Главными организаторами фестиваля выступили член клуба «Сноб» галерист Емельян Захаров, президент Европейского отделения «Общества Страдивари» Эдуард Вульфсон и дирижер ансамбля «Страдивари» Михаил Раппопорт. К его музыкантам на этот раз присоединились Юрий Башмет и Виктор Третьяков. Причем оба они — в отличие от партнеров по сцене — играли на своих собственных инструментах.

«Конечно, мне попадали в руки и более именитые альты, чем мой — работы миланского мастера XVIII века Карло Тестори, — рассказал Башмет проекту «Сноб». — Но отказаться от него у меня никогда даже и мысли не было. Во-первых, этот Тестори отвечает всем моим пожеланиям. Во-вторых, он ничуть не уступает среднему уровню инструментов Страдивари, ведь и у великих мастеров не все скрипки в равной степени совершенны. Бывают же, к примеру, «роллс-ройсы» неудачной сборки. А в-третьих, и это самое главное, я просто привык к нему».

Между прочим, Башмет привыкал почти год.

4. Башмет

На концертах звучала самая разная музыка — от Моцарта и Вивальди до Шостаковича с Прокофьевым. Но важнее всего была даже не музыка. Важнее всего был сам звук. И если кто-то думает, будто только специалист может отличить звучание скрипки Гварнери от звучания инструмента Страдивари, то он ошибается. Емельян Захаров заверил проект «Сноб», что это может почувствовать любой человек.

2. Захаров

Сходного мнения придерживается и коллега Захарова по бизнесу, совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.

1. Ханкин

Позволить себе играть на первоклассных инструментах могут единицы. В Госколлекции России есть несколько скрипок Страдивари, однако аренда одного инструмента, страховка и пошлины за пересечение государственной границы обходятся примерно в 50 тысяч евро в год. Понятно, что большинство музыкантов, в особенности молодые, просто не в состоянии оплатить такие расходы. И здесь им на помощь приходит Европейское отделение «Общества Страдивари», российское представительство которого создал у себя в галерее «Триумф» Емельян Захаров. Общество не просто торгует шедеврами кремонской троицы (Страдивари, Гварнери, Амати), но и договаривается с покупателями о том, чтобы время от времени те давали на них играть талантливым исполнителям.

Надо сказать, что в нашей стране сразу четыре скрипки Страдивари находятся в частных руках, и это на самом деле очень много. Потому что обладать таким сокровищем — не совсем то же самое, что иметь самолет или роскошную яхту. Нет, беспокоиться, что украдут, не стоит: продать украденное вору все равно будет некому — найдут моментально, и все детективные сюжеты о краже дорогих музыкальных инструментов — полная чепуха. Дело в другом. Речь идет об иной степени ответственности — это все равно что владеть частичкой вечности.

А кроме того, скрипки нельзя просто хранить у себя дома — на них обязательно нужно играть, иначе они потеряют свой голос. И играть на них должны только достойные музыканты, поскольку инструменты очень капризны и прихотливы.

Впрочем, несмотря на все неудобства, покупка скрипок кремонских знаменитостей — это на сегодня наинадежнейшее вложение денег.

«За последние 50 лет кремонские скрипки подорожали в 13 больше золота, — рассказал проекту «Сноб» Емельян Захаров. — Удивляться тут нечему. Инструментов работы Страдивари всего около шестисот в мире, работ Гварнери дель Джезу — около ста восьмидесяти. И больше их уже никогда не станет. Можно открыть новые месторождения золота, пробурить новые нефтяные скважины, построить какой-нибудь завод, но число великих скрипок в мире — величина постоянная. И если она и может измениться, то только в сторону уменьшения».

Это очень стабильный рынок. Обычно цена скрипки назначается экспертом и напрямую зависит от цены предыдущего проданного инструмента. Так что сама процедура — вещь чисто техническая. Никаких торгов не проводится. Самая дорогая скрипка в мире стоит сейчас около 80 миллионов евро.

В мировой прессе постоянно появляются статьи о том, что секрет скрипок Страдивари разгадан: то, мол, это дерево было обработано неким особым раствором, то соблюдались какие-то специфические условия хранения, то якобы все дело в консистенции лака, то в особых свойствах и сочетаниях древесины. «Все это — полнейший абсурд, — сообщил проекту «Сноб» Эдуард Вульфсон, президент Европейского отделения «Общества Страдивари». — Просто многие люди думают, будто гениальность — это какой-то трюк, какая-то хитроумная задачка, к которой надо всего лишь подобрать ключ. Но гениальность — тайна, и в этом все дело, а не в консистенции или химическом составе лака. Страдивари был гений, вот и все. Подделать его работы, наверное, можно, но воспроизвести в точности и тем более поставить на поток — слава богу, никак нельзя».

3. Вулфсон

Елена Краевская, Павел Рыбкин