Двадцать лет спустя…
Фотограф из Оксфорда (штат Айова) Питер Фелдстейн решил как-то бесплатно сфотографировать горожан. Вполне возможно, что уже тогда, в 1984 году, он имел в голове некий план. «Я жил в Оксфорде с 1978 года, - рассказывает он. - Однажды майским утром 84-го я обошел все улицы города, подсовывая под двери флайеры с предложением всех сфотографировать. Потом повесил вывеску в окне дома на главной улице. Внутри заклеил окна фольгой и темной бумагой, зажег лампы».
К концу лета у Фелдстейна было готово 670 портретов. Хотя поначалу никто к нему не шел - заглянули лишь несколько школьников, возвращавшихся с занятий домой. Помог случай: в День памяти погибших в войнах Питер сфотографировал Ала Шитса, члена Американского легиона. После этого к фотографу потянулись легионеры. Никто не позировал, все вели себя естественно, за исключением двух человек: Кларенс Шропп пожелал сняться в парике своей жены, а Кевин Колони принес с собой домашнего львенка.
Спустя двадцать один год фотограф вернулся в город, где когда-то жил, но уже не один. С ним приехал писатель Стивен Блум (Steven Bloom), который записал истории сфотографированных людей. Так, «Оксфордский проект» стал книгой-портретом маленького городка.
Некоторые жители к моменту второй сессии уже умерли, другие переехали, но большинство «моделей» по-прежнему жили в своих домах. Стивен Блум просил их рассказать о себе, о своей жизни, ничего не выдумывая, только правду. Некоторые говорили о вере в Бога, другие - об испортившихся отношениях в семье, о супружеской измене. Кто-то плакал. Кто-то вспоминал первую любовь. Так Фелдстейн и Блум записали исповедь не известной никому Америки.
Вот кусочек из рассказа Пэт Хенкелман: «Я просыпаюсь в пять утра. Мой сын, он работает охранником в тюрьме, каждое утро заглядывает ко мне позавтракать. Обычно он ест манную кашу или овсянку. Потом я молюсь, принимаю ванну и тоже завтракаю. После этого убираю дом, опять перекусываю. Обычно съедаю сэндвич и выпиваю чашку зеленого чая. Смотрю телевизор, как правило, CNN. Иногда могу вздремнуть... В 1985 году, после 45 лет брака, мой муж ушел к другой женщине. Я не знала, кто она, зато весь город знал. Будь она молодой и красивой, мне было бы легче, но это было не так. Они вместе играли в карты в здании легиона. Моя вера помогла мне перенести это. Я не держу зла. Мы должны прощать. Хотя некоторое время я думала, что ненавижу их. А потом все прошло. Иисус умер, страдая за наши грехи, но мы тоже несем ответственность за них. Я думаю, что, когда человек умирает, он выходит из своего тела. Чтобы попасть на небо, нужно быть совершенным, как мать Тереза, но большинство людей отправляются в чистилище.
Раньше в городе был магазин шляп. Надеюсь, он и сейчас есть. Я люблю шляпы».