Николай Клименюк:
Верховный Московскому не указ. «Бутырка-блогера» оставили сидеть
Мосгорсуд оставил в силе приговор бизнесмену Алексею Козлову, признанный Верховным судом несправедливым и незаконным
-
- Фото: Getty Images/Fotobank
В России есть настоящий островок стабильности и предсказуемости. Это Мосгорсуд. Только что Мосгорсуд оставил в силе приговор бизнесмену Алексею Козлову — после того, как рассмотрел постановление зампреда Верховного суда Петроченкова. Судья Верховного суда в пух и прах разнес приговор, вынесенный Козлову в 2009 году, нашел в приговоре Козлову даже больше нарушений, чем адвокат осужденного, и направил дело на повторное рассмотрение.
Дело Алексея Козлова получило известность благодаря героическим усилиям его жены, журналистки Ольги Романовой, и его собственному «Бутырка-блогу», который публиковался на сайте Slon.ru. Вкратце история дела Козлова в версии его и Романовой такова: бизнесмена «заказал» его деловой партнер, сенатор Владимир Слуцкер, после того как Козлов потребовал свою долю в совместном бизнесе. Козлов был осужден на восемь лет за «мошенничество в особо крупном размере» и «покушение на легализацию»: якобы он украл акции, единственным законным владельцем которых был он сам. Документы, которые использовало следствие, отправлялись с факса приемной Слуцкера в Совфеде. Мосгорсуд потом снизил срок до семи лет. Верховный суд усмотрел в приговоре Козлову фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона и презумпции невиновности. В постановлении говорится, что суд безосновательно отверг доказательства защиты, не установил и не допросил ключевых фигурантов и свидетелей, не обеспечил состязательности сторон в процессе, а занял сторону обвинения. Говоря простым человеческим языком, Верховный суд признал, что дело шито белыми нитками, и велел Мосгорсуду исправить ошибку.
В России по некоторым данным сидят 300 тысяч бизнесменов. Есть все основания предполагать, что многих из них посадили точно так же, как Козлова. Но не всем, как Козлову, повезло с женой. Романова с момента ареста мужа пишет статьи, дает интервью (например, честно рассказывает, как муж с ее помощью пытался откупиться, но взятка следователям в размере полутора миллиона долларов не принесла никакого результата), бегает по инстанциям, бьется лбом об стену и стравливает между собой разные правоохранительные структуры. Постановление Верховного суда Романова и адвокаты ее мужа восприняли как победу, а некоторые СМИ на радостях даже написали, что приговор Козлову уже отменен. В том, что приговор отменят, почти никто не сомневался. Элла Панеях писала в «Ведомостях»: «Учитывая обычаи российского уголовного правосудия, эту победу невозможно не признать экстраординарной: развернуть вспять карательную машину, когда человек уже находится за решеткой, — миссия практически невыполнимая».
Ощущения триумфа сохранялось до 22 июля — на этот день было назначено заседание Мосгорсуда, которое внезапно (и в нарушение закона) отложили на неделю.
И вот заседание прошло, и Мосгорсуд оставил приговор, признанный Верховным судом неправосудным, в силе, только уменьшил срок до 5 лет. Наверное, это можно считать доказательством самой настоящей независимости Мосгорсуда. Он не зависит ни от Верховного суда, ни от закона, ни от здравого смысла. Не зависит он и от заклинаний кандидата юридических наук Дмитрия Анатольевича Медведева, временно замещающего выпускника юридического факультета ЛГУ Владимира Владимировича Путина на посту президента РФ. Мосгорсуд самым очевидным образом не зависит от политики, потому что где политика, а где средней руки предприниматель Алексей Козлов? Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, за 12 лет превратившая Мосгорсуд в глыбу, не подверженную никаким влияниям и катаклизмам, уже заработала себе место в пантеоне выдающихся юристов России — где-то рядом с Андреем Вышинским.
Всем хорошо известно, что российские суды не выносят оправдательных приговоров, а если такие приговоры и случаются, то их отменяют кассационные инстанции. Постановление Верховного суда — не повод для Московского городского отступать от этой славной российской традиции. При этом Мосгорсуд поступил считай что гуманно. Ольга Романова уверена, что 5 лет — цифра не случайная, Козлов уже отсидел больше половины этого срока: «Они хотят, чтобы Козлов подавал на УДО. Признался во всем — и свободен. Этому не бывать». Вообще-то, закон об УДО не предполагает признания вины и раскаяния — решение по этому поводу уже выносил Конституционный суд. Но кому это интересно?
Московский городской суд только что продемонстрировал, для чего в России существуют суды высших инстанций. Они существуют для того, чтобы их либеральным решениям могла искренне порадоваться пресса. Несправедливо осужденные могут этими решениями подтереться и подавать на УДО. Буквально вчера Вельский суд Архангельской области убедительно показал, какие перспективы на условно-досрочное освобождение имеются у нераскаявшихся. Защита Козлова, несомненно, будет оспаривать приговор и жаловаться, и, может быть, какая-нибудь высокая инстанция все-таки отменит приговор. Или Козлову надоест сидеть, он махнет рукой на принципы и подаст на УДО. И может быть, даже выйдет. А может быть, так и будет доказывать свою правоту до конца пятилетнего срока. Сейчас в России можно быть твердо уверенным только в двух вещах. Мосгорсуд никогда никого не оправдает. Следующим президентом России будет юрист.

Очень ценю и уважаю Ольгу Романову, сочувствую ей, но нисколько не удивлена таким поворотом событий. Могу предсказать реакцию общества: рябь в интернете, обсуждение на Эхе и на Дожде и все... Об этом я и написала в своем блоге.
Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте