миром, она действительно через служащих. На курсе есть номер телефона организаторов, по которому родственники могут звонить. Если что-то действительно жизненно важное, вам сообщат, и при крайней необходимости вы сможете уехать в любой момент.

Поняла. Спасибо за важные разъяснения.

Карен. А где проходил курс ? Как Вам удалось записаться ?

У них есть официальный сайт http://www.ru.dhamma.org/index.php?id=1817&L=19

Там я оформил заявку, через пару недель получил приглашение, а еще через месяц оказался в маленьком ветхом пионерлагере под Ковровым. А вы хотели бы пройти курс?

курс проходил в ветхом пионерлагере под Ковровым. Прямо скажем, спартанские условия - комнаты с пятью продавленными кроватями, душ один на несколько комнат, настоящая советская столовая с гигантскими алюминиевыми кастрюлями. Однако это все очень быстро перестаешь замечать. Тем более, что кормят действительно вкусно, ведь готовят старые ученики-волонтеры, которые специально приезжают "служить" - это для них тоже своего рода духовная практика.

Конечно хотел бы . Но  весной не сложилось. Какая  то у них запись странная.

У них запись есть двух типов - для старых студентов (кто уже не в первый раз) и для новичков. Так вот, для новичков она заполняется в считанные минуты после того, как открывается. Поэтому они специально пишут точное время, когда откроется регистрация. Что именно вас смущает?

да в общем ничего. постараюсь осенью успеть в считанные минуты. на продолжение пойдете ?

Ох, мне как-то рановато об этом думать. Вообще, по идее, главное продолжение - это практиковать самому каждый день утром и вечером по часу. Сейчас, неделю спустя, я полон энтузиазма и сижу по часу каждое утро, но как долго это продлится, конечно, не поручусь.

Карен, сколько времени прошло с тех пор как Вы побывали на этих курсах ?

Чуть больше недели. Поэтому, конечно, мне рано судить по гамбургскому счету, я всего лишь хотел поделиться самыми свежими впечателниями. Друзья говорят, что вот это спокойствие и легкость заканчиваются через месяц-другой. И практиковать перестаешь примерно так же. Но вот пример Павла меня очень вдохновляет.

Ну, Павел - это человек, которому эти курсы лишь помогли правильно организовать его собственную неосознанную привычку к самосозерцанию .В нем это все уже было заложено.

Понятно, что почти никто из нас, живущих каждый в своем городе желтого дьявола, не может позволить выделить два часа в день на созерцание собственного внутреннего пупа. Поэтому методики, требующие этих двух часов, работать на долгий срок не могут.

Но вообще было бы интересно, еслибы Вы рассказали нам, скажем, через месяца три-шесть, что осталось от Вашей медитации.

Я сам занимался в студенческие годы европейской разновидностью медитации - аутогенной тренировкой. Дошел до того, что как-то в процессе сеанса вдруг обнаружил, что вишу метрах в трех над землей и смотрю сверху на свое собственное тело. потом професионалы объяснили , что я испустил собственное астральное тело, и вполне мог слетать куда нибудь в ту же Индию, правда с шансом не вернуться в обычное тело.

Послушайте, это ведь дико интересно. А цель этих аутогенных тренировок состоит именно в том, чтобы выбраться из физического тела и отправиться путешествовать?

Нет, аутогенная тренировка - это техника медитации, созданная в Европе на основе индийских, но отделяющая идеалистическую шелуху от рационального зерна. Цель в общем та же - контроль над внутренним собой... А трипы - это так, побочный эффект ...

Интересно было бы прочитать о женских впечатлениях от курса...

По идее, женское молчание должно давать еще более целебный эффект, так что интересны наблюдения "прочищения чакр" в женском организме...

Странно, на сайте регистрация male and female ведется отдельно.  Мужчины и женщины практикуются отдельно?  Почему?

Да, на курсе полная сегрегация полов. И все с той же целью - чтобы ничто не отвлекало от практики. Ну и потому, что это все-таки монашеская традиция. Так что просят не носить прозрачную одежду, не открывать плечи. Опять же, чтобы не отвлекать. Живут и едят мужчины и женщины отдельно, встречаются только в медитационном зале, и то  - девушки с одной стороны, мужчины - с другой.

Что касается женских впечатлений. Вот как раз знакомая, которую я упоминаю в начале, написала такой пост http://www.jv.ru/enc/entry/11370

Эту реплику поддерживают: Mayya Viner-Bykovskaya

Спасибо! Планирую испробывать на себе в июле.

Очень интересно, давно хотел пройти такой вот медитативный курс. Если кому то интересно, я нашел что в штате Калифорния, такие курсы преподают 2.5 часа езды от Сан Франциско. https://app.server.dhamma.org/cgi-bin/pforms/2.0/appform/?laj=1311678777. Обязательно попробую.

Досадно!!!! Был записан на курсы с 1 сенября и вынужден был сегодня отказаться... Тешу себя мыслью, что на освободившееся место придет человек, которому нужнее... Ну да ладно, в другой раз.   По моему из Высоцкого: " Если я чего решил, так выпью обязательно".