Бесконечная Гражданская война

История страны — это сегодняшняя политика, отраженная в зеркале прошлого. Когда в обществе гармония, об истории не спорят. Яростные дебаты о прошлом — всегда симптом разлада в настоящем. Американцы сегодня не просто спорят о своей Гражданской войне, но и пытаются ее переиграть — в костюмах, с мушкетами. Это отражение растущего недовольства существующей властью

+T -
Поделиться:

Война Севера с Югом началась 150 лет назад. Не удивительно, что круглая дата привлекает к ней внимание, но все больше обывателей предпочитает лично принимать участие в боевых действиях. Костюмированные воспроизведения сражений сегодня феноменально популярны. Разыгрываются не только красочные баталии, но и довольно скучные политические события, например приведение к присяге президента южных штатов Джефферсона Дэвиса.

Гражданские войны всегда как-то особенно безжалостны. США в этом отношении не исключение. Несмотря на то что страну основали в Филадельфии, «городе братской любви», где была подписана Декларация независимости, братоубийственная Гражданская война в Америке унесла жизни 620 тысяч человек.

Но чем Америка все же выгодно отличается от других стран, так это тем, что за победой одной из сторон не последовало продолжительного террора. Тот же президент Дэвис, хоть и был судим за измену, очень скоро вышел на свободу, а генерал южан Роберт Ли и вовсе не пострадал.

Когда в 1877 году окончилась оккупация Юга, страной были сделаны конкретные шаги к примирению. Южным семьям никогда не приходилось скрывать, что их мужья и сыновья сражались за Конфедерацию. Южане ставили памятники своим героям, чтили память погибших и создавали ассоциации ветеранов. Флаг Конфедерации до недавнего времени был флагом Южной Каролины.Южанам даже не мешали притеснять негров. Многие историки считают, что Юг смирился с поражением потому, что настоящего освобождения негров не произошло, и они оставались гражданами второго сорта. Примирение враждующих штатов произошло за счет чернокожего населения, которому пришлось ждать настоящего равноправия еще 100 лет, до эры борьбы за гражданские права.

В начале ХХ века, когда уже казалось невероятным, что американского гражданина, неважно, какой расы, можно было еще совсем недавно, на памяти старшего поколения, купить и продать, как предмет мебели, на Юге произошла историческая подмена. Предлогом для Гражданской войны стал спор о распространении рабовладения в новые западные штаты, вступавшие в Союз. И хотя в стране существовало движение против рабовладения, лидером которого была протестантская церковь, на ранних этапах конфликта никто в Вашингтоне не предлагал запретить рабство. Тем не менее рабовладение было подспудной причиной войны. Южные штаты вышли из федерации потому, что боялись растущих протестов против этой системы на Севере. Основным, если не единственным политическим результатом войны стала эмансипация 4 миллионов африканских рабов на территории страны, которую Линкольн объявил 1 января 1863 года.

Однако через полвека после окончания войны на Юге возник миф о том, что Юг якобы встал на защиту прав отдельных штатов против тирании федеральной власти. Южане в своей истории оставили казус белли, но удобным образом «забыли» основную, ставшую к тому времени постыдной причину — систему, при которой один человек владел другим.

Сегодня идея прав отдельных штатов как никогда популярна. Уважение к федеральному правительству, как к исполнительной власти, так и к конгрессу, в стране полностью исчезло. Избиратели не хотят платить федеральные налоги, не желают, чтобы правительство строило железные дороги, предоставляло медицинское обеспечение, защищало окружающую среду.

Теперь, в годовщину Гражданской войны, отчетливо прослеживается желание ее повторить, а следовательно, и переиграть. Актеров-любителей, состоящих в специальных клубах, изучающих историю и тратящих большие деньги на экипировку и поездки по местам боевой славы, в США сегодня насчитывается более 50 тысяч. И на костюмированные постановки баталий между «серыми» южанами и «синими» северянами всегда приезжает значительно больше «серых». Это не настоящие, коренные жители Юга, потомки солдат, сражавшихся в армиях Конфедерации, а именно что сочувствующие, те, кто хочет играть «белых», а не «красных». Солдат-южан они видят не в роли рабовладельцев, защищающих свои привилегии, а как романтичных, отважных, галантных  аристократов, смельчаков, не побоявшихся восстать против могучей Империи зла. Как в «Унесенных ветром».

Большинство этих актеров-любителей вряд ли расисты. Но подспудно, в подсознании, интерес к Гражданской войне выражает растерянность перед страной, в которой «небелое» население — выходцы из Африки, Азии и Латинской Америки — уже составляют большинство, в которой в Белом доме живет чернокожий президент с крайне «неамериканским» именем. Подспудно им хочется простоты и ясности «довоенного Юга» в описании той же Маргарет Митчелл.

Впрочем, не всегда подспудно. В документальном телефильме «Незаконченная Гражданская война», созданном еще в 2001 году, рассказывается о «фанатских клубах» Конфедерации, которые носят явно расистский, ку-клукс-клановский характер.

Прошлое, как сказал американский писатель Уильям Фолкнер (кстати, южанин), не только никогда не умирает, но и даже не проходит.

 

Комментировать Всего 13 комментариев

Я сегодня развиваю тему роли идеологических ролей разных государств в истории. 

(Вот начало http://www.snob.ru/profile/blog/11778/36757)

Так вот, по этой классификации американцы - это миссионеры. В этом их "национальная идея". Во-первых протестанская церковь по сути своей миссионерская (даже сегодня ко мне подходили на улице мормоны). Во-вторых американцы постоянно, с начала своего существования, борются за какую-нибудь идею (как правило светлую). Освоение "Дикого Запада", феминизм, права афроамериканцев, однополые браки, демократия, тот же самый прозелитизм по всему миру и т.д. и т.п.

В принципе в эту канву укладываются и "войны за демократию" по всему миру, хотя последнее уже совсем не совсем, так как я не уверен, что с точки зрения протестантской культуры воевать - это так уж хорошо. Так что есть периоды войн (которые подаются как миссия США по всему свету), а есть периоды миротворчества (которые также подаются как миссия США по всему свету).

Мне кажется, что миссионерство во всем - это именно американская национальная идея. Интересно, какие у них будут еще мессианского характера идеи, которые они будут распространять в следующие десятилетия.

Одна из американских миссионерских идей - Интернет :)

Эту реплику поддерживают: Андрей Товчигречко, Кирилл Ратников

Андрей, как замечательно, что вы развиваете эту идею. Хотелось бы, чтобы вы может посмотрели Мормонов в Википедии--очень миссионерской секты, но все же не протестантской, а так же различали миссионерскую работу от мессианских учений, которые при все похожести слов--далеко не одно и тоже.

Раннии миссии на Американском континенте--католические. Практически все города в Калифорнии насванные именами святых по испански--Сан Франциско, Сан Диего, Сан Луис Обиспо--построены исторически вокруг миссий католических священников--обращать индейцев в католицизм.

Разве не испанцы называли так эти города?

Ну да, испанцы. Так значит миссионерский--равно как и мессианский--пыл был наверно у них. Они уж точно были не протестанты, и не Мормоны.

"История страны — это сегодняшняя политика, отраженная в зеркале прошлого".

А на самом деле:  история страны — это  прошлое, отраженное в зеркалах сегодняшних политических интересов.  

http://www.youtube.com/watch?v=nnS9M03F-fA

Не думаю, что описанные "игры в войнушку" (даже пятидесяти тысяч "энтузиастов") могут служить поводом для столь серьезных выводов. Как-то слишком все серьезно у Вас получается :). А недовольных федеральными налогами всегда будет много. У меня много знакомых живет в Швейцарии (заметьте конфедерации с минимальными федеральными налогами), и те ворчат постоянно про грабеж, отслюнявливая 2-3 процента федералам. :)))

а вот по поводу неамереканского имени президента Вы правы. Чингачкуг или Оцеола смотрелись бы более гармонично ;)

Барак Хуссейн Обама у многих американцев почему-то не ассоциируется с Америкой Сатурдей Ивенинг Пост и обложками работы Норма Рокуэлла. Не знаю, почему.

Если бы игры в войнушку были бы одним единственным симптомом, я бы с вами согласился. Но есть и другие. Да, 50 тысяч это не так много народу, но иногда врачи находят маленькую горошинку на большом и сильном теле и говорят пациенту--вы смертельно больны.

Сам первый человек хандрил -

Он только это скрыл,-

Да и создатель болен был,

Когда наш мир творил.

У человечества всего -

То колики, то рези,-

И вся история его -

История болезни.

Все человечество давно

Хронически больно -

Со дня творения оно

Болеть обречено.

http://www.kulichki.com/vv/pesni/vdrug-slovno-kanuli-vo.html

A вот еще

У лошади была грудная жаба,

Но лошадь, как известно, не овца,

И лошадь на парады выезжала,

И маршалу про жабу ни словца!

А маршал, бедный, мучился от рака,

Но тоже на парады выезжал,

Он мучился от рака, но, однако,

Он лошади об этом не сказал!

Нам этот факт Великая Эпоха

Воспеть велела в песнях и стихах,

Хоть лошадь та давным-давно издохла,

А маршала сгноили в Соловках!

Эту реплику поддерживают: Сергей Мигдал

Неспроста сравнение. Респект. Нравится.

Позволю покликушествовать.

По своей ритмической мерке модели исторических циклов с  2005 по 2041 год – у Америки четвертая золотая фаза, аналогичная 1861–1897. Искомую войну, которую вы упомянули, и содержала в самом своём начале.

2029–41 – третий цикл четвертой фазы условно именутся как "политическое освобождение", которая ограничивается у народа со второй "террористической", "силовой" фазе 1933–1969, и 1789–1825. 

Вы верно заметили характер текущей фазы и провели на мой взгляд правильные параллели. Респект вам. По-моему мнению тенденция должна идти к тому, что ограниченные политические народные свободы в 1933–69 годах каким-то образом должны завершиться. Но в чем будет выражаться и что это такое для "западного цикла" – представляю себе смутно. разве что надо сравнить с аналогичной фазой 1861–97, и особенно 1885–97, как народную.

2005–2017 годы – экономическая двенадцатилетка, экономическая жесткая драка за власть и передел экономического влияния. Раньше 2017 года вопрос с долларом и прочее – решен не будет. Дальше в 2017-м  что-то закроет вопрос денег, – идеологическая двенадцатилетка, потом политическая с обретением народом политических свобод. В эту двенадцатилетку народ-политик наиболее свободен от экономической элиты. Последняя двенадцатилетка "золотой" фазы должна быть самая звёздная.

Короче по схеме циклов – так. Что даст жизнь – посмотрим.