Сергей Доля - о гигантизме Северной Кореи
Северная Корея - уникальная страна. Здесь живут 20 миллионов человек, не знающие, кто такие The Beatles или Мадонна. Здесь нет ни одного работающего светофора, а люди искренне верят, что живут в самой лучшей и свободной стране мира.
Моя поездка в Северную Корею началась с приключений еще в Москве. Сначала мне выдали визу на семь дней вместо восьми. На следующий день ошибку исправили путем выдачи новой визы. Тем не менее в это путешествие я отправился с тревогой на сердце, и было из-за чего. Вылетать мы должны были рейсом «Аэрофлота» из Шереметьево-1 в 19:10 до Владивостока. Сидим в самолете, время идет, уже полчаса прошло, как вдруг командир корабля попросил нас не волноваться. Ему надо «перезагрузить» самолет, в связи с чем выключили электричество на пять минут. Одно радовало: хорошо, что перезагрузку проводили не в воздухе. Трагические события в Перми были еще очень свежи в памяти...
Пхеньян - столица Северной Кореи и ее визитная карточка. Город отличается от остальной страны. Люди здесь всегда ходят в нарядной и опрятной одежде. Улицы чистые, и отовсюду видны гигантские монументы.
Весь город, впрочем, как и вся страна, связан с семьей Кимов: отцом и сыном. Они отличаются титулами. Наш экскурсовод ни разу не сказала просто «Ким Ир Сен» или «Ким Чен Ир». Когда речь заходит о них, а случается это очень часто, то обязательно добавляется приставка: «Великий Вождь товарищ Ким Ир Сен» и «Великий Руководитель товарищ Ким Чен Ир». Первый - это отец, он же Вождь, он же Величайший человек, когда-либо живший на земле и скончавшийся в 1994 году. Второй - его сын, он же Руководитель, он же Солнце XXI века, правящий Северной Кореей в наши дни.
В Северной Корее очень много всего самого-самого. Корейцы явно страдают гигантизмом, и заразились они этой болезнью от нас. Не хотел делать выводы, но не могу удержаться. Видимо, социалистический строй не может предложить ничего другого. В закрытом обществе нужно постоянно доказывать своим людям, что они самые-самые, и делается это с помощью огромных памятников и монументальных сооружений.
У каждого Великого есть свой «домик», где на обозрение выставлены преподнесенные ему дары. У старшего 222 тысяч подарков, а у младшего пока что чуть больше 50 тысяч. При входе в каждый музей есть электронное табло с количеством подношений. Видимо, чтобы таблички с цифрами не переделывать. Подарки разные: от истинных шедевров и произведений искусства до откровенного ширпотреба. Вообще все это очень сильно напоминает музей «Поля чудес».
Мавзолей Ким Ир Сена - один из пяти существующих в мире мавзолеев. Остальные четыре - в Москве, Ханое, Тегеране и Пекине. Раньше это была резиденция Ким Ир Сена, которая часто использовалась как Дворец съездов. После смерти Великого Вождя этот огромный комплекс был переоборудован в его мавзолей. Иностранцы могут посещать мавзолей только по четвергам и воскресеньям, и это единственное место, где существует дресс-код: нас попросили одеться в самую лучшую, строгую и неяркую одежду. Шорты и шлепанцы запрещены. Простите мне мой цинизм, но самое сложное при посещении мавзолея - не заржать.
Дорога - важнейшая часть корейской жизни. Так как общественный транспорт не развит, то трудящиеся везде ходят пешком. Они сидят, едят и спят на дороге. Очень много велосипедистов. Кстати, у всех велосипедов есть номер. Невозможно найти пустой участок дороги без людей. Они повсюду. Водители постоянно сигналят, сгоняя пешеходов и велосипедистов на обочины. Ночью дорога полностью погружается во мрак, и бредущие пешеходы выныривают в свете тусклых фар, как привидения.
Из-за вчерашней поломки нам пришлось форсировать нашу программу. Прямо с утра мы отправились в знаменитые своей красотой Алмазные горы. Они считаются одним из пяти корейских «чудес природы», которые обязательно должен увидеть каждый гражданин в своей жизни.
Целый день мы посвятили посещению границы с Южной Кореей. Северокорейцы совсем не боятся южан и не опасаются водить туда туристов. Хотя в 1985 году у них был неприятный инцидент: московский студент МГИМО, проходящий практику в Пхеньянском университете имени Ким Ир Сена, убежал через границу в Южную Корею. При попытке его остановить был застрелен северокорейский пограничник. Говорят, что декана и научного руководителя этого студента в Москве вынудили уволиться из института.
Вот и настал последний день нашего путешествия. Этот день был очень насыщенным, и мы опять провели его в Пхеньяне. Прямо с утра мы приехали в Народный дворец учебы. Это аналог нашей Ленинской библиотеки. На его строительство было потрачено 100 миллионов долларов! Дворец может ежедневно принимать 12 тысяч читателей! Во время посещения меня ни на минуту не покидало чувство, что мы смотрим большой спектакль, устроенный в честь нашего приезда...