На борту самолета Airbus A-330 (рейс AF 447) находилось 228 человек, в том числе 12 членов экипажа. Среди пассажиров были представители 32 стран, в основном французы (61), бразильцы (58) и немцы (26), а также россиянин Андрей Киселев из подмосковного Королева. Все, кто находился на борту лайнера, считаются погибшими. В числе пассажиров называют несколько топ-менеджеров крупных компаний и потомка последнего императора Бразилии.

Поисками обломков лайнера занимаются ВВС и ВМФ Бразилии и Франции, им помогают спасательные службы США. Бразильский пилот обнаружил обломки на поверхности океана в 640 км от побережья Бразилии, где предположительно потерпел крушение самолет. Они разбросаны на протяжении 5 км. Уже официально подтверждено, что речь идет об обломках лайнера Air France.

Пока нет никаких данных о том, что именно произошло с рейсом AF 447. Приблизительно через три часа после вылета из Рио-де-Жанейро с борта самолета поступили сигналы автоматики о неполадке в системе электропитания и падении давления в кабине. Им не придали значения. Диспетчеры заметили исчезновение самолета только после того, как пилоты не вышли на связь по расписанию. Никакой тревожной информации от пилотов, тем более сигналов бедствия, не поступало. Очевидно, события на борту развивались стремительно.

Возглавляющий Air France Пьер-Анри Гуржон высказал предположение, что причиной аварии могло стать попадание в машину молнии. При этом эксперты сходятся во мнении, что само по себе это не могло привести к катастрофе — самолет, как и автомобиль, представляет собой экранирующую «клетку Фарадея». Самолеты давно конструируются так, чтобы выдерживать удары молний и высокую турбулентность.

Последняя авария, вызванная молнией, произошла в 1963 году — тогда электрический разряд привел к взрыву горючего. А крупному самолету, уже набравшему крейсерскую высоту, непогода почти не страшна. Современные лайнеры оснащены системами штормового оповещения, которые намного точнее наземных. Пилоты обычно стараются обойти штормовой фронт стороной.

Сейчас эксперты задаются вопросом: почему опытный пилот Air France повел машину прямо на грозу?

Пропавшему самолету было четыре года. А-330 выпускается с 1992-го, всего концерн Airbus произвел 600 таких машин и имеет заказы еще на 400. Лайнеры этого типа считаются весьма надежными, за время их коммерческой эксплуатации не было отмечено ни одной катастрофы. Единственная авария произошла в 1994-м во время летных испытаний. В прошлом году ошибка бортового компьютера едва не привела к крушению А-330 австралийской компании Qantas. Компьютер получил ложный сигнал о резком наборе высоты и, чтобы исправить мнимую ошибку пилота, перевел самолет в пике. За несколько секунд лайнер упал почти на километр, однако пилот сумел его выправить. Пострадали 30 пассажиров, которые не были пристегнуты ремнями безопасности. Высказывались догадки, что на работу компьютера повлияли сигналы с базы военной связи, над которой проходил маршрут. Этот случай позволяет предположить, что причиной катастрофы рейса AF 447 могла стать неисправность компьютера. Некоторые модификации А-330 не позволяют пилоту перевести самолет в режим ручного управления, если включается программа аварийного управления.