Николай Клименюк: Власть в России — это смешно

После десятилетия серьезности в России возрождается политическая сатира

Кадр из программы «Гражданин поэт №16»
Кадр из программы «Гражданин поэт №16»
+T -
Поделиться:

Я очень громко смеялся быковско-ефремовскому «Селигерищу». Вообще-то я не слежу за проектом «Гражданин-поэт», но пройти мимо него невозможно: он везде. В «Фейсбуке» и в «ЖЖ», в разговорах, в театре, в блогах, на радио, на сайтах самых разных СМИ.

Последние лет десять в России смеяться над властью было не принято. Хвалить, ругать, проклинать, но не смеяться. Даже анекдотов почти не было. И вот что-то произошло, и в стране стала возрождаться политическая сатира. Я говорю «стала», хотя можно сказать, что она уже возродилась. Произошло это стремительно.

Мне кажется, у этого процесса есть дата рождения. 28 февраля 2010 года в сети появился ролик рэпера Noize MC «Мерседес S666» по поводу аварии с машиной вице-президента «ЛУКойла» Анатолия Баркова. Noize MC изобразил Баркова вампиром и сатаной, но не настоящим, а мультяшным. Это было злободневно и, несмотря на ужасность повода (в аварии погибли две женщины), довольно забавно. И это оказалось самым сильным гражданским высказыванием, потому что по существу там все было ну слишком уж очевидно: потерявший стыд от полной безнаказанности босс и покрывающие его продажные менты. Барков — не чиновник, но менты вывели эту аварию на государственный уровень. Все это настолько чужое, настолько потустороннее, что победить его можно только смехом. Смейся громче — и чары развеются.

А потом случился карнавал — синие ведерки. Лепить детское ведерко на крышу придумали намного раньше, но после аварии и после ролика эта клоунада захватила массы. И тут вдруг оказалось, что настоящие клоуны — правящее сословие с мигалками. И с каждым днем они выглядят все комичнее. В минувшее воскресенье ГИБДД пресекло народный автопробег в честь 75-летия ГИБДД. Народ попытался проехать с ведерками и синими воздушными шариками по проспекту Сахарова. Есть арестованные. Ну разве не смешно?

Сатира — низкий жанр, ей нужна массовая публика. Смешные стихи на политическую злобу дня писали Всеволод Емелин, Иван Давыдов, тот же Быков. Но сатиру делают не сатирики, ее делает аудитория. Она должна хотеть смеяться. А ей почти десять лет было не до смеха. Хит момента, цикл «Гражданин-поэт», связан родственными узами с главным сатирическим проектом прошлой эпохи — энтэвэшной передачей «Куклы», в которой все тоже закручивалось вокруг классических и общеизвестных литературных и масскультурных сюжетов. И вот интересная деталь: один из создателей «Кукол» Виктор Шендерович несколько раз говорил что-то в том смысле, что передачу закрыли после эпизода «Крошка Цахес» с уродливым и алчным до власти карликом Путиным в главной роли. На самом деле передача выходила после этого еще почти два года. Конечно, ее подкастрировали. Но ее убила не цензура, а отсутствие интереса. Был бы интерес — сатира жила бы в какой-нибудь другой форме, например, в самиздате. «Гражданин-поэт» — не продюсерский проект с колоссальными бюджетами. Это хохма, слепленная на коленке, и она живет, потому что ее приняли на ура.

При авторитарной или очень централизованной власти лидер отвечает за все, в том числе за юмор. Путин долго не был комической фигурой. Кто-то связывал с ним большие надежды, кто-то не принимал его с самого начала. Главными комическими персонажами эпохи были «либерасты» и «демшиза» с их бессильной ненавистью к «кровавому режиму». В Медведеве есть что-то человеческое, например айпэд. Другое дело — Путин. Он может ни с того, ни с сего поцеловать в живот мальчика — так люди себя не ведут. Это жест настолько нелепый сам по себе, что даже не пошутишь. Путин берет массой. Весь этот популизм, все эти попытки импонировать и приблизиться к людям — сплошная фантасмагория: Путин с обнаженным торсом на рыбалке, Путин — победитель тигров, Путин тушит пожары, Путин на «Ладе-Калине» едет по перекрытой стране (вторую «Ладу» везут на тягаче, если первая вдруг околеет). Еще один сатирический хит сезона, сетевой комикс про супергероев, так и называется «Суперпутин. Человек как все». Это настоящая энциклопедия русской жизни: Путин, суперсила которого в том, что его «все принимают за своего» (в том числе московская ячейка «Аль-Каиды»), гоняет на простом автобусе и прорывается через простую пробку при помощи мистической наномигалки, ему помогают невидимый Сечин и наночеловек Медведев (юморной гном, воспитанный медведями, который умеет превращаться в медведя) с заряженным вторым айпэдом, а противостоят Суперпутину безмозглые (буквально) зомби с синими ведрами на голове.

Авторитарная власть становится смешной, когда она впадает в маразм, перестает быть пугающим монолитом и распадается на маленьких человечков. Про них легко шутить. Главное, чтобы у шуток был адресат — рассерженные обыватели, носители общего здравого смысла. Они теперь есть; одни из них перестали бояться, другие — уважать маленьких человечков, для которых бояться и уважать — одно и то же. И это само по себе повод для веселья.

Комментировать Всего 24 комментария
Это надо записать и запомнить:

"В Медведеве есть что-то человеческое — например, айпэд"

А про наночеловечков тоже неплохо.

Вспомнил анекдот -"Звонит Дмитрий Анатольевич Владимиру Владимировичу. Здравствуйте - это Президент Медведев. А в ответ - президент кого?"

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Мне кажется нельзя говорить о возрождении политической сатиры, не упомянув одного из главных ее героев:  фейкового твиттера-блогера, известного как @KermlinRussia - Перзидент Роисси. Всегда очень метко, язвительно и дико остроумно. Высмеивать власть в формате коротких высказываний длиной не более 140 символов - это большое искусство. О том, что политическая сатира востребована говорит постоянно растущее количество количество фолловеров @KermlinRussia - их уже более 96 тысяч, это шестой по популярнойсти микроблог во ВСЕМ русскоязычном твитере! И он не один такой: в "полит-сатирическом" сегменте твитера есть еще и @AlexPushkin (о российской политике в формате эпиграммы), и @KremlinWife - фейковый блог жены Медведева, недавно появился очень смешной @igor_sechin, наверняка есть и другие. В качестве площадки полтитической сатиры твитер хорош тем, что позволяет авторам максимально оперативно реагировать на события в стране, сохраняя при этом полную анонимность - что в российских условиях немаловажно. 

Putin with a puppy - прелесть какая!

Во-первых, в тексте как-то сломана логика. Кажется, что в предпоследнем абзаце пропуск, так что мысль автора скорее понятна из контекста.

Во-вторых, уместно вспомнить, как в 90-е перестал быть сатирой Жванецкий, просто перестал мочь ее создавать. Тогда жизнь стала реальной. А сейчас снова реальной быть перестает. По крайней мере, политическая жизнь. (Реален бизнес, - над ним никто не смеется).

Вывод может быть такой, что если явление существует по естественным законам, оно не отражается сатирой и басней. Эти жанры становятся применимы, когда явление получает неестественную интерпретацию, выдаваемую за реальную картину. Но, в общем, это в тексте есть.

Кстати, жалко, что по принципу, что лежачих не бьют, нет сатиры на либералов. В смысле, нормальной творческой сатиры, а не нашистской пропаганды. По эту сторону «маленьких смешных человечков» хватило бы. Видимо, их ничтожность пока адекватна «занимаемой должности». Вот бы сделать их президентами, и насмеяться вдоволь.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

В позднем СССР в легальном поле вместо политической сатиры был ее эрзац - сатира социальная, тот же Жванецкий. В России его метод уже не годился, но это проблема Жванецкого, а не аудитории. В условиях политического плюрализма сатира есть всегда - потому что нет большой и ужасной ВЛАСТИ, а есть люди-политики, и над ними сам Бог велел смеяться.

Эту реплику поддерживают: Яков Ратнер

Но все-таки при плюрализме смешно, но не так смешно. Ранние «Куклы» вызывали улыбку, но «Гражданин поэт» – радость. Хотя герои «Кукол» – всякие парламентарии и силовики – были довольно мерзкие, но зеркало сатиры их не переворачивало, а только фокусировало. Сейчас нужна другая оптика… И нынешний 17-й выпуск – очень мило. Как это вы говорите, что не следите? Разве так уж много в жизни радостей?..

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

сломана логика

– интересный оборот, спасибо. вы мне сломали полночи.

Написано с лету, заголовок живет отдельной жизнью от статьи, мне кажется, и очень много недоформулированных мыслей.  Наброски из зала суда ?    

Эту реплику поддерживают: Elena Nikolaishvili

"Сатира — низкий жанр, ей нужна массовая публика."

Трудно с этим согласиться. Назвать произведения Булгакова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина низким жанром я бы не решился. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Видимо, имелся в виду юмор вообще, рассчитанный все-таки на массовое одобрение-поощрение.

Все-таки слово "низкий" несет в себе довольно сильный негативный привкус.

Эту реплику поддерживают: Ираклий Бузиашвили, Катерина Инноченте

Стапан, "низкий жанр" - это термин, в нем нет вообще ничего негативного. Разделение на высокие и низкие жанры к Аристотелю восходит

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Алексей Воеводин

Вы правы, Николай. Про термин я знаю. Я думаю, что в те времена слово низкий не употреблялось в его современном негативном значении и поэтому сегодня фраза "Произведения Быкова - пример низкого жанра" звучит двусмысленно :) и у многих руководителей вертикали должно вызвать положительные эмоции:)

Я думаю, что в те времена слово низкий не употреблялось в его современном негативном значении

– тут есть знатоки древнегреческого? кто может осветить вопрос исторической интерпретации древнегреческого оборота "низкий жанр" и его перевода? мне стало интересно...

вики:

«высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.)

«низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

Алексей, если Вы внимательно перечитаете мое утверждение

"Я думаю, что в те времена слово низкий не употреблялось в его современном негативном значении"

то увидите, что Вы ему не только не возразили, но - подтвердили

то увидите, что Вы ему не только не возразили, но - подтвердили

– как бы я ни сформулировал ответ – не могу подтверждать или возражать невольно или вольно только по той причине, что я действительно не знаю, что означал этот оборот для самих греков в те времена. я также как и вы "думаю" и догадываюсь по косвенным признакам, насколько мне позволяет в данной ситуации изворотливость моего ума.

условно я с вами согласен. но всё же продолжаю хотеть, чтобы какой-нить древне-грекофил ответил.

Алексей, внимательно перечитаете мое утверждение

"Я думаю, что в те времена слово низкий не употреблялось в его современном негативном значении"

Внимательно. С ручкой и бумагой.

... то увидите, что там написано:

"Я думаю, что в те времена слово низкий не употреблялось в его современном негативном значении"

... то увидите, что там написано: "Я думаю, что в те времена слово низкий не употреблялось в его современном негативном значении"

– я тоже так думаю с вами солидарен. 

буду надеяться что мы правы. 

Власть в России — это смешно

Власть в России — это ужасно

– даже не знаю.. никакие другие оптимальные варианты не приходят в голову...