Собянин — философия в тротуаре

Первый масштабный проект мэра Собянина — замостить всю Москву плиткой. Тем его и запомнят

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
+T -
Поделиться:

Когда Руди Джулиани в 1994 году стал мэром Нью-Йорка, город ему достался так себе. В нем были районы, куда нормальному человеку не стоило соваться ни в какое время суток и где водителю категорически не рекомендовалось останавливаться на красный свет. В метро поздним вечером спускались только особо обездоленные и особо отважные. Добрая половина огромного Бруклина была очень стремным местом, а в сердце Манхэттена, на Таймс-сквер, находились исключительно стрип-клубы, секс-шопы и порнокинотеатры. А еще тротуары Нью-Йорка были крыты уродливыми бетонными плитами. В 2001 году мэру Блумбергу достался город с рекордно низкой преступностью, моднейшим Бруклином и кишащей туристами Таймс-сквер с небоскребами медиаимперий. Что осталось, так это бетонные плиты. Останутся они и после Блумберга. Этой особенностью великий город неприятно отличается от какого-нибудь Шенебека на Эльбе, что на востоке Германии — дыра дырой, зато тротуары вымощены плиткой. А теперь вот они будут вымощены и в Москве.

Москва устроена сегодня очень странно. Обычно по ней невозможно проехать — пробки. А  теперь по ней нельзя и пройти. Вот уже вторую неделю на центральных и не только улицах больше нет тротуаров. Их раздолбали отбойными молотками, вывезли асфальт и оставили зиять как есть. Сейчас это канавы с какой-то щебенкой, грязью, песочком и кусками арматуры. Очень интересно форсировать эти препятствия, когда хочешь попасть в магазин, кафе или банк. Не всякому это под силу. Некоторые заведения навели деревянные мостки. И да, посреди канав лежат штабеля с плиткой. Плитка маленькая, как старорежимные булыжники, и хитрой формы, вроде как пазл. Рабочие в оранжевых жилетках, которые должны ее укладывать, в явной растерянности: ничего такого они никогда не делали. Получается у них кривовато. Уложенную плитку утрамбовывают тарахтящим вибропрессом. В каком-нибудь Шенебеке высокооплачиваемый немецкий работяга преклонял перед тротуаром защищенное резиновой каппой колено и подгонял плиточку к плиточке резиновым же молотком. Но что немцу хорошо, дальше вы сами знаете.

О том, что мэр Собянин будет класть в Москве плитку, говорили с момента его назначения: дескать, у его жены имеется плиточный завод, и он выложил плиткой Тюмень, когда был там губернатором. Я вот не знаю, откуда берет Собянин плитку для московских тротуаров. Мне это совсем неинтересно. Может быть, они с женой просто очень любят мостовые, потому и заводик купили. Мне хочется видеть в действиях мэра Собянина не корысть, а стратегию. И даже философию.

Почему бы, например, не предположить, что он хочет превратить Москву в город для пешеходов? Допустим, что мэр Собянин мыслит системно и что он не лишен чувства реальности. Тогда он, скорее всего, понимает, что настоящие проблемы ему не по зубам. Что невозможно бороться с пробками, пока машины с блатными номерами, которые выдавал не он, носятся по разделительным полосам и паркуются в три ряда у модных ресторанов, напрочь перекрывая движение. И что невозможно пересаживать людей в общественный транспорт, который мертво стоит в этих пробках. И что средний класс даже без пробок всеми силами будет избегать метро без кондиционера, вонючий автобус и дребезжащий трамвай. Вот Собянин и решил отправить всех пешком. И поэтому занимается благоустройством исконно пешеходских территорий.

Я живу на Шаболовке. В начале июня в нашем дворе вскрыли асфальт и поставили щит: дескать, радуйтесь, дорогие москвичи, вашему двору предстоит реконструкция, окончание работ 16 июня. Фанерный щит заменили на металлический, июнь на август, а двор и ныне там: реконструировать некому, все ушли на плиточный фронт. А вот и вести с фронта. По мелкой плитке неудобно везти детскую коляску, чемодан или сумку на колесиках. По ней вообще невозможно ехать на самокате. Зато она действительно покрасивее асфальта. И вот этой красотой выкладывают теперь, например, Ленинский проспект. Ленинский проспект — эта такая улица, по которой в обе стороны едут пять рядов машин. То есть обычно машины очень быстро едут в одну сторону, а в другую они стоят. На Ленинском есть километровые куски без деревьев. На нем есть отвратительные панельные постройки 70-х с убогими сизыми фасадами. Я не знаю ни одного человека, который в здравом уме пошел бы гулять по Ленинскому проспекту — если не считать прогулкой путь от машины до магазина или ресторана. Рестораны на Ленинском есть, но едва ли они захотят поставить столики на тротуаре — это все равно что ставить их на взлетно-посадочной полосе. В общем, плитка, конечно, украшает Ленинский проспект. Особенно красиво он будет смотреться с высоты птичьего полета. Собянин мостит не только Ленинский, но и улицы поменьше. Сейчас, когда они разворочены и напоминают траншеи, по ним впервые за много лет можно хоть как-то пройти, потому что на них не стоят машины. Я думаю, на плитке машинам будет стоять очень красиво.

В общем, я в растерянности. Мне очень не хочется думать, что вся эта плитка из-за жены.  Один женатый мэр у нас уже был. В Москве — я говорю как самый обычный московский обыватель — есть масса проблем. Кошмарное движение, почти бессмысленный наземный транспорт. Поездка, допустим, с Покровского бульвара, где нет метро, куда-нибудь в Бирюлево, где тоже нет метро, обойдется в три доллара — дороже, чем почти везде, потому что надо отдельно платить за автобус, метро и трамвай. А на машине из того же Бирюлево не попадешь в соседнее Чертаново: их разделяет железная дорога, через которую нет переезда. В спальных районах зарождаются этнические гетто. Деревья в городе больные и чахлые. Парки запущенные. Воздух мерзкий. В приличных кафе жуткие цены из-за астрономической аренды. Дворы — там, где они остались, — загажены гаражами-ракушками. Спортивных площадок считай что нет вообще. Нет городских бассейнов за разумные деньги. Жилые дома и общественный транспорт вообще не приспособлены для инвалидов. А еще, мне говорили, у нас не все хорошо с поликлиниками, школами и детскими садами: не хватает денег на оборудование и специалистов.  Можно, я не буду продолжать?

Руди Джулиани начал свою мэрскую карьеру с борьбы с мелким криминалом, основанной на научной «теории разбитых окон», внедрил систему компьютерного учета правонарушений и эффективности работы полиции. Город полностью изменился. И хотя говорят, что это не только заслуга Джулиани, он запомнился как мэр, при котором победили преступность. Собянин начал свое мэрство с разгона палаток и перекладки плитки. А что город?  Вот сейчас Собянин объявил, что Москва будет расширяться за счет области. Кажется, мы уже можем представить себе, как он будет развивать присоединенные территории. Так его и запомнят с этой плиткой, как Хрущева с кукурузой.

Комментировать Всего 46 комментариев

Ну что ж, москвичи, Вас можно поздравить ;) В Питере народ живет с этой плиткой с 300-летия. И - о, да... - я помню, как ее укладывали -- забыть такое очень трудно :) И Господи, как же я ее ненавижу, просто от всей души. Ходить по ней жутко неудобно, на каблуках -- так вообще... а ею в Питере самыми первыми мостили как раз пешеходные улицы. Ugh. 

Эту реплику поддерживают: Мария Денисова

Катерина, вы не путаете плитку с брусчаткой? )

Может и путаю :) Но разве на фотографии наверху не тротуарный кирпич (брусчатка)? Я ж не в Москве, мне отсюда вашу плитку не видно :) Могу судить только по иллюстрации :) Или она в жизни выглядит совсем не так, как на иллюстрации? 

На фото тот самый кирпич) Но ведь петровская брусчатка, о которой вы говорили, немного другая, на натуральные камни похожа (в некоторых местах Москвы тоже такая осталась, и еще в регионах, в старых городах вроде Таганрога). У нее и вид, и дух другой - приятной старины. А этот камень уже современное производство и иначе как кирпичом не назовешь :)

Максим, пол-Питера замостили плиткой Волна. Сходите по линку, взгляните на ее, Вы ее узнаете с первого взгляда (вторая по счету). Не очень понимаю, что Вы называете петровской брусчаткой. 

Я даже неожиданно стала участницей соцопроса: симпатичная девушка на высоченных каблуках (как и я) спрашивала проходящих мимо соплеменниц: «Как вы относитесь к этому нашествию плиточных тротуаров, и не мешает ли это вам ходить на каблуках?».  Мне лично плитка не мешает,  так гораздо аккуратнее…а от мэрских жен никуда не денешься)

Положим, в Филадельфии и многих других городах Пеннсильвании большинство улиц кирпичом выложены.

Ну и что? Это ж не значит, что мне это нравится, или что это удобно. Ну и в Филадельфии булыжники старинные, на них смотреть хоть приятнее. Ходить по ним труднее, правда. Ну не люблю, что ж теперь делать? :) Или я по-твоему все подряд люблю в Филадельфии? 

Ходить по ней жутко неудобно, на каблуках -- так вообще...

– кроссовки, катерина, кроссовки. будьте проще и ближе к народу.

Леша, я вообще on the daily bases не ношу каблуки. И потом, что значит быть ближе к народу? Я в Питере была одна из немногих девушек не на каблуках. Там народ как раз шпильки прямо с утра и надевает... Но по филаделийским булыжникам и без каблуков ходить не очень удобно. 

Я и не хожу :) Но надо же не только о себе думать ;) 

Кстати, попомните еще мои слова, через несколько лет собянинскую плитку можно будет (вернее, нужно) перестилать. Так что good luck! 

Эту реплику поддерживают: Кирилл Подольский

В Тюмени плиткой замостили главную площадь, но плитка оказалась не "зимняя", и начиная с осенних проливных дождей и до поздней весны, она превращается в каток, опасный для жизни.

Вот почему-то, кажется, что все-таки больше тут пахнет желанием заработать((((

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Боже мой! Это же сколько денег он сейчас закопает!!! Как будто в городе других проблем нет.

И, кстати, у нас в районе посносили гаражи-ракушки-пеналы, теперь очень приятно  по улицам  ходить =) А еще вдруг все и сразу стали бордюрчики ремонтировать... Цивильно так, с представленным планом работ, схемами и общественной приемкой. 

Пчелы пчелы.... какие Пчелы.. главное плитка! Много плитки.... 

Виноваты все но не мы....

Эту реплику поддерживают: Евгения Елфимова

Надо искать мэра, у которого жена занимается транспортными проблемами мегаполисов....а лучше - теща....

В этом случае очень быстро общественным транспортом станут ослы...  

Боюсь, что они уже стали, но не общественным транспортом...

Эту реплику поддерживают: Антон Чупилко

транспортными проблемами мегаполисов....а лучше - теща....

– теща приехала?

неее.... если теща – то сделают всё, чтобы она не смогла приехать.

Ну вроде как то, что жена Собянина занимается тротуарной плиткой, - это утка. Легко повторяется и расходится кругами по аналогии с Батуриной, но тем не менее неправда. Тем более что в той же Тюмени имя жены Собянина связывали с бррдюрным камнем, а не с плиткой, но и эта связь  не подтверждается

В "Ведомостях" подробный разбор поставщиков плитки. Жена вроде как вообще не фигурирует. Вообще на перелицовку Москвы идет шестая часть российского годового производства плитки.

А от плитки в форме пазла, которая мне где-то попалась на глаза, решили отказаться - ее производят слишком мало.

Эту реплику поддерживают: Ольга Кузнецова

Оля, только собрался Вам ответить, но Вы сами себе отвечаете (11:02)... На подтверждается - не подтверждается этот принцип тоже распространяется... Захотят - подтвердится....захотят - нет...

Ольга, и про жену не подтверждается, и про плитку пузырь. И у меня в Замоскворечье, и у друзей в Северном округе ободрали тротуары и проезжую часть и заложили их заново - но не плиткой, а свежим асфальтом. Проезжую часть быстро, дворы сильно постепенно. Бордюры поменяли, да. Жена, видимо, тому виной:)) А вообще-то, где я ни жил, всегда меняют тротуары и проезжую часть в июле-августе (что в Чехии, что в Англии, что в Швейцарии, что в Италии). Интересно, почему. Везде жены, видимо. С меньшей населенностью городов в эти месяцы это никак не связано. Интересно будет посмотреть масштаб заплиточенности по результату. Подозреваю, что обозревателю Клименюку опять выйдет божья роса, как уже не раз бывало.

Николай Клименюк Комментарий удален автором

Володя.. ну вообще тут плитка то совсем ни при чем, Вы в Москве же бываете в ВТБ на Лесной? 

Видели 10 лет ремонта коммуникаций? А Смены асфальта вокруг 10 лет не используемых трамвайных путей? 

А Вы видели где нить в Италии или Чехии, чтобы в центре городов коммуникации просто закапывали в землю без создания бетонных изолированных каналов и без свободного доступа сверху к ним? А вот на Лесной наконец то закапывают - прямо в грязь и песок! 

Ну вот с такой культурой строительства, полной деградацией управления городом проект по обплитывачиванию говорит лишь об одном - все украдут, а скорее всего постараются украсть втройне... 

Последний месяц катаюсь по Болгарии - выложил на YouTube (Канал http://www.youtube.com/travelbulgaria ) несколько видео о дорогах, тунелях и тд в самой нищей стране Евросоюза... так тунели построенные 20 лет назад в Болгарии и дороги построенные в деревнях сейчас выглядят в 100 раз круче и лучше чем самые крутые МногоМиллиардные Новые Ленинградки и тд... (уверяю таких сумм на дороги тут вообще не представляют, хотя битв с коррупцией на дорогах тут было года на 3-4!) 

Отвратителен мэрский цинизм

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Про все это написал ТВИТ посмотрев ролик Камикадзы "Кто управляет Россией!" : 

Расширение #Moscow : Лена бордюр, Шувал с властелинами Подмосковных колец Громом и Гладышем ... KamikadzeD http://t.co/KlaZJp3

"...Boт бредут большие стада коров, быков, ослов, овец и коз. Значительная часть их принадлежит Барнамтарре, предприимчивой жене правителя города Лагаша.

Её имя встречается на многих документах, связанных с куплей и продажей. Пользуясь тем, что её супруг Лугальанда держал в своих руках государственную власть, она только и тем занималась, что приумножала свои богатства." Глинянные книги, Детгиз, Ленинград, 1953 г.

Действие в приведённом выше отрывке об истории Шумера происходит в 24 веке до н.э. Ничто не ново под луной... 

Оттуда же:

"...Недолго пришлось хозяйничать правителю Лагаша - Лугальанде. Он был свергнут народом, возмущенным непомерными поборами и беззастенчивым грабежом. Воспользовавшись этим, власть в свои руки захватил новый правитель - Урукагина. Он провёл некоторые преобразования, имевшие целью облегчить положение общинников. Но вскоре началась война между Лагашем и соседним городом Уммой. Это было старая вражда, вспыхнувшая с новой силой из-за пограничной территории, лежавшей между двумя городами. Победил город Умма и Лагаш лишился самостоятельности."

Что кагбэ намекает... :)) Вообще, пелевинские параллели между Россией настоящего и Шумером мне кажутся далеко неслучайными.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Кроме того у нас весь город обезображен желтой рельефной плиткой

Приятно, что в каждом дворе теперь слепые и слабовидящие люди могут нащупать тростью эту замечательную плитку. Но положена она кое как и в огромном колличестве. Даже в тех местах где и перехода нет. Стараются от всей души.

Точно, как пропрет начнут воровать ветками мет ро! 

в нашем дворе осталась только одна ракушка, на которой написано "ветеран ВОВ", прекрасный новый гладкий асфальт, новые бордюрчики, посажены цветы и газон, расширена и размечена парковка. :)

и ремонт дорог в этом году радует. быстро и без позорных многочисленных заплаток.

про плитку на тротуарах можно будет говорить через пару лет, после того, как проверим ее на износоустойчивость.

Да. Ирина Рубинчик-Бордюрчик. Так уже в народе называют. А что Вы думаете по поводу травы? У нас на Первомайской убили кусты на газонах, засыпали все черноземом  и засеяли травой. Половину семян склевали голуби, и газоны так и остались черными. Потом трава вырастет, ее подстригут модными газонокосилками, которые больше выдерут травы, а на следующий год спишут немеренно денег под новую траву, и все это вместо того, что бы поливать  существующие  газоны  водой, как это делали дворники во время моего чудного детства, на радость всем малышам и взрослым. Это конечно невыносимо, для думающего человека. Сколько же все это будет продолжаться?

Правда сегодня я слышала версию, что плитка экологичнее, чем асфальт с его испарениями. Но тогда логичнее выкладывать  проезжую часть. Все это очень как-то пошло  и грубо.

 

А по поводу травы - все тоже самое. Собянин любит открытые пространства. Сплошная поросль кустов - не годится. В лучшем случае маленькие одиночные кустики. Лучше всего - газоны.  Он считает, что именно так - красиво. Почему-то об этом гораздо меньше говорили, чем о бордюрах и плитке, но спросите у тюменцев - они подтвердят. И я подчеркиваю - это вопрос его представлений о том, каким город должен быть, а вовсе не  для того, чтобы больше украсть. О том как газоны делаются - это уже вопрос к организациям, которым поручено, как умеют, очевидно, что сеять или рулоны раскатывать - быстро, и не хлопотно, а бюджет экономить - такой задачи не ставили, ставили - быстро сделать газоны. Все что хотите за ваши деньги.

Да что там газоны и плитка! Вчера встерчались с одноклассниками, один из них рассказал, что для администрации президента присалали список сантехники для закупки, японской. С подсветкой и прочей лабудой, не понимаю зачем унитаз подсвечивать, что там такое можно разглядеть?Так вот цена одного 300 000 рублей. В то время, как Медведеву самому ставили все самое дешевое.

Я хочу за мои деньги кондиционеры в поликлиниках, больницах, школах, детских садах. Хочу что бы газоны поливали и дворы, как в советское время. Куда написать Собянину о том, что я хочу за свои деньги? Его якутские представления о плоскости мне не интересны. МЕня волнуют дети и старики, задыхающиеся в детских садах и поликлиниках. Меня волнует метро, в котором я иногда езжу, и поезда заполненные углекислым газом.

Это Вы так думаете, что это Ваши деньги, и так бы и должно быть. А вот мэрия уверена - что ее!

Надо мэрии объяснить, что они мои)) И потребовать отчета!

А мне нравится эта российская чистосердечность

Никакого ханжества.

Тебя посадили мэром--давай скорей пиздить. Не стесняясь, не прячась, без прикрытия. У жены стройфирма--строим везде как полоумные. У жены кирпичный заводик--мостим тротуары. У деверя фабрика резиновых изделий--не каждый фонарь натянем по презервативу. 

И заодно это такая иллюстрация: не человек красит место, а место человека. Оно его формирует.. Сняли Лужков, назначили Собянина, глядь--через год он уже сам Лужков.

Как же это все Орвелл точно описал в Ферме животных. Скоро Собянин на задних окороках ходить научится.

А что за научная теория разбитых окон? интересно!

Эту реплику поддерживают: Елизавета Пантелеева, Антон Чупилко

Кратко говоря, законопослушность человека, стремление к порядку зависит от окружения - люди легко мусорят, идут на вандализм, допускают мелкие правонарушения, если в окружающей обстановке есть признаки, что подобное поведение допускается. То есть если есть валяющийся мусор, разбитые окна, граффити и т.д.. При этом увеличивается легкость всех мелких нарушений, а не только аналогичных тому что видят - это какое-то общее ощущение порядка. Например, разбитые окна уменьшают готовность людей донести обертку мороженого до урны. Были многочисленные эксперименты, которые убедительно доказывают, что именно так это и работает. Джулиани начал с того, что в поездах метро стали стирать граффити, почти немедленно после появлния - поезд круг сделал, в депо зашел на 5 минут - вышел уже чистый. Убирать мусор. Стали задерживать подростков, которые прыгают через турникеты - нашли многих в розыске, а также извлекли много незарегистрированного оружия. И количество мелких преступлений (краж, подстав и грабежей) в метро стало уменьшеться.

Эту реплику поддерживают: Антон Чупилко

Не пойму, что это они все так заторопились - ВТБ со своим банком, плитка эта, покупки всякие непонятные на госденьги... Неужели настолько сами не верят в исход выборов?

Эту реплику поддерживают: Антон Чупилко

Смена хорошего асфальта на плитку - выброшенные бюджетные деньги, еще можно было бы спорить лучше или хуже, если бы асфальт меняли на плитку по мере изношенности. Например, считается, что плитку дешевле ремонтировать - нужно меньше техники, заменил выпавшие куски и все. Меня тут интересует совсем другое. Ни для кого не секрет, что именно Собянин любит тротуарную плитку (и, я не думаю, что жена - причина, ему просто так больше нравится), открытые пространства, и т.д., то есть эта спешная смена тротуаров исходит именно от него. Но так не должно работать. Он, конечно, мэр, и обладает широкими полномочиями,  но он же не может принимать неподконтрольные, самоуправские решения. Это же не может быть без планов развития города, технических экспертиз  и т.д. Значит Собянин пожелал - и тут же все взяли под козырек, быстренько написали липовые экспертизы плохого состояния тротураров, обоснование целесообразности бюджетных трат, технические обоснования именно плитки вместо асфальта. И никто не возразил, не сказал, что деньги можно потратить на что-то более насущное. Нет, конечно, если Собянин увольняет людей только за высказанные сомнения в стратегии, то понятно почему по кивку начинается работа. Хотя, я не понимаю, как можно так уверенно рулить всем, в чем ты специалистом быть не можешь.  И должна же быть  приоритизация городских проблем и бюджетных трат на них?  Вообще странно, что у нас хоть что-то работает с такими принципами. Хочу - все кукурозой засеем, хочу - плиткой замостим.

 Вспоминаю Ломоносова:  

Открылась Москоу дорог полна; Баблу числа нет, Москоу дна.